Абеляр Пьер
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Абеляр Пьер

1079-1142

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Пьер Абеляр

 

АБЕЛЯР (Abelard, Abailard) Пьер (1079, Палле, - 21.4.1142, аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон), французский философ, богослов и поэт, учился в Париже у Росцелина и Гильома из Шампо. В 1113 году открыл собственную школу, привлёкшую множество учеников. Трагическа история любви Абеляра к Элоизе закончилась уходом их в монастырь (1119).

В споре о природе универсалий Абеляр развил учение, названное позже концептуализмом: общие понятия не являются ни реальностями, ни простым словесным обозначением, а заключены в значении слова и представляют собой мысленное содержание, относимое ко множеству отдельных вещей на основании имеющегося сходства или совпадения между ними. В этике Абеляра перенёс акцент с поступка на намерение и критерием нравственности считал согласие с совестью. Разработка А. схоластич. диалектики, заключавшейся в выявлении противоположных аргументов (соч. Да и нет - Sic et non), сделала его одним из крупнейших представителей схоластич. метода (см. Схоластика). Рационалистическая направленность теологии Абеляра понимаю, чтобы верить) вызвала протест представителей ортодоксальной мистики (Бернар Клервоский); учение Абеляра было осуждено Суассонским (1121) и Сансским (1140) соборами, а также папой Иннокентием II.

Психологич. глубиной отличаются лат. любовные стихи Абеляра, его автобиография История моих бедствий (1132-36, изд. 1616, рус. пер. 1902, 1959) и переписка А. и Элоизы (1132-35), к-рая была переведена уже в 12 в. с лат. яз. на франц. и вдохновляла мн. писателей.

А. И. Рубин, А. Д. Михайлов.

Использованы материалы Большой советской энциклопедии.


Вернуться на главную страницу Абеляра

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС