Домен hrono.ru   работает при поддержке фирмы sema.ru

 

Наталья СТЕРКИНА

 

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ВЕНЕДИКТА ЕРОФЕЕВА

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

Русская жизнь

МОЛОКО
ПОДЪЕМ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
СЛОВО
ГАЗДАНОВ
XPOHOC
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
РОССИЯ
МГУ
СЛОВО
ГЕОСИНХРОНИЯ
ПАМПАСЫ
ПЛАТОНОВ

 

РОМАН НАТАЛЬИ ШМЕЛЬКОВОЙ

В издательстве «Вагриус» вышла книга Натальи Шмельковой «Последние дни Венедикта Ерофеева». Издана она замечательно - твердая обложка, хорошие фотографии, во всем чувствуется вкус. Подзаголовок - дневники.

Это, безусловно, дневники, об этом в предисловии заявляет и автор, оговариваясь, что «записи… очень личные». Но это не только и не столько дневники - это психологическая проза, роман.

Вот перед нами первая глава - «1985 год» - экспозиция, знакомство главных героев Венедикта Ерофеева и Натальи Шмельковой, короткая встреча - «неузнавание» на квартирном чтении «Вальпургиевой ночи», зовы Судьбы - предложение общей знакомой навестить Ерофеева в больнице - уже прооперированного (не состоялась), просьба другой уже знакомой позвонить справиться о самочувствии - схожесть телефонных номеров… «Услышала в трубке космический голос» (операция на горле). И вот глава вторая _ Встреча. Год 1987. «Смотрел не как на женщину, которая ему приглянулась. Взгляд - как судьба». С этого момента читатель, не отрываясь, следит за всеми перипетиями непростых отношений героев. Здесь - Любовь. Незаурядны действующие лица - Венедикт Ерофеев - автор велики «Петушков», - его жена Галина, прожившая к тому времени с ним тринадцать лет и уже много всего пережившая, в частности, первую операцию, - Наташа Шмелькова - кандидат наук, художник, коллекционер и знаток современного искусства, к тому же личный друг крупных художников и поэтов: Зверева, Яковлева, Губанова.

Интересно, удивительно - трагичны все трое. В этом загадка, обаяние текста… Нет ни капли равнодушия, бесстрастности в отношении Наташи к Галине - есть боль, обида, понимание. Все чувства являются перед нами в динамике. А сколько противоречий в чувствах Галины к Наташе! В воспроизведенных диалогах и монологах героинь все нюансы - от трагедии до фарса.

Наташа все более и более делается необходимой Ерофееву, он сознает это сам, осознают это окружающие. Но ведь это последний этап его пути - смертельная болезнь диктует условия. Сам герой романа тоже многоцветен - тут и его ранимость, и отчужденность, и открытость чувству, и попытка подстегнуть творческое воображение.

Есть здесь и яркие второстепенные персонажи - «пассии» Ерофеева: Жанна, Яна. Галина использует все способы защиты, и Жанна, окружающая писателя вниманием, помощница в борьбе против Наташи.

Шмелькова дает очень меткие характеристики персонажам и, что интересно, они все на месте (по сценарию Судьбы?), все уточняют, оттеняют отношения главных героев. Вот Наташа А. - конфидентка Наташи Шмельковой, соседка Ерофеевых. Ерофеев считает, что та «неискренна», советует Шмельковой не доверять той. Почему? Этого мы не узнаем. Мы только видим отмеченные в дневнике «отведенные» глаза. И этот образ в романе на месте.

Напряжение не отпускает читателя. Последний путь писателя - всегда тайна. Читатель делается посвященным в эту тайну, но посвящение это болезненно, мучительно.

Вместе с героями - всеми тремя - мы оказываемся в мае 1990 года. Больница. Здесь и трагедия, и гротеск, и черный юмор, и пронзительная лирика - ведь уходит из жизни автор поэмы «Москва-Петушки». Известный в Москве литератор Лен обсуждает во весь голос, где Ерофеева отпевать и хоронить: «Немецкое, Востряковское и Ваганьковское. Лучше Ваганьковское - Центр-а пробивать будет Любимов». Это происходит 9-го мая. «Галя в сверхвозбужденном состоянии во весь голос выкрикивает строки из «Вальпургиевой» «Этот день победы! Прохором пропах!..» Сама Шмелькова пытается из больницы дозвониться ксендзу (Ерофеев ведь католик!). Медсестра по совпадению тоже Наташа - предупреждает: «НЕ шумите. Он может уйти сегодня, даже во сне». Последняя ночь на 11 мая… В 7.45 утра «Венедикта Ерофеева не стало». Так кончается жизнь, так кончается книга…

Дневники вела Наташа, а роман писала Судьба. Автор дневников плачет над этим романом. Этим текстом - свидетельством последней любви, последних страданий и последних откровений крупного писателя ХХ века.

В предисловии Наталья Шмелькова пишет: «…долго не решалась я на их (дневников) полную публикацию».

Как хорошо, что решилась!

Это необыкновенно цельное, пронзительное и трагическое произведение - чистые помыслы, талантливое исполнение.

 

 

Написать отзыв

 

© "Русская жизнь",  обозрение

 
Rambler's Top100

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле