Абеляр Пьер |
|
1079-1142 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Пьер Абеляр
Абеляр (Abelard, Abailard), Пьер (1079-1142) - один из представителей ранней городской культуры, в которой нашла свое отражение революционная оппозиция феодализму со стороны городов Франции. Занимает видное место в истории средневекового свободомыслия. Родом из Бретани, учился в Париже, где принял активное участие в борьбе философских школ (начало 12 века) с позиций, близких к номинализму (философское воззрение, считавшее общие понятия лишь именами отдельных вещей и бывшее, по словам Маркса, "первым выражением материализма" (Соч., том 16, ч. 2, 1936, с. 288) в средние века). Как философ и магистр "свободных искусств" приобрел всеевропейскую славу, но вызвал одновременно враждебное отношение со стороны католической церкви, которая покровительствовала реализму (идеалистическое направление средневековой философии, признававшее реальность общих понятий, якобы существующих независимо от отдельных вещей). Трагический конец любви Абеляр к Элоизе, племяннице влиятельного парижского каноника, вынудил их обоих вступить в монастырь (в 1119 году; Абеляр - в Сен-Дени, Элоизу - в Аржантайль). Но Абеляр не желал подчиняться монашескому уставу и продолжал заниматься литературным и преподавательским трудом вне монастырских стен. Абеляр оставил большое количество философских и богословских сочинений, в которых высказал взгляды, дважды подвергшиеся церковному осуждению - на Суассонском (1121) и Сансском (1140) соборах; главную роль в организации последнего сыграл ярый враг Абеляра аббат Бернар Клервоский. Выдвигая на первый план человеческий разум и категорически отрицая как "слепую веру", так и безоговорочное восприятие церковных "авторитетов", Абеляр выступал в качестве убежденного защитника светского знания и античной философии. Антиавторитарные тенденции учения Абеляра и тот чисто мирской дух исследования, критицизма и скепсиса, который он перенес из области философии в теологию, вызвали ярость со стороны католического духовенства. Оценивая историческое значение Абеляра, Энгельс писал: "У Абеляра главное - не сама теория, а сопротивление авторитету церкви" ("О Франции в эпоху феодализма", см. Архив Маркса и Энгельса, т. 10, 1948, с. 300). В условиях широкого распространения народных ересей и роста освободительного движения городов огромная популярность идей Абеляра среди его многочисленных слушателей была для церкви весьма опасной. Поэтому она подвергала философа непрерывным и жестоким гонениям: закрывала основанные им школы, публично сжигала его трактаты, предавала церковной анафеме его еретические "заблуждения" и преследовала наиболее выдающихся его учеников - Арнольда Брешианского, Беренгария и др. Рассказывая об этих гонениях и преследованиях в своей автобиографии (написана около 1136 года), Абеляр с полным правом назвал ее "История моих бедствий" (рус. пер. 1960). Н. А. Сидорова. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 1. ААЛТОНЕН – АЯНЫ. 1961. Сочинения: Historia calamitatum, P., 1960. Литература: Сидорова Н. A., Очерки по истории ранней городской культуры во Франции, М., 1953 (имеется перечень соч. Абеляра и лит-ры о нем). Вернуться на главную страницу Абеляра
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |