Аристотель
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Аристотель

384-322 до н.э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Аристотель

После победы Македонии над Грецией в битве при Херонее (338 г. до н. э.) и признания греками македонской гегемонии начинается новый период античной истории, получивший название периода «эллинизма». Этот период распространяется по 31 г. до н. э., т. е. до времени покорения Римом последнего крупного эллинистического государства — Египта. Выдающийся советский ученый А. Б. Ранович (стр. 16) писал, что эллинизм был историческим результатом всего предшествующего развития античной Греции. И еще: «История эллинизма — это всемирная история того времени. Его влияние проникло до Италии и Испании на западе, до Китая — на востоке. В нем зародились идеи — научные, философские, этические, религиозные, которые веками владели миром» (стр. 10—11).

Период эллинизма, охватывающий три столетия развития географических представлений об ойкумене и эволюции идеи широтной природной зональности, можно разбить на четыре этапа, или эпохи.

Первый этап длился от покорения Греции Македонией до смерти Александра Македонского, последовавшей после завоевания стран Передней Азии и Египта (323 г. до и, э.). Эти годы К. Маркс называл эпохой высочайшего внешнего расцвета Греции (стр. 98—99).

К этому этапу прежде всего относится деятельность великого ученого древности — Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). В своих трудах он обобщил естественнонаучные сведения предшествующего вре-

[48]

мени и поставил широкий круг проблем физико-гео-графического характера. И хотя его современники значительно расширили пространственный кругозор, что было связано с завоеваниями Александра, круг его географических познаний оставался, «доэллинистическим», т. е. был старше этих походов (Зубов, стр. 17). В вопросах, касающихся Азии, Аристотель основывался преимущественно на трудах Ктесия и Ксенофонта; в его сочинениях не нашли отражения походы Александра, в том числе и в Египет (Bolchert, S. 41—67).

Его представления о земном шаре, тепловых поясах и рубежах ойкумены были, несомненно, заимствованы у Эвдокса Книдского (с которым он в течение нескольких лет встречался в «Академии» Платона). Известно, что Землю Аристотель представлял в виде шара с окружностью в 400000 стадиев. По его мнению, Земля очень невелика по сравнению с Вселенной: доказательством этого служит быстрая смена расположения звезд небесного свода при незначительном перемещении наблюдателя по Земле к северу или к югу («О Небе», II, 14, 297в и сл.; Боднарский, стр. 72).

Северный небесный тропик Аристотель проектировал, как и Эвдокс, на поверхность Земли не очень точно и проводил его в Ливии (Африке) несколько севернее Сиены, но считал, что жаркая «необитаемая часть земли начинается еще с тех мест, где тени отбрасываются на юг», т. е. севернее тропика («Meteorologica», II, 5, 362в). Под «арктическим кругом» Аристотель, как и Эвдокс, понимал «круг всегда видимых звезд». При наблюдении из Афин, где он прожил более двадцати лет, широта которых равна 38°, этот круг проектировался на Землю где-то около 52° с. ш., приблизительно на широте современных городов Брест — Амстердам — Вольск. За этим пределом «под созвездием Большой Медведицы», по мнению Аристотеля, находится холодная «необитаемая часть земли». Как и Эвдокс, Аристотель ограничивал этими двумя кругами «умеренный обитаемый пояс» северного полушария, в пределах которого располагается обитаемая земля — ойкумена. Аналогичный пояс, по его мнению, должен находиться и в южном полушарии. В «Метеорологии» (II, 5, 362а) он пишет:

[49]

 «Есть две населенные части Земли: одна вблизи нашего верха, или северного полюса, другая — вблизи южного полюса. Их форма подобна барабану (тамбурину.— А. Д.)».

Аристотель критикует древние представления об ойкумене как о круге и доказывает, что раз «умеренный обитаемый пояс» протягивается полосой вокруг

Положение на шарообразной Земле обитаемых поясов по представлению Аристотеля. Реконструкция Вебстера: а — круг незаходящих звезд, видимых из Афин: б — северный тропик, О — экватор, в — южный тропик, г — круг южного полушария, аналогичный кругу «а»

 

всего земного шара и ограничен только с севера и юга, то и ойкумена должна иметь протяженность большую с запада на восток, чем с севера на юг. Однако он сознает, что ойкумена занимает не весь умеренный пояс. «Море, которое отделяет части (ойкумены. — А. Д.), лежащие по ту сторону Инда, от тех, что расположены по ту сторону Столбов Геракла, препятствует тому, чтобы вся земля была обитаема кругом (в пределах умеренного пояса. — А. Д.). Плавания по морю и путешествия по суше доказывают это»,— пишет Аристотель в «Метеорологии». Затем он приводит данные протяженности ойкумены с за-

[50]

пада на восток и с севера на юг, считая их равными отношению 5:3 (вспомним, что у Эвдокса было 2:1). В дополнение к этому высказыванию Аристотеля о протяженности ойкумены можно напомнить и его слова из трактата «О Небе» (II, 14, 298а), которые мы приводили выше, в разделе об Эвдоксе (Aristotle, vol. II, 1930).

Аристотель верил в наличие массива суши в южном умеренном поясе. Видимо, по форме этот южный массив суши представлялся ему таким же, как и населенная земля северного полушария. Оба массива суши разделены жаркой необитаемой зоной, где находится океан, занимающий все пространство между тропиками.

Аристотель не составлял карты Земли, но обычно когда реконструируют его географические представления о мире, то изображают обитаемую землю северного полушария в виде овального острова, окруженного со всех сторон океаном.

На юге ойкумены Аристотель также, вероятно, еще не знает Персидского залива, но ему известно Эритрейское (Красное) море (см. Латышев, 1947, JSTs 2, стр. 324), которое, по его представлению, имеет узкий пролив, соединяющийся с океаном, омывающим южные берега Азии и Ливии (Африки). Персидский же залив, который также нередко именовали Красным морем, стал известен грекам после плавания Неарха, о чем будет сказано несколько ниже.

Каспийское море Аристотель подобно Гекатею и Геродоту признавал замкнутым бассейном, хотя в одном месте «Метеорологии» (II, 2, 354а) он ошибочно говорит о Гирканском и Каспийском морях как о двух морях, «берега которых заселены». В. Латышев и П. Больхерт предполагают, что Гирканским морем Аристотель называл южную часть Каспия, примыкавшую к области Гиркании, сохранив название Каспийского моря за северной половиной бассейна. В другом месте «Метеорологии» (Г, 13, 351$) Аристотель называет Каспийское море «озером у подножия Кавказа», которое будто имеет подземное сообщение с Понтом (Черным морем) у берегов страны кораксов, в так называемых «пучинах Понта», отличающихся неизмеримой глубиной.

[51]

Всю ойкумену Аристотель делил на три части света — Европу, Азию и Ливию, принимая в качестве границы между Европой и Азией Понт, Кавказ и Каспий. Границу между Азией и Ливией он проводил не по Нилу, а по перешейку между Средиземным и Красным морями (последнее, как мы говорили, в отличие от Дамаста он признавал заливом океана).

Горы Кавказа он называет самыми высокими и самыми большими по протяженности на «летнем востоке», т. е. северо-востоке ойкумены. В качестве доказательства высоты Кавказа Аристотель («Meteorologica», I, 13—350а) приводит такие факты: вершины гор видны из района «пучин Понта» и от входа в озеро Меотиду (Азовское море); вершины освещаются солнцем в течение одной третьей части ночи как перед восходом, так и после захода. К Кавказу примыкают горы Парнасс, которые Аристотель называет самыми высокими горами, протянувшимися «к зим-нему востоку» (т. е. в юго-восточном направлении). «Когда перейдешь эти горы, — пишет он, — то уже виден другой океан, отдаленнейший предел которого неизвестен жителям нашей земли». Переводчик и комментатор английского издания «Метеорологии» Е. Вебстер отождествляет Парнасс с Гиндукушем, В. Латышев — с Тянь-Шанем и Памиром. Мы же думаем, что под Парнассом вообще надо понимать тот широкий пояс гор, который протягивается от Малой Азии к востоку и который, по представлению Аристотеля, доходит до океана. Само название «Парнасс», видимо, было заимствовано у Ктесия. В. Хейдел (стр. 42) предполагает, что непривычное название «Паропанис» было в Греции ошибочно воспринято как «Парнасс».

Мы вполне согласны с В. Хейделом, что указание Аристотеля на протяженность Парнасса к «зимнему востоку» является ошибочным и, видимо, опиской или же позднейшей вставкой. В. Хейдел предлагает читать: «к летнему востоку» (к северо-востоку) или в крайнем случае — «к равноденственному востоку» (к востоку), обращая внимание на то, что, согласно Страбону (II, 1, 2), на древних картах этот горный пояс, считавшийся северной границей Индии, всегда показывался сильно отклоняющимся к северу, в ре-

[52]

зультате чего Индия также помещалась севернее, чем должна быть. Только Эратосфен вслед за Дикеархом стал показывать этот горный пояс вытянутым в направлении «равноденственного востока» (т. е. по линии ионийского экватора). Без этой поправки к тексту Аристотеля становятся совершенно непонятными неоднократные ссылки Страбона на Эратосфена, исправившего древнюю карту и поместившего Индию значительно южнее, чем это делалось раньше. В подкрепление своего предположения Хейдел ссылается на греческих комментаторов «Метеорологии», в частности на Александра Афродисийского (начало III в. н. э.), который, цитируя Аристотеля, показывает, что тот помещал горы в направлении «летнего востока», т. е. к северо-востоку (см. также Mullenhoff, S. 224).

Из гор Европы Аристотель называет Рипейские горы, лежащие «под самым севером, выше крайних пределов Скифии». По его словам, о их величине передают баснословные рассказы, с этих гор начинаются многие и притом наиболее крупные после Истра реки. Сам Истр — крупнейшая река Европы — представляется ему берущей начало в Кельтике на горе Пирене (в горах Пиренеях), которая находится на «равноденственном западе», как сказано в «Метеорологии» (I, 13—350в; сравни: Ельницкий, стр. 110). В. Хейдел также считает это ошибкой или поздней-шей вставкой комментаторов, так как на древних ионийских картах и по мнению Геродота истоки Истра всегда показывались у северо-западной окраины ойкумены, т. е. на северо-западе. На западе же обозначались Столбы Геракла. Кроме Истра, по словам Аристотеля, там же, на горе Пирене, берет начало река Тартесс (которую обычно отождествляют с Гвадалквивиром, или Дуэро), впадающая «по ту сторону Столбов Геракла», т. е. в Атлантический океан.

Севернее Истра, по представлению Аристотеля, тянутся Аркинейские горы. С них берет начало большое количество рек, текущих к северу, но самих рек он не называет. Эти горы характеризуются как «самые высокие и самые большие по протяженности в этих местах». Под этим названием, впервые встречающимся в античной географии, следует понимать все горные массивы, протянувшиеся от Рейна до Карпат.

[53]

В пределах Ливии, сведения о которой менее определенны (под Ливией он понимает три части: Египет, собственно Ливию и Эфиопию), Аристотель называет Эфиопские горы (I, 13—350в), где начинаются реки Эгон (?) и Нис (?), а к западу от них — Серебряные горы, с которых берет начало один из истоков Нила, текущий к востоку, и р. Хремета, впадающая во Внешнее море. Последнюю обычно отождествляют с р. Хретой, упоминаемой в «Перипле» Ганнона. У западных берегов Ливии Аристотель описывает море как совершенно несудоходное из-за мелей и водорослей. Сведения об этом, видимо, также восходят к «Периплу» Ганнона, но заимствованы были Аристотелем у Эфора и Псевдо-Скилака.

[54]

Цитируется по изд.: Дитмар А.Б. Рубежи Ойкумены. М., 1973, с. 48-54.

Вернуться на главную страницу Аристотеля

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС