Киреевский Иван Васильевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Киреевский Иван Васильевич

1806-1856

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

ХРОНОС:
В Фейсбуке
ВКонтакте
В ЖЖ
Twitter
Форум
Личный блог

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
ХРОНОС. Всемирная история в интернете

Иван Васильевич Киреевский

 

И.В. Киреевский. Дагерротип 1840-х годов.

Киреевский Иван Васильевич [22.3(3.4).1806, Москва,— 11 (23). 6. 1856, Петербург], русский философ-идеалист, литературный критик и публицист; наряду с Хомяковым основоположник славянофильства. Входил в кружок «любомудров», испытал влияние немецкой идеалистической философии. В «Обозрении русской словесности за 1829 год» охарактеризовал этапы развития русской литературы начала 19 века и выделил реалистические тенденции последнего, «пушкинского» периода. В 1830 году Киреевский был в Германии, слушал лекции философов Шлейермахера, Гегеля, Шеллинга, К. Риттера. В 1832 году Киреевский предпринял издание журнала «Европеец», привлёк к нему лучшие литературные силы (в том числе А. С. Пушкина). Журнал был запрещён на втором номере, в частности за статью Киреевского «Девятнадцатый век», в которой Николай I усмотрел пропаганду конституции. В дальнейшем Киреевский посвятил себя почти исключительно теоретическим занятиям; участвовал с начала 1840-х годов в разработке учения славянофилов. Основные опубликованные сочинения — «О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России» (1852), «О необходимости и возможности новых начал для философии» (1856). Рассматривая философию Гегеля как завершение западноевропейского рационализма, восходящего к католической схоластике и Аристотелю, Киреевский противопоставляет ей традиции Платона и восточно-христианские «умозрения» (восточные патристики), из которых, по Киреевскому, и должна исходить самобытная русская философия. Предпосылка её — духовно-нравственная цельность личности, находящая своё выражение в религиозной вере, а основная задача — «мысленное развитие»..., «отношения веры к современной образованности» (см. ПСС, т. 1, М., 1911, с. 271, 253). В отходе от религиозных начал, утрате духовной цельности и, в частности, разъединении познавательных и моральных сил Киреевский видит источник кризиса «европейского просвещения» и господства отвлечённого мышления в идеалистической философии. Усвоение Россией достижений «европейской образованности», этого «зрелого плода всечеловеческого развития», должно сопровождаться, по Киреевскому, переосмыслением их на основе православного учения, сохранившего в чистоте изначальную истину христианства. В этом, утверждает Киреевский, и состоит то «новое начало», которое Россия призвана внести во всемирную историю; источники его он пытается усмотреть в характере древнерусской общественной жизни и быта. Консервативно-утопический идеал универсальной православно-христианской культуры, овладевающей «...всем умственным развитием современного мира...» (там же, с. 271), выдвигался Киреевским без учёта конкретных общественно-политических условий России середины 19 века. Киреевский оказал влияние на развитие русской идеалистической философии конца 19—начала 20 веков.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: ПСС, т. 1—2, М., 1911; Критика и эстетика, М., 1979.

Литература: Лясковский В., Бр. Киреевские, жизнь и труды их, СПБ, 1899; Л ушников А. Г., И. В. Киреевский, Казань, 1918; Манн Ю., Путь И. Киреевского, в его кн.: Рус. филос. эстетика, М., 1969; Müller В., Russischer Intellekt in europäischer Krise. Ivan V. Kireevsky (1806—1856), Köln—Graz, 1966 (библ.); G o e r d t W., Vergöttlichung und Gesellschaft. Studien zur Philosophie v. I. V. Kireevskij, Wiesbaden, 1968; G lea son Α., European and Muscovite, Ivan Kireevsky and the origins of Slavophilism, Camb. (Mass.), 1972.


Вернуться на главную страницу И.В. Киреевского

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС