Либединский Юрий Николаевич |
|
1898-1959 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юрий Николаевич ЛибединскийЛибединский Юрий Николаевич [28.11(10.12).1898, Одесса — 21.11.1959, Москва] — прозаик. Либединский родился в Одессе в семье врача, детство провел на Урале, в г.Миассе. В 1918 Либединский окончил челябинское реальное училище. Еще в училище Либединский увлекся литературным творчеством, посылал свои рассказы в челябинский журнал «Первые шаги», сразу после завершения учебы стал сотрудничать в «Известиях» г.Златоуста. Затем Либединский был бойцом красногвардейского отряда, участвовал в боях, а с 1920 служил в Политотделе губвоенкомата Челябинска. В местной газете «Советская правда» Либединский в 1920 опубликовал рассказ «Неделя явки дезертира», а в 1921 принял участие в вышедшем в Челябинске сборник местных литераторов «Огниво», где поместил стихотворение «Серый Патфиндер» В 1921 Либединского перевели в Москву на педагогическую работу в одно из военных училищ, и он начал трудиться над своим первым крупным произведением — повестью «Неделя». Впоследствии критика отмечала: «Повесть "Неделя" сразу выдвинула Либединского в первые ряды пролетарской литературы. Повесть эта появилась в период кризиса пролетарской литературы, когда многие поэты "Кузницы", не поняв сущности нэпа, оказались во власти упадочных настроений и когда в литературе преобладали клеветнические изображения революции (Пильняк, Эренбург и др.), косвенно поощряемые влиятельной в то время оппортунистической критикой Троцкого, Воронского и др.» (Литературная энциклопедия. М., 1932. Т.6. С.357). Толчком к написанию повести послужила книга Б. Пильняка «При дверях», в которой, по мнению Либединского, были неверно изображены революция и ее последствия. В «Неделе» Либединский попытался решить вопрос о сущности революции и ее содержании. «Неделя» (1922) стала одним из первых произведений, где характер коммунистов рисовался романтическими красками; несмотря на убежденную приверженность революции, герои «Недели» представали во мн. одиночками, жертвами, и от этого вся повесть приобрела несколько отвлеченный, романтизированный оттенок. Одиночество каждого отдельного коммуниста не скрадывалось тем, что на страницах повести их было много и самых различных: коммунисты — рабочие, интеллигенты, руководители, чекист и даже приспособленец. Однако какого-либо единого целого они не представляли, за что Либединскому немало досталось от критики. В 1923 Либединский, был демобилизован из армии, поступил работать на завод и издал новую повесть — «Завтра». Здесь явно виделось разочарование наступившим застоем в романтике революции, неприятие нэпа. Герои повести потеряли смысл жизни в новых условиях, они уезжают в Германию для поддержания начавшейся там революции. В отличие от «Недели», вызвавшей одобрительные отзывы даже таких взыскательных идеологов, как Н. Бухарин и А. Воронский, новая повесть Либединского не получила одобрения в партийной печати: «Если прямо поверить выводам, напрашивающимся из чтения "Завтра", то можно впасть в глубокий пессимизм. Неужели слишком обобщающе изображенные автором язвы наших партийных верхов излечимы лишь германской революцией? Да и можно ли коммунисту изобразить хозяйственников и партийных руководящих товарищей только в больных или разлагающихся представителях, не подчеркнув, что таковых меньшинство. "Завтра" — вещь художественно слабая (вывихи стиля — отсутствие всякой композиционной слаженности). Идейно эта повесть — упадочна. Остается лишь надеяться, что "Неделя", а не "Завтра" определяет истинный облик Либединского» (Горбачев Г. Революционная художественная проза. Л., 1925. С.187). Либединский попытался внять советам критики и написал на ту же тему о растерянности бойцов революции перед мирной жизнью новую повесть — «Комиссары» (1925). Действие ее относится к тому периоду, когда еще недавно отгремела Гражданская война. Военные комиссары одного из дальних округов, по наблюдению командующего округом, «скучают». Кто женился на мещанке, кого тянет в свое крестьянское хозяйство, кому просто хочется к семье. Рабочее настроение комиссаров падает, их внимание сосредоточивается на личных интересах, что, по мнению руководства, да и самого Либединского, недопустимо. И тогда командующему округом приходит в голову идея организовать политкурсы, оторвать комиссаров от того, что он называет «обволакивающей средой», и создать подобие военной обстановки, которая должна поддержать их дух. В повести и командующему, и автору все это удается, но явлением литературы «Комиссары» не стали, хотя определенную похвалу критики и заслужили. В конце 1920-х Либединский написал еще 2 повести на тему, которой были посвящены его первые произведения,— «Поворот» (1927) и «Рождение героя» (1930). Либединский являлся одним из основателей, руководителей и идеологов РАППа. По рецептам РАППа он и рисовал персонажей своего нового произведения. Повесть «Рождение героя» вызвала большую полемику в печати в связи с проблемой «живого человека»; в этой полемике сначала была высоко оценена, а затем в ходе внутренней борьбы в РАППе стала мишенью критики, не согласной с отказом Либединский от идеализации образа партийного работника. В 1932 РАПП был распущен, а Либединский надолго перестал писать беллетристические произведения, став корреспондентом «Правды» и разъезжая по стране в поисках идеальных героев, периодически выпуская о них брошюры: «Петя Гордиенко» (1931) — об ударнике Сталинградского тракторного завода, «Рассказы товарищей» (1933) и др. Побывал Либединский и на Северном Кавказе, где изучал сложные межнациональные взаимоотношения, жизненный уклад и поэтические сказания живущих там народов. Результатом этого явилась повесть Либединского «Баташ и Батай» (1939), ставшая впоследствии первой частью романа «Горы и люди» (1947). Во время войны Либединский был сотрудником военных газ. и писал очерки и рассказы: «Хозяйка», «Живой Сталинград» (1943) и др., а также повести «Гвардейцы» (1942) и «Пушка Югова» (1944). В конце 1940-х Либединский продолжал изучение истории и эпоса Кавказа, переводил произведения осетинских и азербайджанских поэтов, завершил трилогию «Горы и люди». Затем Либединский вернулся к теме революции и Гражданской войны. Он написал роман «Зарево» (1952) — о революционном движении на Кавказе в 1913-14, роман «Утро Советов» (1957) — об Октябре 1917, повесть «Поездка в Крым» (1957) — о комсомольцах первых лет революции. Последние годы жизни Либединский посвятил книгам воспоминаний. Это были «Коммунисты» (1957), «Современники» (1958), а также «Воспитание души» и «Связь времен», вышедшие уже посмертно в 1962. Так же посмертно была опубликована и последняя повесть Либединского «Дела семейные» (1963). В.В. Попов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2, М., 2005, с. 427-429. Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Избранные произведения: в 2 т. М., 1958; Автобиография // Советские писатели. Автобиографии: в 2 т. М., 1959. Т.1. С.667-682; Воспоминания. Повести. Рассказы. М., 1963; Избранные произведения: в 2 т. / сост. и вступ. статья Л.Б.Либединской. М., 1980. Литература:Николаев И.В. Книга Ю.Н.Либединского «Современники» // Вопросы русской литературы. Львов, 1972. Вып.2(20). С.43-49; Вейсалов Р. Творчество Ю.Н.Либединского: К проблеме характера в русской советской прозе первой половины 20-х: автореферат кандидатской диссертации. М., 1975; Воронский А.К. Искусство видеть мир: Портреты, статьи. М., 1987. С.13-317; Андреев Ю.А. Революция и литература. М., 1987.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |