Чхеидзе Константин Александрович |
|
1897-1974 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Константин Александрович ЧхеидзеЧхеидзе Константин Александрович (19.09(1.10). 1897, Моздок - 29.07.1974, Прага) - писатель, философ, один из лидеров евразийского движения 30-х годов, ближайший сподвижник Савицкого. Печатался в русской эмигрантской и чешской периодике, евразийских изданиях, Стремился к установлению творческого диалога между евразийством и другими пореволюционными течениями эмиграции. Испытывая глубокий интерес к философии Федорова, основал в 1933 году в Праге при Чехословацком Национальном музее архивное отделение Fedoroviana Pragemia. Чхеидзе считал необходимым расширить духовную платформу евразийства на основе идей русской религиозно-философской мысли (Федоров. В. С. Соловьев, Бердяев, Булгаков, Сетницкий). В начале 30-х годов им была выдвинута концепция совершенной идеократии, переосмыслявшая идеократическую теорию Н. С. Трубецкого. Вопрос об идее-правительнице Чхеидзе переводил из области социально-политической в сферу онтологии и антропологии, исследуя его как вопрос о смысле жизни, о смысле явления для сознающего, чувствующего существа. Опирался на представление об антиэнтропийной сущности жизни, выдвинутое в религиозной и естественно-научной ветвях русского космизма: жизнь как борьба с энтропией, «организация бытия». Человек, «высшая и конечная форма жизни», порожденная творческим усилием эволюции, представляет собой «организационный центр вселенной», и заповедь «обладания землей», данная ему в книге Бытия, есть завет возделывать и преображать эту землю, требование его «соучастия в обожении мира». В такой онтологической и антропологической перспективе социальная организация человечества представала первой ступенькой к организации бытия в целом. «Государства-материки», объединяющие отдельные государства в целостные миры со своим историческим и культурным заданием и своей верховной идеей (пан-Европа, пан-Америка, пан-Евразия и др.), виделись своего рода вехами на пути к «грядущему объединению человечества», будущему общепланетарному единству, где «месторазвишем будет весь земной шар, а субъектом истории - все человечество». Обосновывая идеократию требованием самой эволюции, Чхеидзе подчеркивал, что ни одна из доселе существовавших идеократий не была целостной и совершенной. Между тем истинная, совершенная идеократия может быть построена только на целостном идеале. И именно такой идеал дает, по мысли Чхеидзе, русская религиозная философия в лице Федорова: идеал преображения бытия и человека, победы над смертью, благого вселенского творчества. Исходя из этого тезиса, Чхеидзе утверждал необходимость «соразвития и взаимопроникновения» евразийства, выдвинувшего задачу общественного устроения на идеократических началах, и федоровской концепции «совершенной идеократии», призывая к принятию этой концепции и идей др. пореволюционных мыслителей. С религиозно-философской точки зрения рассматривал Чхеидзе и русскую литературу, как дореволюционную, так и советского времени, видя в ней напряженные искания идеала, стремление воплотить «образ окончательного идеального состояния человечества». Отмечая преобразовательный, космический пафос литературы 1920-1930-х годов, бьющиеся в ней чаяния «третьей революции духа», жажду обновления жизни на началах объединяющей высшей идеи, называл новейший период русской литературы идеократическим. Идеал социального устроения видел в соборности, «где сняты противоречия между «всеми» и «одним». Выдвигал основой подлинной социальности субъект-субъектные отношения. Высшую форму субъект-субъектной связи полагал в связи между человеком и Богом: человек - «со-субъект, со-делатель», сотрудник Творца, он соучаствует в преображении мира. Преодоление оппозиции материализма и идеализма вслед за В. Н. Ильиным видел в материологизме: дух, Логос проникает собою материю, ведя ее к совершенству. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 769-770.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:На литературные темы. Прага, 1932; К проблеме идеократии // Новая эпоха. Идеократия. Политика. Экономика Обзоры. Нарва, 1933; Проблема идеократии // Вселенское Дело. <Харбин>, 1934. Вып. 2; Страна Прометея. Нальчик, 2004; Крылья над бездной: Роман-сказ. Кавказская проза. Нальчик, 2010; Путник с Востока. Проза. Литературно-критические статьи. Публицистика. Письма. М., 2011; Н. Ф. Федоров: pro et contra: В 2 кн. Спб., 2008. Кн. 2; События, встречи, мысли. Гл. VIII. Прага - Париж - Прага Н Воспоминания. Дневники. Беседы (Русская эмиграция в Чехословакии). Кн. 1. Прага, 2011. Литература:Из переписки Н. А. Сетницкого и К. А. Чхеидзе // Из истории философско-эстетической мысли ! 920-1930-х п . Г. 1. Н. А. Сетницкий. М., 2003; В поисках нового синтеза: Пореволюционные течения русской эмиграции 1920-1930-х гг.: Из переписки П. С. Боранецкого и К. А. Чхеидзе // Диаспора. Новые материалы. Париж: Спб., 2005. Т. 7; Гачева А. Г. Неизвестные страницы евразийства конца 1920-1930-х гг.: К. А. Чхеидзе и его концепция «совершенной идеократии» // Вопросы философии. 2005. № 9; Hagemeister М. Nikolaj Fedorov: Studien zu Leben, Werk und Wirkung. Munches, 1981). S 430-435; Гачева А. Г. Fedoroviana Pragensia. Вехи создания, фондообразователи, историко-культурное значение // Slavia: cacopis ро slovanskou filologii. Roc. 80. 2011. № 2-3.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |