Кьеркегор Серен |
|
1813—1855 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАХРОНОС:В ФейсбукеВКонтактеВ ЖЖФорумЛичный блогРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Сёрен Кьеркегор (Киркегор)
Кьеркегор Сёрен. Кьеркегор Серен (1813—1855) — датский религиозный философ, предшественник экзистенциализма. Испытав на себе влияние немецкого романтизма, Кьеркегор впоследствии выступил как против романтического умонастроения, которое он называет «эстетическим», так и против философии немецких идеалистов, главным образом Гегеля. Кьеркегор считает Гегеля главой школы спекулятивных философов, которые рассуждают с точки зрения всеобщего — человечества, народа, государства, исключают онтологическое значение личностного начала. Последнее, по Кьеркегору, невозможно понять с позиций философии, которая за исходный пункт принимает общество, как это имело место у Гегеля, ибо при этом теряется самое существенное, что составляет основу личности, — ее экзистенция. Подлинная философия, согласно Кьеркегору, может быть только «экзистенциальной», т. е. носящей глубоко личный характер. Отсюда стремление Кьеркегора отвергнуть «научный способ философствования» как безличный. Рассматривая человека как «экзистенцию», Кьеркегор анализирует ее «бытийную, онтологическую структуру», вводя такие понятия, как «страх», «отчаяние», «решимость» и т. д., впоследствии развитые экзистенциалистами. При этом Кьеркегор устанавливает три способа существования личности, или три типа экзистенции: эстетический, этический и религиозный, из которых последний он считает наивысшим. Важнейшей категорией религиозного учения К. является категория «парадокса». Поскольку, согласно Кьеркегору, мир божественный и мир человеческий принципиально несоизмеримы, постольку вера предполагает отказ от логического мышления и вводит в сферу «парадоксов», абсурдных с точки зрения человеческой логики и этики. Всякую попытку «соединения» этих двух сфер, компромисса между ними К. сурово осуждал; этим вызван тот конфликт с официальной церковью, который возник у К. в последние годы его жизни. Идеи Кьеркегора не только послужили источником экзистенциализма; его религиозное учение оказало влияние и на так называемую диалектическую теологию К. Барта, а также на многих других протестантских и католических философов. Основные произведения: «Или — или» (1843), «Страх и трепет» (1843), «Понятие страха» (1844), «Болезнь к смерти» (1849). Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 212-213.
Другие биографические материалы:Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Предшественник философии экзистенциализма (Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010). Щитцова Т.В. Датский философ и писатель (Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998). Исаев С.А. Протестантский теолог (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010). Митрохин Л.Н. Религиозный философ, предтеча экзистенциализма (Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990). Блинников Л.В. Кьеркегор не был известен при жизни (Блинников Л.В. Краткий словарь философских персоналий. М., 2002). Врачев В. Кьеркегор, Киркегор (Подробное жизеописание, 2009). Резко критиковал Реформацию за то, что она, отменив средневековый аскетизм, «облегчила жизнь» (Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983). Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005. А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.
Сочинения:1. Samlede værker, Bd 1–20. Kobenhavn, 1962–64; 2. Papirer, Bd 1–16. Kobenhavn, 1968–78; 3. в рус. пер.: Наслаждение и долг. СПб., 1894; 4. Страх и трепет. М., 1993, 1998. Литература:1. Шестов Л. Киркегор и экзистенциальная философия. Париж, 1939; М., 1992; 2. Гайденко П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики миросозерцания Серена Киркегора. М., 1970; 3. Быховский Б.Э. Кьеркегор. М., 1972; 4. Исаев С.А. Теология смерти. Очерки протестантского модернизма. М., 1991; 5. Мир Кьеркегора, сб. статей. М., 1994; 6. Wahl J. Études kierkégaardiennes. P., 1949; 7. Anz W. Kierkegaard und der deutsche Idealismus. Tüb., 1956; 8. Grimault M. Kierkegaard par lui-même. P., 1962; 9. Lowrie W., Kierkegaard, v. 1–2. Ν. Υ., 1962; 10. Price G. The Narrow Pass. Ν. Υ., 1963; 11. Adorno Th.W. Kierkegaard. Konstruktion des Ästhetischen. Fr./M., 1966; 12. Brikschmidt E. Søren Kierkegaard und Karl Barth. Neukirchen-Vluyn, 1971; 13. Barth K. Die protestantische Theologie im 19. Jahrhundert, Bd 2. Hamb., 1975; 14. Korff F.W. Der komische Kierkegaard. Stuttg., 1982; 15. Die Rezeption Seren Kierkegaards in der deutschen und dänischen Philosophie und Theologie. Cph.-Münch., 1983.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |