Гуттен Ульрих фон |
|
1488-1523 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ульрих фон ГуттенГуттен (von Hutten) Ульрих фон (21 апреля 1488, замок Штекельберг близ Фулвды, Германия — 29 августа 1523, о. Уфнау на Цюрихском озере, Швейцария) — немецкий гуманист. Потомок старинного дворянского рода, воспитывался в монастырской школе в Фульде, учился в университетах Кельна, Эрфурта, Ростока и др., а также в Павии и Болонье. В 1512 — 1517 годах в Италии Гутген был нетипичным для немецкого рыцарства поборником гуманистического просвещения и пропагандистом античного наследия, одним из главных создателей «Писем темных людей» (Epistolae obscurorum virorum, 1515—1517), сатиры на невежество, аморальность и нетерпимость к инакомыслию монахов и теологов. В своей поэзии, речах и диалогах (стихотворение «Никто» — Nemo, 1518; диалог «Фортуна» — Fortuna, 1519), как и в обширной переписке Гуттен восхвалял могущество разума человека, его волевую активность, выступал за свободу слова и независимость светской культуры от церковной цензуры, против засилия авторитетов схоластики. В занятиях науками видел путь к нравственному совершенствованию личности. Накануне и в начальный период Реформации Гуттен стал крупнейшим политическим публицистом страны и одним из основных выразителей формировавшегося немецкого национального самосознания. Он призывал к освобождению Германии от поборов и власти Рима и централизации страны. Резко критикуя церковную иерархию во главе с папой, Гуттен впервые опубликовал трактат Л. Баллы о подложности «Константинова дара» и антиримские документы по истории Германии. В 1519—1520 он решительно поддержал Лютера, но выступил с собственной программой действий. В борьбе против папства и духовных князей призывал к объединению сил оппозиции, союзу дворянства и городов, к открытой войне с Римом, надеясь на усиление в этом случае роли рыцарства и возрождение мощи империи (диалоги «Лихорадка II», «Вадиск, или Римская троица», «Разбойники» — Febris II, Vadiscus, Praedones, 1519—1520). Эти политические планы Гуттена провалились, как и его утопические расчеты на успех восстания части рыцарства в 1522—1523 годов. Он был вынужден бежать в Швейцарию, где вскоре умер. В. М. Володарский Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 573-574.
Гуттен (Hutten), Ульрих фон (21. IV. 1488 - 29. VIII. 1523) - немецкий гуманист и политический деятель. Сын рыцаря. Был активным членом эрфуртского кружка гуманистов, одним из основных авторов сатиры «Письма темных людей» (1515-1517), в которой разоблачаются схоластическая лжеученость и безнравственная жизнь духовенства. Гуттен боролся за развитие светской культуры, мастерски применял в своем литературном творчестве, в том числе публицистике, метод рационалистической критики католических догм и папства. Жизнеутверждающее гуманистическое мировоззрение Гуттена проникнуто страстной верой в могущество разума, силу науки, в высокую ценность человеческой личности. Гуттен делал радикальные выводы из гуманистической трактовки христианства Эразмом Роттердамским и И. Рейхлином. С началом реформации примкнул к группировавшейся вокруг Лютера оппозиции. В памфлетах «Вадиск, или Римская троица» (1520), «Наблюдатели» (1520), «Разбойники» (1521) и других Гуттен призывал выступить открытой войной против папства, искоренить в Германии засилье князей - носителей политической раздробленности. Осуществление этой программы Гуттен считал решающим этапом на пути воплощения социально-политических идеалов гибнувшего рыцарства: создания централизованной империи, основанной на крепостничестве и опирающейся на дворянство. Безуспешно пытаясь направить общенародное движение против Рима в интересах своего сословия, Гуттен принял участие в рыцарском восстании 1522-1523 годов; вскоре после провала восстания умер. Несмотря на реакционную утопичность сословных идеалов Гуттена, основная линия его творчества шла в русле передовой германской культуры и соответствовала интересам прогрессивных слоев немецкого народа в борьбе за единую, свободную от духовного гнета Германию. В немецкой буржуазной историографии деятельности Гуттена дается различная оценка. Младогегельянец Д. Штраус идеализировал Гуттена как «пророческую натуру», умевшую сочетать гуманистическую широту кругозора с реформаторским порывом воли. Полностью развенчать Гуттена пытался реакционный протестантский историк П. Кальков, который отрицал наличие у Гуттена национальной политической программы борьбы с папством и преувеличивал роль сословных интересов и эгоистических расчетов в его деятельности. В. М. Володарский. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Сочинения: Opera, quae reperiri potuerunt omnia, ed. E. Böcking, v. 1-5, et suppl. v. 1-2, Lipsiae, 1859-70; в рус. пер. - Письма темных людей, М.-Л., 1935; Диалоги, Публицистика, Письма, пер. С. Маркиша, вступ. статья М. М. Смирина, М., 1959. Литература: Маркс К., Энгельс Ф., Соч., 1 изд., т. 25, М., 1934 (см. Указатель); Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, 2 изд., т. 7; Штраус Д. Ф., Ульрих фон Гуттен, пер. с нем., СПБ, 1896; Kalkoff P., Ulrich von Hütten und die Reformation, Lpz., 1920; Kleinschmidt K., Ulrich v. Hütten, В., 1955; Володарский В. М., Гуманистические воззрения Ульриха фон Гуттена, в сб.: Ср. века, 1963, в. 24.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Германии (биографический указатель). Сочинения:Opera quae reperiri potuerant omnia, vol. 1—7. Lipsiae, 1859—70; в рус. пер.: Письма темных людей. М.-Л., 1935; Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959. Литература:Володарский В. М. Ульрих фон Гулен в зарубежной историографии 20 в. — В кн.: Культура Возрождения XVI века. М., 1997; Штраус Д. Ф., Ульрих фон Гуттен, пер. с нем., СПБ, 1896; Kalkoff P. Ulrich von Hutten und die Reformation. Lpz., 1929; Holborn H. Ulrich von Hutten and the German Reformation. L., 1937; Bernstein E. Ulrich von Hutten. Reinbeck bei Hamburg, 1938; Штраус Д. Ф. Ульрих фон Гуттен. СПб., 1896.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |