Доля Валентин Егорович |
|
р. 1934 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Доля Валентин ЕгоровичДоля Валентин Егорович (1.01.1934, Кустанай) - специалист по истории русской философии, д-р философских наук, проф. Окончил философский факультет ЛГУ (1956). В 1958-1996 гг. преподавал философию во Львовском медицинском институте (в 1966-1996 гг. был зав. кафедрой философии). С 1997 г. - профессор кафедры философии Московского государственного университета пищевых производств. Защитил докторскую диссертацию «Критика геологического понимания свободы» (1974), в которой проанализировал проблему свободы в русской религиозной философии конца XIX - начала XX века. В религиозно-философском понимании свободы, с точки зрения Доли, способность волеизъявления человека рассматривается в его соотнесенности с категориями божественного всеведения и всемогущества, взаимосвязи и взаимообусловленности всего сущего, а также с феноменом ценностно-этической регуляции человеческих поступков. Доля одним из первых в систематизированной форме рассмотрел решение этих вопросов в метафизике всеединства (софиологии) и в русской экзистенциальной философии как наиболее влиятельных течениях в русской религиозной философии Серебряного века. Отмечая новые (в т. ч. неклассические) моменты и повороты в трактовке свободы В. С. Соловьевым, Булгаковым, Франком, Карсавиным, с одной стороны, и Бердяевым и Шестовым - с другой, Доля особое внимание уделил взаимной рецепции обоих течений. Софиологи оценивают бердяевскую трактовку свободы как обожествление человека, как оправдание имморализма, а шестовскую - как «игру в парадоксию», как философский нигилизм во имя «каприза и произвола», как воинствующий агностицизм и иррационализм. Представители экзистенциальной философии (Бердяев, Шестов), в свою очередь, вскрывают у софиологов тенденцию подчинения человеческой свободы разным формам и уровням всеединства, даже добровольного отказа от нее во имя органического соборного целого, утопических теократических синтезов, симфонических личностей и т. п. Применение данного метода имманентной критики позволило раскрыть религиозную метафизику свободы как специфическую форму теоретической рефлексии и самосознания в русской религиозной философии конца XIX - 1 -й половины XX века. Доля - автор ряда работ, посвященных проблемам философии религии в России. Особое место в работах Доли занимают вопросы истории философской мысли в Украине. Н. С. Семёнкин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 174.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Критика теологического понимания свободы. Львов. 1973; Теоретико-познавательный и психологический аспекты формирования научного мировоззрения (в соавт.). Киев, 1980; Иллюзия духовности. Львов, 1985; Проблемы развития философской мысли Украины в трудах Д. Чижевского. Львов, 1992; Русская идея в зеркале украинской культурологии // Второй симпозиум историков русской философии «Русская философия: новые решения старых проблем». Спб., 1993. Ч. 1.; Духовный смысл истории Киевской Руси в трактовке П. Флоренского// Четвертый «круглый стол» «История религии в Украине». Киев; Львов, 1994; Философия и метафизика всеединства // Гуманизм. Человек. Духовность: Материалы конференции, Дрогобыч, 1996; Проблема религиозного осмысления феномена хозяйства в философии С. Н. Булгакова (в соавт.). Калининград, 1998; Диалектика веры и разума в философии Вл. Соловьева (в соавт.) // Социум. Научные труды Московской академии экономики и права. М., 2000. Выи. 4; С. Н. Булгаков о мифосимволической природе религиозного сознания (в соавт.) // Там же. М., 2003. Вып. 11; История политических и правовых учений: В 2 ч. М., 2011-2012.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |