Домен hrono.ru работает при поддержке фирмы sema.ru
Автор | Юрий НЕЧИПОРЕНКО |
|
ЗИМНЕЕ СЛОВО РЕДАКТОРА |
НОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГАРусская жизньМОЛОКОПОДЪЕМБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫГАЗДАНОВXPOHOCФЛОРЕНСКИЙНАУКАРОССИЯМГУСЛОВОГЕОСИНХРОНИЯПАМПАСЫПЛАТОНОВ
|
Выставка в Манеже и праздничные одежды жизниВот уже и "белые мухи" закружились за окном, прошла традиционная художественная выставка в Манеже. И мы там побывали, сделали свои выводы: на ярмарке искусства "концептуализма" становится все меньше, "реализма" - все больше. Картины на ярмарке становятся от года к году все менее "разномастными" - вовсе исчезают или мимикрируют под "реалистическое искусство" некогда торжествовавшие на ярмарке "концептуальные проекты", повышается уровень и чисто коммерческих работ. Художники рисуют "красиво", подстраиваясь сейчас не только под вкусы состоятельного ценителя живописи, но и имея в виду некоторую эстетическую новизну, которая позволяла бы им набрать очки в глазах искусствоведов. Два движения искусства угадываются на ярмарке - направление "поиска и спекуляций" и направление "угождения и услужения". Если "угодники" стараются рисовать "под старину", насыщают свои работы элементами декора, подразумевая интерьеры богатых квартир, то "ищущие" художники подразумевают некоторую музейность атмосферы, в которых будут храниться их работы, апеллируют к традиции, смело играют с формой и если спекулируют - то уже берут в расчет не вкусы обывателей, а представления искусствоведов. Устроители выставки предпочитают "ищущих" - и отводят им самые лакомые, приближенные к входу места и залы. Так, обзор выставки зритель поневоле начинает с огромной работы Лаврентия Бруни, в которой поля трехцветного флага России представлены в виде полей цветов: цветы - цвета, эта игра слов визуализована не без своеобразного пафоса, слегка "приправленного" иронией. Спекуляция здесь налицо - но она имеет характер масштабный, государственный - не во всякий особняк поместится такая большая картина! Весьма изысканной смотрится и первая по счету экспозиция (если послушный зритель будет обходить Манеж по часовому кругу) - выставка галереи журнала "Эксперт", где показаны работы Сергея Калинина, Игоря Меглицкого и др. Здесь запоминаются "расплавленные" краски - текучие, зыбкие - передающие испарения тел, загорающих на южных пляжах… В целом же ярмарка привлекла множество галерей - как из глубинки России, так и из разных ее нынешних "зарубежий". Несколько галерей - в том числе и немецкая - выставили живопись Валерия Кошлякова. Старт высокой оценке этих работ был дан на одной из давних выставок в Манеже, где был устроен "показательный" аукцион "Сотбис". Тогда наряду с картинами Кошлякова по высокой цене ушли " концептуальные" работы (к примеру, настоящий автомобиль Брежнева в паре с лежащей скульптурой в человеческий рост - все это называлось "Спящая красавица"). Однако где теперь автор "концепции" Александр Якут, и где банк "Империал", который купил эту вполне надувательскую работу? Концептуализм и акционизм отступили по всем фронтам: не рубят теперь в Манеже икон, не продают подержанных машин, не режут себе вены, не пишут кровью картин… Все стало чинно-благородно, и ценится более всего умение писать, рисовать, создавать - и на этом фоне заметно поднимает голову и все более ценится реализм, даже гиперреализм: здесь зрители могут без всяких заумных концепций оценить - хорошо ли рисуют Сергей Гета, Леонид Семейко или Евгений Гороховский? Похож ли чеснок на чеснок, стена не стену, машина на машину? Похожи, еще как! А уж чеснок, который нарисовал Сергей Гета - не простой, а золотой - царь-чеснок! Реализм этот позволяет вглядеться в обычные, казалось, предметы - и обнаружить в них неведомую прежде красоту. Художник являет зрителю свой дар: умение увидеть в обыденном чудесное. За это не грех и раскошелиться. Напоследок мы хотим поделиться с читателями своей радостью: в издательстве "Летний Сад" только что вышла изумительная книга Николая Евреинова "Демон театральности". Эта книга, написанная в начале ХХ века и не переиздававшаяся 80 лет, предвосхитила развитие театрального искусства на сотню лет вперед! И Михаил Чехов, и Антонен Арто, и Ежи Гротовский - великие реформаторы театра - повторяли и развивали идеи Евреинова. По-видимому, наиболее плодотворно сейчас в Москве продолжает линию бескомпромиссного развития искусства Театр Анатолия Васильева. Его проекты заслуживают самого пристального внимания. Между тем они полностью вытеснены из поля зрения средств массовой информации! Мы постараемся в обозрении "Русской жизни" восполнить этот пробел, рассказать о гастролях Рабочего центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса в конце декабря этого года в Москве - да и вообще довести до сведения читателей ценную и малоизвестную информацию о деятельности Театра Анатолия Васильева. С этой целью мы приняли решение об открытии новой рубрики нашего журнала: "Академические тетради". Журнал с одноименным название издается под эгидой Театра Анатолия Васильева (главный редактор - Юрий Борев). Информацию о Театре Васильева можно найти здесь: А вот пара отрывков из книги Евреинова: Артистическое определение Что наша жизнь, наше право и долг в ней? Моя театральная этика гласит: наше право - получать впечатление, наш долг - давать его. Все остальное - метафизика. Мой Идеал Моя заветная мечта - облечь Жизнь в праздничные одежды. Стать портным Ее Величества Госпожи Жизни - вот карьера, завиднее которой я не знаю.
|
© "Русская жизнь", обозрение |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |