Иванов Всеволод Никанорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иванов Всеволод Никанорович

1888-1971

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Всеволод Никанорович Иванов

Иванов Всеволод Никанорович (1888, Волковыск, Гродненской губ., 9.12.1971, Хабаровск) - русский философ, культуролог, писатель. Окончил историко-филологический ф-т Петербургского ун-та. Стажировался в Гейдельбергском ун-те и в ун-те г. Фрайбурга, участвовал в семинарах Виндельбанда и Риккерта. С 1922 г. - в эмиграции: жил в Китае. Корее, Маньчжурии. В 1945 г. вернулся на родину. Основной философский труд Иванова - «Дело человека. Опыт философии культуры» (1933). Развивая идеи неокантианства, он рассматривал культуру как «мир законов инвентивных» (от лат. inventio - изобретение), в отличие от природы («естества») как «мира законов конститутивных». Инвентивные законы - это законы целевой причинности, целеполагания и творчества. Культура - система целей. «Вершину мира инвентивных законов, вершину мира культуры» образуют идеи морали и религии. Иванов подвергает критике неокантианцев за «замещение» ими реальной причинности функциональной связью, за противопоставление наук о природе наукам о культуре. «Дело человека» ставит Иванова в ряд таких представителей русского неокантианства, как Гессен, Степун, Лапшин, Лаппо-Данилевский, Яковенко. При этом существенно, что в творчестве Иванова черты кантианского гносеологизма (и аксиологизма) своеобразно соединены с характерным для многих русских философов онтологизмом. Обычно Иванова относят к представителям евразийства. Но по отношению к евразийскому движению Иванов соблюдал определенную дистанцию. Он не относил себя ни к евразийцам, ни к антиевразийцам, полагая, что русская самобытная культура будет вызревать не как простая «равнодействующая» двух культур: европейского Запада и азиатского Востока. «Новая реальная культура, нам доселе неведомая... - писал он, - будет не азийской, не европейской, не евразийской, а русской». Вместе с тем его выводы о сущности, культурно-исторической роли и тенденциях развития русского суперэтноса во многом совпадали с оценками Савицкого, Н. С. Трубецкого и других евразийцев. Этот подход проявился в его публицистике 20-х годы в работе о Н. К. Рерихе, а позднее в исторических повестях «Иван Третий», «Ночь царя Петра», «Императрица Фике».

В. Е. Доля, Н. С. Семёнкин

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 206-207.

Иванов Всеволод Никанорович (7[19].09.1888—9.12.1971), писатель. Родился в г. Волковыск Гродненской губ. Окончил историко-философский факультет Петербургского университета (1912). Начал печататься в 1909. С 1922 по 1945 жил в Китае, вначале как эмигрант; в 1931 получил советское гражданство, сотрудничал с ТАСС. С 1923 жил в Шанхае, где работал над книгой «Мы: Культурно-исторические основы русской государственности». В к. 20—30-х выпустил ряд книг: автобиографический роман «1905 год: Роман молодой души» (1929); сборник политической эссеистики и воспоминаний «Огни в тумане: Думы о русском опыте» (1932); «Дело человека: Опыт философии культуры» (1933); этические искания Иванова нашли отражение в «Повести об Антонии Римлянине» (1934), где действие памятника древнерусской житийной литературы XIV в. перенесено в Рим I—III вв. н. э.

В сер. 1950-х Иванов вновь обратился к собственной юности: события 1905 в Костроме нашли свое отражение в романе-хронике «На Нижней Дебре» (1958); образ главного героя Николая Прокшина носит автобиографические черты.

Начатые в 1910-е размышления о судьбе России («Мы», 1926) воплотились в его главном романе «Черные люди» (1963). Здесь нашли отражение едва ли не все наиболее значимые события русской истории XVII в.; особая роль среди персонажей была отведена Ерофею Хабарову, протопопу Аввакуму и патр. Никону; на страницах романа можно встретить многих реально существовавших исторических лиц. На примере семьи купцов Босых показаны духовные и физические предпосылки, которые позволили русским людям пройти огромное пространство, вплоть до китайских пустынь, вод Северного Ледовитого океана, и выйти на берега Тихого океана. Историософская концепция Иванова, изложенная им в книге «Мы» и проиллюстрированная «Черными людьми», нашла свое продолжение в книге «Императрица Фике» (1967). Этот сборник состоит из трех повестей: «Иван Третий», «Ночь царя Петра» и «Императрица Фике» (о молодости Екатерины II), каждая из которых призвана показать неустойчивое в переломные моменты русской истории динамическое равновесие внутри триады «эпоха—личность—народные массы». По замыслу Иванова «Иван Третий» должен был иметь продолжение — роман «Александровская слобода» об эпохе Ивана Грозного (неоконч.). К этому циклу «исторических повествований» (жанровое определение самого Иванова) органически примыкает и роман-исследование Иванова «Александр Пушкин и его время» (1970). Не претендуя на какие-либо открытия в области пушкинистики, Иванов постарался показать Пушкина прежде всего как человека государственного мышления, верноподданного Российской империи не только в своих взглядах, но и в повседневной жизни.

М. Л.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Далее читайте:

Иванов В.Н. Мы. Культурно-исторические основы русской государственности (Статья В. Е. Доля о труде Вс. Н. Иванова).

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Мы. Культурно-исторические основы русской государственности. Харбин, 1926 (Спб., 2005); Философия Вл. Соловьева (К тридцатилетию его смерти). Харбин, 1931; Рерих - художник-мыслитель. Рига, 1940; Александр Пушкин и его время. Историческое повествование. Хабаровск, 1970; Огни в тумане: Думы о русском опыте. М., 1991; Воскресение и жизнь // Н. Ф. Федоров: pro et contra. Кн. 2. СПб., 2008; Гул жизни. Из литературного наследия. СПб.; Вышний Волочёк, 2009.

Литература:

Руснак С. С. Взгляд на евразийство с Дальнего Востока // Личность. Культура. Общество. 2001. Т. 3. Вып 1(7).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС