Челпанов Георгий Иванович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ч >

ссылка на XPOHOC

Челпанов Георгий Иванович

1862-1936

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Георгий Иванович Челпанов

Челпанов Георгий Иванович

Челпанов Георгий Иванович (1862-1936), российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии.

+ + +

Челпанов Георгий Иванович (1862–1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 – приват доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 – профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов – основатель Психологического института при Московском университете (1914) и журнала «Психологическое обозрение». Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение Челпанова – Мозг и душа (1900) – В.В. Зеньковский в своей Истории русской философии характеризовал как «лучшую не только в русской, но и в мировой литературе книгу по критике метафизического материализма».

Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я. Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из психического». Утверждаемый им «дуализм» имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Гносеологические воззрения Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея «философской» психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный «союз» обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Умер Челпанов в Москве 13 февраля 1936.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Другие биографические материалы:

Зеньковский В.В. Философ, психолог, логик (Большая энциклопедия русского народа).

Абрамов А.И. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV).

Пухир В. М. Философ и психолог (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014).

Фролов И.Т. Философ-идеалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Психология. Лекции. М., 1892; О ценности жизни. Изложение и критика пессимистической философии // Мир Божий. 1896. № 11; Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1—2. Киев, 1896—1904; Учебник логики. 1897; Изд. 10-е. 1946; Мозг и душа. 1900; Изд. 5-е. М., 1912; О современных философских направлениях. Киев, 1902; Введение в философию. Киев, 1905; Психология. Ч. 1—2. М., 1909; Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. Вып. 99 (3). 1909; Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Изд. 3-е. М., 1924; Демократизация школы. М., 1918; Учебник психологии. Изд. 15-е. М.—Пг., 1919; Психология и марксизм. Изд. 2-е. М., 1925; Объективная психология в России и Америке. М., 1925; Очерки психологии. М.—Л., 1926; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926; Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927; Социальная психология или условные рефлексы. М.—Л., 1928.

 

Часто бывает так, что мы лучше знаем западноевропейских психологов, чем своих. Того же Карла Густава Юнга с его психологической типологией и толкованием сновидений. А вот того же Георгия Ивановича Челпанова мало кто помнит. Может быть, у нас что-то произошло с памятью, с нашей коллективной психикой? Может быть, всем нам нужна консультация психолога или консультация историка? Бог весть.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС