Иоанн Солсберийский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иоанн Солсберийский

1115-1180

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иоанн Солсберийский

Иоанн Солсберийский (около 1115—1180 гг.). Этот писатель англо-саксонского происхождения обучался во Франции и прослушал курс лекций у самых знаменитых преподавателей парижской школы: Абеляра, Гильома Коншского, Жильбера де ля Поррэ. После обучения поступил на службу к епископам Кантерберийским: Теобальду, а затем Томасу Бекету. В 1176 г. Иоанн Солсберийский становится епископом Шартрским. В самом известном его произведении, «Поликратике» («Policraticus»), посвященном Томасу Бекету, он рассуждает о моральных принципах, на которых должно строиться управление обществом. Первым в Западном мире ознакомившись с творчеством Аристотеля и опираясь на его произведение «Органон», Иоанн Солсберийский написал сочинение «Металогик» («Metalogicus»), в котором выступает как защитник логики и метафизики. Его поэма «Энтетик» («Entheticus») представляет собой введение в философию. Неутомимый ученый, он оставил нам историю пап («История понтификов»), множество писем и жизнеописания епископов Кантерберийских: Ансельма и Томаса Бекета.

Поло де Бонье, М.-А. Средневековая Франция / Мари-Анри Поло де Болье. – М., 2014, с. 219-220.

Иоанн Солсберийский (John of Salisbury) (между 1115—1120, Солсбери, Англия — 25 октября 1180, Шартр) — один из представителей так называемого гуманизма 12 века. С 1135 года в течение нескольких лет обучался в ряде церковных школ Франции; в 1336 году — ученик Абеляра. С 1148 года на службе у архиепископа Кентерберийского Теобальда; после его смерти сблизился с Томасом Бекетом, которого поддерживал в борьбе с королем Генрихом II. В 1163 году переехал во Францию, а в 1176 году стал епископом Шартра.

В сочинении «Металогик» (Metalogicon) Иоанн Солсберийский высоко ставит сомнение как принцип свободного выбора духа, позволяющий избежать догматического следования той или иной философской системе. Познание должно основываться на трех главных источниках — чувстве, разуме и вере. Проблему универсалий Иоанн считал неразрешимой. Усматривая пять вариантов ее решения, он ни один из них не расценивал как единственно возможный и видел в универсалях лишь умственные конструкции, а не реальности. «Поликратик» (Policraticus) — одно из первых произведений средневековья, где подробно обсуждалась идея теократического или иерократического государства. Соглашаясь с утверждениями римского юриста Ульпина о воле государя как источнике закона, Иоанн в то же время по существу признавал верховенство церкви над властью государя и подчинение его церковному авторитету. Хотя Иоанн не был представителем Шартрской школы, его имя навсегда осталось связанным с ней; он слыл одним из лучших латинистов своего времени, знатоком красноречия, выступавшим за развитие интеллектуального и морального образования. Сочинения его оказали влияние на мыслителей Возрождения.

О. В. Голова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 148.

Иоанн Солсберийский (John of Salisbury, Iohannes Saresberiensis) (ум. 1180) - английский средневековый богослов, автор богословских и политических трактатов. Родился в Солсбери (или близ него). Учился в Парижском университете у Абеляра, затем у Гильома Коншского в Шартре (Франция). С 1150 года был секретарем архиепископа кентерберийского Теобальда, а с 1161 года - Т. Бекета, был его другом и советником, поддерживал в борьбе с Генрихом II. После убийства Бекета (1170) стал епископом Шартрским (с 1176). В сочинении "Policraticus" (1159) изложена система политических и этических взглядов Иоанна Солсберийского (он развивал идею о верховенстве духовной власти над светской). В сочинении "Metalogicus" (1159) изложена философская система, близкая к платоновскому "идеальному государству". Сочинения Иоанна Солсберийского содержат много материала о средневековых школах, о той борьбе, которая велась вокруг философских и богословских вопросов в Парижском университете.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 6. ИНДРА - КАРАКАС. 1965.

Сочинения: PL, v. 199; Policraticus, ed. by C. С. J. Webb, v. 1-2, Oxf., 1909; Historia Pontificalis, ed. by R. L. Poole, Oxf., 1927.

Литература: Schaarschmidt C. M. W., Johannes Saresberiensis nach Leben und Studien, Schriften und Philosophie, Lpz. - В., 1862; Webb C. C. J., John pf Salisbury, L., 1932.

Иоанн Солсберийский (Joannes Saresberiensis) (между 1115 и 1120—25.10.1180, Шартр), средневековый философ, представитель шартрской школы. Епископ Шартрский (с 1176). В философских воззрениях более всего тяготел к платоновской Академии, его главный авторитет — Цицерон. Выступая как против крайнего скептицизма, так и против догматизма, в котором он видел следствие недостаточного образования, он склонялся везде к доводам здравого смысла и к умеренности, в том числе и в решении проблемы универсалий. Так как знание об универсалиях самих по себе недоступно, то остаётся только исследовать, как достигается знание о них. Эту проблему Иоанн Солсберийский решает на основе аристотелевского учения об абстракции: сходство различных индивидов приводит к знанию вида, сходства видов — к знанию рода. Истинная философия, по Иоанну Солсберийсклму, совпадает с любовью к богу и жизнью согласно принятому учению; с этим связано и критическое отношение его к схоластическим дискуссиям. Особое значение имеет политическая теория Иоанна Солсберийского (высокая оценка римского права, принципиальное оправдание тираноубийства).

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: PoHcraticus, ed. С. С. J. Webh, t. l—2, Oxf., 19UÜ; Meta-logicori, ed. G. C. J. Webb., Oxf., 1929,

Литература: C о к о л о в   В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, о. 179—82' ebbe. С. J.,   John   of Salisbury, L., 19,42; D a n i е 1 s H ' Die Wissenschaftslehre des Johannes   von Salisbury   Kaldenkir-chen,   1932;  L i e b e s с h ü t r. II., Mediaeval humanism in the life and writings of John of Salisbury, L., 1950.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический справочник).

Сочинения:

MPL, t. 199; Policraticus, ed. С. С. J. Webb, t. 1-2. Oxf., 1909;

Metalogicon, ed. С. C. J. Webb. Oxf., 1929.

Historia Pontificalis, ed. by R. L. Poole, Oxf., 1927.

Литература:

Webb С. C. J. John of Salisbury. L., 1932;

Liebeschutz H. Medieval humanism in the life and writings of John of Salisbury. L., 1950.

Schaarschmidt C. M. W., Johannes Saresberiensis nach Leben und Studien, Schriften und Philosophie, Lpz. - В., 1862;

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС