Челпанов Георгий Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Челпанов Георгий Иванович

1862-1936

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Георгий Иванович Челпанов

Челпанов Георгий Иванович

Челпанов Георгий Иванович (16[28].04.1862—13.02.1936), философ, психолог, логик. Родился в Мариуполе. Челпанов учился на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе (1882—87). С 1890 — преподаватель философии (приват-доцент) Московского университета. В 1892 перешел работать в Киевский университет, где в 1897 стал профессором и зав. кафедрой философии (1897—1906). С 1907 по 1923 заведовал кафедрой философии Московского университета; с 1917 — почетный профессор. В 1910—11 посетил Германию и США для ознакомления с работой психологических институтов и лабораторий. Основатель и редактор ж. «Психологическое обозрение» (1917—18). В 1912 создал при Московском университете Психологический институт, директором которого и являлся. В период развертывания «борьбы за марксизм в психологии» был отстранен от руководства и от работы в институте (1923). С 1921 — член ГАХН; уволен по сокращению штатов в 1930.

Философское наследство, оставленное Челпановым, исчерпывается его трансцендентальным реализмом, но в этом отношении его анализы отличаются строгостью и выдержанностью: защита гносеологического реализма развита им с большой силой. Трансцендентализм Челпанова приближается к телеологическому его истолкованию. Челпанов, защищая реальность «объективной основы пространства», добавляет: «Может быть, эта объективная основа не есть пространство, а только известный аналог пространства; …по моему мнению, об объективной основе пространства можно только сказать, что наше пространство ей соответствует». Именно это заставляет Челпанова предпочитать обычному термину «трансцендентальный реализм» термин «идеал-реализм».

Телеологический акцент в априоризме у Челпанова сказывается в том, что в качестве «объяснения» того, почему в нашем познании есть «элементы, не соответствующие действительности», он приходит к мысли, что они суть «постулаты», которые лишь «в качестве таковых» имеют право на существование. «Употребление постулата причинности, — продолжает Челпанов, — оправдывается соображениями не логического характера». Почему? Потому, что мы пользуемся постулатами для того, чтобы достигнуть истины. Хотя мы и не можем не стремиться к истине, как к ценности, но раз мы «признаем необходимость постановки тех или иных целей, то должны признать и необходимость условий, способствующих осуществлению этих целей». Челпанов утверждает, что «оправдание» знания лежит «не в области логического доказательства, а в области веры». Неизбежность для системы знаний ряда постулатов сообщает всем философским построениям телеологический характер (ибо эти постулаты нужны, чтобы знание стало возможным).

Прот. Зеньковский В.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Вернуться на главную страницу Челпанова

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС