Княжнин Яков Борисович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > >

ссылка на XPOHOC

Княжнин Яков Борисович

1742-1791

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Княжнин Яков Борисович (1742/1791) — русский поэт и драматург. В 1783 году стал членом Петербургской академии. Является одним из представителей русского классицизма. Дарование Княжнина проявилось как в жанре трагедии («Дидона», 1769, «Росслав», 1784, «Вадим Новгородский», 1789), так и в жанре комедии («Хвастун», 1784/1785).

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 130.


Княжнин Яков Борисович (3[14].10.1742—14[25].01. 1791), драматург, поэт, переводчик. Родился в Пскове. Сын псковского вице-губернатора. Учился в гимназии при Академии наук в частном пансионе. Писать начал еще в школе. С 1757 находился на должности переводчика в Канцелярии о строении домов. В 1762 перешел на военную службу. Обвиненный в растрате казенных денег, был судим (1773), лишен дворянского знания, уволен со службы. В 1778 был прощен Екатериной II, работал секретарем И.И. Бецкого, главным попечителем просветительских и воспитательных учреждений. С этого времени начинается расцвет литературной деятельности Княжнина, он сотрудничает в журналах, печатает переводы, ставятся его пьесы. В 1783 Княжнин выбран членом Российской Академии. Княжнин написал 8 трагедий («Дидона», 1769, «Росслав», 1784, «Вадим Новгородский», 1789, и др.), 3 комедии («Хвастун», 1784—85, «Чудаки», 1790, «Траур, или Утешенная вдова»), 6 комических опер («Несчастье от кареты», 1779, «Сбитенщик», 1783, и др.), мелодраму «Орфей» и др. Из др. трагедий Княжнина чаще всего давалась трагедия «Титово милосердие», подражание опере Метастазио; трагедия эта написана по желанию имп. Екатерины II и имела целью прославить «милосердие» не столько Тита, сколько Екатерины.

Княжнин — характерный представитель русского просветительского классицизма. «Переимчивый Княжнин», по выражению Пушкина, заимствовал драматические коллизии у западных драматургов, ориентируясь преимущественно на Вольтера, Метастазио, Мольера, Детуша, Гольдони. Однако Княжнин усложнял композицию, вводил в ряде трагедий хор. Патриотический пафос трагедий, сюжеты, заимствованные из национальной истории, создавали им успех у современников. Комедии Княжнина, касавшиеся актуальных вопросов русской жизни 2-й пол. XVIII в., отличались живостью языка, простотой композиции. Некоторые персонажи их предвосхищали образы комедий А. С. Грибоедова и Н. В. Гоголя. Княжнин перевел поэму Вольтера «Генрияда» (1777), трагедии Корнеля «Сид», «Цинна», «Смерть Помпеева» (1779), «Родогуна» (1788) (переводы трагедии «Гораций» и комедии «Лжец» не опубликованы), поэму Дж. Б. Марино «Избиение младенцев» (1779), комедии Гольдони «Хитрая вдова», «Тщеславные женщины», «Светский человек» (не опубликована) и др. Княжнин одним из первых в русской литературе стал применять белый стих. Примечательна судьба трагедии Княжнина «Вадим Новгородский», в основе которой — борьба республиканца Вадима против правителя Новгорода монарха Рурика. Трагедия заканчивалась победой добродетельного монарха.

Написанная еще в 1789, она не была ни поставлена на сцене, ни напечатана при жизни автора, но после смерти Княжнина, бумаги его, в т. ч. и рукопись «Вадима», были проданы книгопродавцу Глазунову, от которого перешли к кн. Е. Р. Дашковой. Дашкова, в то время бывшая не в ладах с императрицей, как полагают некоторые, сознательно напечатала «Вадима». Дело было в 1793, во время разгара французской революции. Трагедия была конфискована и сожжена, т. к. в ней найдены были республиканские тенденции.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru 


Княжнин Яков Борисович [3.10.1742 (или 1740), Псков - 14.1.1791, Санкт-Петербург], драматург, поэт, переводчик, член Российской академии (1783). Из дворян. С 1750 учился в Академической гимназии. С 1755 юнкер Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и финляндских дел, с 1757 переводчик Канцелярии от строений; в 1762 перешел на военную службу [секретарь генерал-адъютанта К.Г. Разумовского, с 1764 секретарь (в чине капитана) при дежурных генерал-адъютантах]. В 1773 за растрату казенных денег приговорен судом к смертной казни через повешение. Благодаря заступничеству Разумовского, Н.И. Панина, И.И. Бецкого приговор был смягчен: Княжнин разжалован в рядовые, лишен дворянского достоинства. По ходатайству матери в 1777 получил помилование императрицы Екатерины II (Княжнину возвращены дворянство и офицерский чин) и вскоре вышел в отставку. В 1778-1790 личный секретарь Бецкого, одновременно преподавал русскую словесность в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе, сотрудничал в «Санкт-Петербургском вестнике», «Собеседнике любителей российского слова» (1783-1784), «Новых ежемесячных сочинениях» (1787), участвовал в составлении «Словаря Академии Российской». Среди сочинений Княжнина – трагедии («Дидона», 1769; «Росслав», 1784; «Вадим Новгородский», 1785, и др.), комедии («Хвастун», 1784-1785; «Чудаки», 1790; «Траур, или Утешенная вдова», 1794, и др.), комические оперы («Несчастье от кареты», 1779, «Сбитенщик», 1783, и др.), мелодрама «Орфей». Определение «переимчивый Княжнин», данное А.С. Пушкиным, стало едва ли не определяющим для русской литературной критики XIX-XX вв. (использование сюжетных схем, мотивов и сценических положений пьес западноевропейских авторов -черта, общая для всего русского классицизма XVIII в.; Княжнин заимствовал драматические коллизии у Вольтера, Метастазио, Мольера, К. Гольдони и др., усложняя композицию). Наибольшей популярностью у современников пользовалась трагедия «Дидона», где в облике карфагенской царицы воплощены все достоинства «просвещенной монархини». Тема России, судьбы Отечества проходит через произведения Княжнина 80-х гг. В трагедии «Владимир и Ярополк» (1772; в основе - летописный рассказ об убийстве князем Владимиром Святославичем брата Яро-полка) Княжнин осуждал братоубийственную войну. Сюжетом трагедии «Ольга» (1772) послужил эпизод отмщения княгини Ольги древлянскому князю Малу за убийство князя Игоря. В посвященной Е.Р. Дашковой в 1784 трагедии «Росслав» Княжнин писал, что в ней «страсть великих душ к Отечеству изображена»: главный герой - «полководец российский» Росслав, плененный шведским королем Христиерном, отвергает план своего князя, намеревавшегося освободить его в обмен на возвращение шведам завоеванных Росславом городов. Патриотический пафос трагедий, сюжеты из отечественной истории, тираноборческие мотивы создавали им успех у современников. В основе последней трагедии Княжнина «Вадим Новгородский» - борьба республиканца Вадима против правителя Новгорода Рюрика. Хотя трагедия заканчивается победой добродетельного монарха, образ Вадима, который предпочел смерть власти тирана, придавала трагедии антимонархический характер. Трагедия так и не была поставлена; в 1793 Дашкова пыталась опубликовать ее в сборнике пьес «Российский Феатр» и отдельным изданием, но по указанию императрицы Екатерины II весь тираж был уничтожен. В комедиях Княжнина, которые с успехом шли на сценах Санкт-Петербурга и Москвы, высмеивались мотовство и праздность, галломания, скудоумие и отсталость русского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным. Княжнин перевел поэму Вольтера «Генрияда» (1777), трагедии «Сид», «Цинна» и «Смерть Помпеева» (1779), «Родогунда» [1788; перевод трагедии «Гораций» и комедии «Лжец» (не опубликованы)], поэму Дж.Б. Марино «Избиение младенцев» (1779), комедии Гольдони «Хитрая вдова», «Тщеславие женщины» (не опубликованы) и др. Судьба последней трагедии Княжнина «Вадим Новгородский» способствовала возникновению разных версий о смерти Княжнина; сын Княжнина в биографическом очерке об отце писал, что он умер от «простудной горячки»; по другой версии, Княжнин «умер под розгами» (от пыток в Тайной канцелярии).

Использованы материалы книги: Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, Москва, 2005


 Княжнин Яков Борисович (1742 - 1791), драматург, поэт.

Родился 3 октября (14 н.с.) во Пскове в семье псковского вице-губернатора. Первоначальное образование получил дома, затем учился в гимназии при Академии наук и в частном пансионе. Писать начал рано, еще в школе.

С 1757 получил должность переводчика в Канцелярии от строений домов, через пять лет переходит на военную службу в "немецкие секретари" к гетману Разумовскому. В 1764 - 72 в чине капитана служил в должности "за секретаря при дежурных генерал-адъютантах". В 1773 был обвинен и судим за растрату казенных денег, лишен чинов, дворянского звания и уволен со службы.

В 1777 был прощен и получил место секретаря главного попечителя просветительских и воспитательных учреждений И.Бецкого. С этого времени начинается расцвет литературной деятельности Княжнина. Сотрудничает в журналах, печатает стихи, басни, переводы. Театры ставят его пьесы. Он написал восемь трагедий ("Дидона", 1769; "Росслав", 1784; "Вадим Новгородский", 1789 и др), три комедии ("Хвастун", 1784 - 85; "Чудаки", 1790; "Траур, или Утешенная вдова"), шесть комических опер и др.

Характерный представитель русского просветительского классицизма, Княжнин заимствовал драматические коллизии у западных драматургов, усложняя композицию и вводя в некоторые свои трагедии хор. Патриотический пафос трагедий, сюжеты, взятые из национальной истории, создавали им успех у современников. Некоторые персонажи комедий Княжнина предвосхитили образы комедий Грибоедова и Гоголя.

Переводы Княжнина отличало литературное совершенство, сохранившее их ценность до настоящего времени. Это поэма Вольтера "Генрияда" (1777), трагедия Корнеля "Сид", "Цинна", "Смерть Помпеева" (1779) и др.

Княжнин одним из первых русских поэтов стал применять белый стих.

Умер Княжнин 14 января (25 н.с.) 1791 в Петербурге.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.


Далее читайте:

Княжнина Екатерина Александровна (Сумарокова) (1717-?), одна из первых русских писательниц, жена Якова Борисовича.

Княжнин Александр Яковлевич (1771-1829), драматург и поэт.

Княжнин (Княжной) Борис Яковлевич (1777-1854); генерал от инфантерии; писатель.

Сочинения:

Собр. соч. Т. 1—4. СПб., 1787;

Соч. Т. 1—2. СПб., 1847;

Избр. произв. / Вступ. ст., подгот. текста, примеч. Л. И. Кулаковой. Л., 1961.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС