Феодор Студит
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Феодор Студит

759-826

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Феодор Студит

Феодор Студит, преподобный, празднуется 11/24 ноября. Об этом дне в народе говорили: “Феодор Студит землю студит” или “Со дня Феодора Студита стало холодно сердито”.

+ + +

Феодор Студит — преподобный, исповедник, византийский церковный деятель и писатель, реформатор монашеской жизни в Византии. Родился в 759 г., умер 11 ноября 826 г. где-то на Принцевых островах. Принял монашеский постриг в Саккудионском монастыре, в 794 г. стал его игуменом. В 799 г. монахи под руководством Феодора восстановили древний Студийский монастырь в Константинополе, который вскоре превратился в один из крупнейших центров византийского монашества, а Феодор стал его игуменом. Школы и скрипторий Студийского монастыря при Феодоре стали средоточием книжной культуры империи. Из- за конфликтов со светской властью Феодор Студит неоднократно изгонялся из монастыря. При императоре Льве V Армянине он выступил с осуждением иконоборчества, был заключен в тюрьму, а затем сослан, но продолжал борьбу. Канонизирован через два года после смерти. В катехизисах, проповедях и стихотворных произведениях утверждал устав общежительного монастыря — «киновии», основанный на строгой дисциплине занятых производительным трудом монахов, подчиненных абсолютной власти настоятеля. Сохранилось свыше 500 писем Феодора Студита — важный источник по истории политической и идейной борьбы в Византии начала IX в.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.419.

Феодор Студит (759-826). Феодор происходил из семьи высокопоставленного чиновника по сбору налогов. Он получил превосходное воспитание, которое должно было позволить ему идти по стопам отца. Но Феодор последовал за своим дядей Платоном в монастырь Саккидион, построенный на юге Пропонтиды, куда он увлек большую часть семьи в 799 году. Феодор возглавил Студийский монастырь неподалеку от Золотых Ворот, возведенный в V веке. Он провел его реорганизацию.

Феодор постоянно присоединяется к самому непримиримому лагерю, за что неоднократно отправлялся в ссылки. Но он неизменно возвращался триумфатором при каждой смене политической власти, за исключением 815 года, когда возобновилось иконоборчество. Императору Льву V не удалось укрепить все более слабеющую верность Феодора престолу. Подобное поведение Феодора закончилось провалом, но обеспечило ему благодарную память потомков. Его рукописи, а именно наставления новообращенным, и его предписания, касавшиеся монастырской жизни, почти полностью определили дальнейшее существование монашества, хотя строгое правило жить только внутри монашеской обители, на котором он настаивал, никогда полностью не соблюдалось. Феодор умер в ссылке 11 ноября 826 года.

Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 406-407.

Феодор Студит (…) (759 - 11 ноября 826, Принцевы острова, или у мыса Акрита) — византийский богослов, реформатор монастырской жизни. Родился в чиновничьей семье иконопочитателей, в 780 вступил в монастырь Саккудия в Вифинии, управлявшийся его дядей; в 794 стал игуменом. При императоре Константине VI сослан в Фессалонику (795/96), но затем возвратился в Саккудий, а ок. 798 — в Константинополь. В столице восстановил Студийский монастырь и организовал строгую общежительную общину (киновию), взяв за образец монастырский идеал Василия Великого. Бескомпромиссность по отношению к церковным и светским властям привела к ссылке его на Принцевы острова (в Мраморном море). Политика иконоборческих императоров вызвала новое резкое противодействие Феодора Студита. После отказа от участия в поместном соборе 815 он был сослан в Метопу в Вифинии, затем еще дальше, вплоть до Смирны. В нескольких житиях св. Феодора Студита описывается, в частности, торжественное перенесение его мощей в Константинополь 26 января 844.

Для православного богословия огромное значение имеют опровержения иконоборчества (три «Антирретики против иконоборцев») и развитие учения Иоанна Дамаскина об образе. Он также писал литургические гимны, гомилии (беседы) и панегирики. В письмах (в основном — из ссылок) обсуждал вопросы монастырской этики (сохранилось более 550 посланий); моральной стойкости монаха посвящены и его эпиграммы.

M. В. Бибиков

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 182.

Феодор Студит (Teodoros o Stoyditns) (759 - 11.XI.826) - византийский церковный деятель. Из константинопольской чиновной знати. С 798 года - настоятель реорганизованного им Студийского монастыря в Константинополе. Непримиримый фанатик, идеолог монашества и иконопочитания, Феодор Студит активно вмешивался в политику, в борьбу с императорами, настаивая на строгом соблюдении церковных канонов; при императоре Льве V (813-820) возглавил борьбу против иконоборчества. Феодор Студит требовал полной автономии монастырей, подчинения церкви контролю монашества. Трижды был сослан императорами. Феодор Студит - автор сурового монастырского устава (обязательный труд, общежитие, отсутствие личной собственности), многих богословских сочинений. Сохранилось около 500 писем Феодора Студита, являющихся важным источником по истории Византии.

М. Я. Сюзюмов. Свердловск.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Сочинения: Творения, т. 1-2, СПБ, 1907-08.

Литература: Доброклонский A., Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский, т. 1-2, О., 1913-14.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Византия (краткая справка).

Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV |  

Константинопольские патриархи (биографический справочник).

Сочинения:

MPG, t. 99; Nova patrum bibliotheca, ed. J. Cozza—Luzi, vol. VIII—IX. Romae, 1871—88; в рус. пер.: Огласительные поучения и Завещание. М., 1998.

Творения, т. 1-2, СПБ, 1907-08.

Литература:

Культура Византии. Вторая половина VII—XII в. М., 1989, с. 426—434;

Franchi de'Cavalieri P. Un'antica rappresentazione delia traslazione di S. Teodoro Studita.— «Analecta Bollandiana», 1913, t. 32, p. 230—235;

VorstC. van de. Le petite catechese de S. Theodore Studite.— «Analecta bollandiana», 1914, t. 33, p. 31—51.

Доброклонский A., Преподобный Феодор, исповедник и игумен Студийский, т. 1-2, О., 1913-14.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС