Кьеркегор Серен |
|
1813—1855 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сёрен Кьеркегор (Киркегор)
Кьеркегор Сёрен. Кьёркегор, Киркегор (Kierkegaard) Сёрен (1813—1855) — датский религиозный философ, предтеча экзистенциализма. Его воззрения — важный теоретический источник протестантской неоортодоксии 20 века. По Кьёркегору, гегелевский рационализм лишает индивида самостоятельности и свободы, и в качестве альтернативы он разрабатывает свою «экзистенциальную» диалектику, посредством которой надеется адекватно представить парадоксальное и трагическое существование человека в мире. Подлинное существование начинается за границей преходящих наслаждений, оно сугубо личностно и конечно, что выражается в ощущении неизбежной смерти, страхе и отчаянии. В такой ситуации личность не имеет иной опоры, кроме бога, который принимается не догматически и не разумом, а лишь посредством переживания и верой. В целом мировоззрение Кьёркегора развивалось в рамках протестантской традиции, однако он ее оценивал очень критично, считая, что Реформация не восстановила истинных христианских ценностей, а либеральная теология усугубила деградацию христианства тем, что рационализировала веру. Кьёркегор фактически порвал с датским лютеранством, обвинив его в том, что церковные интересы заземлены, а клир, вместо того чтобы сближать верующих с богом, отгораживает их от него. Выход, по Кьёркегору, состоит в отказе от попыток рационального познания бога и мира и в восстановлении посредством свободного выбора сугубо личного — в духе Августина и Лютера — отношения к богу. Путь человека к нему лежит через принятие иррациональности, трагизма и парадоксальности своего существования и признание себя грешником, виновным перед богом (символ такого поведения — Иов). Идеи Кьёркегора оказали влияние на К. Барта, П. Тиллиха, Р. Нибура и других представителей диалектической теологии, а также на многих религиозных экзистенциалистов. В сочинениях Кьёркегора практически всегда присутствует религиозная тема, но у него немало работ, специально посвященных религиозно-философской проблематике. Важнейшие из них: «Понятие страха» (1844), «Стадии жизненного пути» (1845), «Христианские беседы» (1848), «Болезнь к смерти» (1849), «Упражнения в христианстве» (1850). Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 142. Вернуться на главную страницу Кьеркегора
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |