Сенека Луций Анней
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ С >

ссылка на XPOHOC

Сенека Луций Анней

4 до н. э.— 65 н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Сенека Луций Анней

IGDA/A. Dagli Orti. Сенека.

Сенека (Seneca) Луций Анней (1 до н.э./1 н.э., Кордуба, Испания – 65 н.э., Рим) – римский государственный деятель, философ-драматург. Сын Сенеки Старшего (известного ритора) в молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме у Аттала и Сотиона (см. Секстий); значительное влияние на него оказали сочинения Посидония (в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику (41); после возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой. До нас дошли т.н. «Диалоги» – 10 небольших морально-наставительных трактатов («О промысле», «О постоянстве мудреца», «О гневе», «О досуге», «О блаженной жизни», «О спокойствии души», «О скоротечности жизни» и три «Утешения» – к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64; трактаты «О снисходительности» (ок. 55–56) в 2 кн., «О благодеяниях» (ок. 56–64) в 7 кн., 124 «Нравственных письма к Луцилию» (закончены в 64) и трактат «Исследования о природе» (63–64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония. Ряд трактатов сохранился во фрагментах («О браке», «О суеверии» и др.). В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. Сочинения его важны в доксографическом отношении, а их литературные достоинства имеют самостоятельное значение.

Сенека является ключевым представителем Поздней Стои, реализовавшим основные тенденции эволюции учения. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего «я»: философия – «лекарство» для души (Ер. 117, 33); она «учит делать, а не говорить» (Ер. 20, 2). Логика – вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, но никакая теория не делает человека лучше (Ер. 88). Сенека – последний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики (Ер. 117) и онтологии (Ер. 65). В психологии он следует Панэтию и Посидонию, но к психологическому дуализму у него присоединяется заметный дуализм души и тела в духе Филолая и Платона: тело – оковы и темница души и т.п. (Ad Helv. 11, 7; Ер. 65, 16–24; 79,12). В области теории он несистематичен и непоследователен; его своеобразие – в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio (Ер. 41, 3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон.

Излюбленная тема Сенеки – «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет» (Ер. 107, 11). Мудрец Сенеки обладает «величием души»; он не лишен чувств, но недоступен аффекту («апатия» как «несогласие» на аффект – Ер. 9, 1 сл.). Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянство» (constantia, tranquillitas anirni = ἀπάθεια, εὐπάθεια – De const. sap. passim; Ер. 9, 1–2; 35, 4; 67, 2; 10; 71, 35). Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: «Будь благ – этим ты достаточно почтишь богов» (Ер. 95, 5). Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ер. 103, 3; 105, 7 cf. 47, 11). Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве Сенеки с ап. Павлом (а также их «переписку», широко известную уже в 4 в.). В Средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении.

А.А. Столяров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. III, Н – С, с. 521-522.

Тексты:

Opera quae supersunt, vol. I–III, ed. E.Hermes et. al. Lipsiae, 1905–14;

Seneca, vol. 1–10. L., 1970–79;

Epistulae Morales ad Lucilium, ed. L.D.Reynolds, vol. 1–2. Oxf., 1965;

Dialogorum Libri Duodecim, ed. L.D.Reynolds. Oxf., 1977;

Questions Naturelles, texte établi et. trad. par P.Oltramare, vol. 1–2. P., 1929;

Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam (quae vocantur), ed. Cl.W.Barlow. Roma. 1938;

в рус. пер.: О провидении, пер. В.Стовик и В.Стейн. Керчь, 1901;

Утешение Марции,– В кн.: Браш М. Классики философии, I. СПб., 1907, с. 311–330;

О постоянстве мудреца, пер. Л.А.Чернышевой. – В кн.: Историко-философский ежегодник-87. М., 1987, с. 196–216;

Нравственные письма к Луцилию, пер. С.А.Ошерова. М., 1977;

Трагедии, пер. С.А.Ошерова. М., 1983;

О природе и другие трактаты, пер. Τ.Ю.Бородай. СПб., 1999.

Литература:

Краснов П.И. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895;

Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л.Аннея Сенеки (философа) и отношение их к христианству. Киев, 1906;

Gentile M. I fondamenti metafisici della morale di Seneca. Mil., 1932;

Montinari M. La metafisica nel pensiero di Seneca. Napoli, 1937;

Grimal P. Sénèque. Sa vie, son oeuvre, sa philosophie. P., 1948, 2 ed. 1957;

D’Agostino V.Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950, 2 ed. 1962;

Ganss W. Das Bild des Weisen bei Seneca. Freiburg (Schw.), 1952;

Lana I. Lucio Anneo Seneca. Torino, 1955;

Campese L. Seneca e l’epicureismo. Benevento, 1960;

Sevenster J. Paul and Seneca. Leiden, 1962;

Trillitzsch W. Senecas Beweisführung. В., 1962;

Bodson A. La morale sociale des derniers stoïciens. Sénèque, Epictète et Marc Aurèle. P., 1967;

Timothy H. The tenets of stoicism, assembled and systematized from the works of L.Annaeus Seneca. Amst., 1973;

Griffin M.T. Seneca, a philosopher in politics. Oxf., 1976;

Chaumartin F.-R. Le «De beneficiis» de Sénèque, sa signification philosophique, politique et sociale. Lille, 1985;

Rist J.M. Seneca and stoic orthodoxy. – ANRW II 36,3. B. – N. Y., 1989, p. 1993–2012;

Motto A., Clark J. Seneca. A critical bibliography, 1900–1980. Amst., 1989.


Вернуться на главную страницу Сенеки

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС