Вадим КОЖИНОВ |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
ДОМЕННОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГА
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"ГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАПАМПАСЫ |
ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ВЕКТри года назад ушёл из жизни один из самых загадочных людей ХХ века - Вадим Валерианович КОЖИНОВ Многие, особенно следящие за литературными новинками, помнят, как в 2000 году на прилавках отделов поэзии книжных магазинов, изобилующих изданиями, антологиями, подводящими как бы литературные итоги двадцатого столетия, появилась книга "Вершины русской поэзии. Век XIX" - антология, претендующая на "новое представление" читателю, казалось бы, всем известных вершин творческого наследия великих русских поэтов А.С.Пушкина, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, А.В.Кольцова, М.Ю.Лермонтова, А.А.Фета, Н.А.Некрасова. Книга на удивление быстро разошлась и сейчас, скорее всего, является библиографической редкостью. Вне всякого сомнения, это связано с именем её составителя - выдающегося русского просветителя, писателя, историка, литературоведа Вадима Валериановича Кожинова, чей взгляд на, казалось бы общепринятые оценки фактов, событий, явлений бытия, отличающийся основательностью, компетентностью, научной ответственностью заставляет наше сознание начать движение в обход устоявшихся стереотипов. Лёгший в основу этого интервью разговор с Вадимом Кожиновым, с которым меня почти два десятилетия связывала творческая и просто мужская дружба, состоялся в конце ноября 2000 года в его кабинете на Б.Молчановке. Через два месяца Вадима Кожинова не стало. Александр ДОРИН - Вадим Валерианович. как зародилась идея составления такой антологии? Какие критерии легли в основу вашего отбора? - Знаете, идея эта возникла давно, гдето в начале 60х, и совершенно органически, поскольку я много занимался поэзией, особенно в начале своего, выражаясь высокопарно, творческого пути. Просто появилась абсолютно естественная потребность собрать (для самого себя!) действительно выдающиеся, а не хрестоматийные стихотворения великих наших поэтов. Хрестоматийные, это так всегда бывает, отбираются, как правило, по какимто совершенно разным и вовсе не обязательно художественным, эстетическим критериям. В основе отбора, в большей степени, лежат социальнополитические соображения, некая популярность, а не попытка представить отечественную поэзию в её высших проявлениях. И вот, почувствовав такую потребность, я начал серьёзно заниматься этим отбором, причём довольно часто, выступая перед отнюдь не рядовыми людьми, а литераторами, студентамифилологами, я проводил своеобразное тестирование читал лучшие стихи Пушкина, Тютчева, Фета, предлагая определить, кому они принадлежат. И в редчайших случаях ктото правильно называл автора. Одного из участников такого опроса я даже запомнил, его фамилия Бердников, он поразил меня тем, что из прочитанных мной трёх стихотворений Пушкина и Тютчева назвал по одному у каждого из поэтов. Другие же либо вообще не могли ответить, либо называли абсолютно не те имена, например, стихи Тютчева приписывали Державину... И вот, после проведения множества такого рода опросов, а надо сказать, занимался я этим очень много (практически на каждом своём выступлении перед более или менее литературной аудиторией), получил своё печальное подтверждение тот факт, что, действительно, люди просто не знакомы с наивысшими творениями русской поэзии XIX века. Это объясняется, как я пишу в предисловии к антологии, в частности, тем, что за исключением, пожалуй, только Лермонтова, во всех собраниях сочинений стихи печатаются в хронологическом порядке и читатель, начиная знакомство с поэтом с его юношеских, в сущности "ученических" стихотворений (которые к тому же занимают обычно б?льшую часть собрания, т.к. в юности, как правило, пишется легче и больше), просто не добирается до вершин творчества поэта или, по крайней мере, добравшись до них, уже как бы " устают" и утрачивают к этому моменту остроту и полноценность восприятия. Я думаю, что для многих читателей те или иные стихотворения Тютчева и Боратынского, Некрасова и Фета, собранные в антологии, станут своего рода "открытиями". Я даже с большой степенью вероятности могу предположить, что, обратившись уже к первому разделу книги к стихам самого Пушкина не один читатель с удивлением обнаружит совершенно неизвестные ему пушкинские творения. И здесь нельзя не коснуться проблемы зрелости поэта. Безусловно, становление поэтического или, вернее, лирического дара может совершиться очень рано всем известны имена великих и выдающихся поэтов, доживших до тридцати лет, но успевших создать бессмертные художественные ценности. И всё же зрелость не приходит сама и сразу. Лермонтов не дожил до 27 лет. До нас дошли стихи и даже поэмы, сложенные им в 1314 лет... Однако те творения, которые сам Лермонтов счёл возможным включить в свою книгу, написаны им не ранее чем в 2223 года. Таким образом, даже несмотря на предельно короткую жизнь поэта, период "ученичества", по его собственному мнению, продолжался около десяти лет. В ещё большей степени это относится к творческому пути других поэтов, где этот период составил пятнадцать (как у Тютчева) или двадцать (как у Некрасова) лет. В составленной мной антологии собраны, за очень немногими исключениями, стихи, созданные Пушкиным, Боратынским, Тютчевым Кольцовым, Лермонтовым, Фетом и Некрасовым в годы их "золотой зрелости". Хотя, вне всякого сомнения, и в ранних стихах названных поэтов есть своего рода "прорывы" к зрелости, но это всё же только отдельные предвестия будущих творческих высот и глубин. - Вадим Валерианович, возникает естественный вопрос, почему из яркой плеяды творцов отечественной лирической поэзии XIX века вами избраны только семь, и почему именно эти семь поэтов? Ведь, я уверен, большинство наших читателей могут назвать имена ещё десятков поэтов, чьё творчество оставило глубочайший след в русской лирике XIX века - Жуковский, Батюшков, Фёдор Глинка, Денис Давыдов, Вяземский, Дельвиг, Языков, Хомяков, Полежаев, Бенедиктов, Огарёв, Полонский, Аполлон Григорьев, Майков... - Вы, безусловно, правы. И всё же я убеждён, что только семь представленных в антологии могут быть без оговорок названы великими поэтами, ибо они, и только они, смогли полноценно воплотить громадный смысл в совершенном поэтическом мире. Конечно, зрелой лирике названных и не меньшему числу не названных вами поэтов, внёсших весомый вклад в русскую лирику XIX века, присуши мощь и ёмкость смысла, но для их поэтических миров характерна определённая художественная недовоплощённость, которая не позволяет смыслу обрести полноценную жизнь. К примеру, сам Хомяков, сопоставляя свои сочинения с поэзией Тютчева, писал: "Мои стихи, когда хороши, держатся мыслью... Он же насквозь поэт... В нём, как в Пушкине, как в Языкове, натура античная в отношении к художеству". Упоминание же здесь о Языкове выявляет другую сторону проблемы. Да, Языков, также как и Жуковский, Полонский или Апухтин... создавали завершённые в себе поэтические творения, но в них недостаёт того размаха, той глубины смысла, которые являются условиями истинного художественного величия. Правда, и у поэтов, принадлежащих, так сказать, ко "второму" или даже "третьему" ряду отечественной поэзии есть отдельные стихотворения очень высокого уровня, но всё же ими не был создан тот прекрасный лирический мир, без которого поистине, если воспользоваться слова Толстого о Тютчеве, "нельзя жить". Между тем, лирические миры Пушкина, Боратынского, Тютчева, Кольцова, Лермонтова, Фета и Некрасова являют собой неотъемлемую часть нашего духовного бытия, и, более того, его сокровенную, сердцевинную часть - пушкинское "Пора, мой друг, пора...", тютчевское "Умом Россию не понять...", лермонтовское "Выхожу один я на дорогу..." ... полноценно живут в нас, являясь осязаемой реальностью нашей духовной жизни. - Вадим Валерианович, известно, что путь составленной вами антологии к читателю был весьма долгим… Это, знаете, почти детективная история. К началу 80х, по-моему в 1983 г., я завершил работу над составлением книги( непосредственно эта работы заняла 23 года). Принёс рукопись в издательство "Современник", где тогда был директором Геннадий Михайлович Гусев. А незадолго до этого у меня вышла антология "Поэты тютчевской плеяды "(которую я принёс с собой, и которая по большой просьбе Гусева перешла с моим автографом в его собственность). Геннадий Михайлович с восторгом принял моё предложение и, соответственно, рукопись... А через какуюнибудь неделю мне звонят из редакции и говорят, что книгу решили не издавать. Я стал наводить справки и выяснил, что главный редактор издательства Леонид Фролов, даже не читая книги, сказал Гусеву, что книга, составленная Кожиновым, антисоветская, так как он уверен, что в книге нет, например, стихотворения Пушкина "Деревня". А я, действительно, его не дал, это юношеское стихотворение, написанное в двадцатилетнем возрасте, стихотворение очень затянутое, к тому же чего там такого особенного "И рабство, падшее по манию царя...". Это ещё не Пушкин. В общем, Фролов выразил твёрдое мнение, что за книгу, составленную Кожиновым, могут только осудить. Гусеву ничего не оставалось делать... Прошло, наверно, лет 6 или чуть больше, уже во всю шла "перестройка", вдруг мне звонят из этого издательства (в это время Фролов был уже его директором) и, поскольку погода переменилась, просят вернуть рукопись. Я возвращаю, книгу набирают, доводят до плёнок... и в этот момент издательство разоряется. Кстати, теперь оно, в основном, издаёт всякие "шпионские" книги или типа " Записки любовницы Берии" короче, всякую коммерческую халтуру. В общем, издательство приносит мне свои извинения, выплачивает гонорар и возвращает рукопись. Проходит ещё несколько лет, и один мой знакомый, сотрудничающий с издательством Московского государственного университета, узнав о существовании такой книги, предлагает издать её в этом издательстве. И в самом деле, книгу с восторгом берут, доводят до плёнок... и тут МГУ перестаёт финансировать своё издательство. Прошло ещё какоето время и случилось так, что в издательство МГУ зашёл сотрудник издательства со странным названием "ЭКСМОПРЕСС", который, как выяснилось, оказался тонким ценителем поэзии. Он "пробивает" издание книги в своём издательстве... и буквально за несколько дней до её выхода умирает. Вот такая, представьте себе, история. Книга вышла по теперешним понятиям, можно сказать, большим тиражом - 7000 экз.Я думаю, она должна сыграть свою роль. Кстати, по моим сведениям, она пользуется определённым спросом. Вообще, в нашей стране живут удивительные люди. Вот только что я получил письмо из посёлка Красногорский Республики Марий Эл. Там живёт страстный тютчевед Александр Тимофеевич Суслов, писавший мне ранее (он, между прочим, собрал практически полную библиотеку изданий о Тютчеве, я ответил ему, выразив восхищение), и который старается присутствовать на всех тютчевских торжествах, например, он был в Брянске, в Овстуге, где мне вручали премию за книгу о Тютчеве (в серии "ЖЗЛ"), приезжал на тютчевскую конференцию в Литературный институт, где я выступал с докладом, причём он ко мне из скромности так ни разу и не подошёл. А письмо он прислал по поводу подготовленного мной в печати “Полного собрания сочинений в стихах и прозе” Тютчева (М., Вече, 2000). Так вот он, в частности, сообщает, что "Вершины русской поэзии. Век XIX" уже приобрёл, правда, с горечью добавляет, что единственный книжный магазин у них закрылся и приходится пользоваться системой "Книга почтой". Или ещё один пример. Недавно появился фермер из Кемерово, который создал ферму "Алёшкино поле" и... перевёл "Слово о полку Игореве", текст которого вырезал на дереве, причём это производит потрясающее впечатление. Фантастическая страна, я скажу. Вот недавно под моей редакцией вышел учебник, точнее, учебное пособие "Русская литература XX века", кстати, очень хорошее, в нём представлено много статей разных авторов, в том числе и 23 моих. Это первая книга, в которой преодолевается совершенно дурацкое противостояние, когда литература толкуется либо посоветски, либо поантисоветски. Это абсолютно поверхностно, литература залегает глубже политических противоречий. И поэтому, несмотря на то, что Шолохов, допустим, был, так сказать, коммунистом, а Булгаков антикоммунистом, рассматривать их надо в одном ряду. Ведь если взять традиционные обозначения - и у Шолохова, и у Булгакова речь идёт не о борьбе белых и красных, а о борьбе Бога и Дьявола. Это я к вопросу о советскости и антисоветскости книг, подготовленных мной к печати. Вадим Валерианович, сейчас, на переломе веков и тысячелетий, наметилась явная тенденция, я бы даже сказал, увлечение составлением поэтических антологий, подводящих как бы литературные итоги двадцатого столетия. В них представлены сотни имён. Например, в недавно вышедшей антологии "Русская поэзия. XX век"(ОЛМАПРЕСС), одним их авторов которой являюсь и я, собраны стихи более 750ти поэтов. Насколько это оправдано? И второе. Представьте себе, что через сто лет, в начале XXII века появится мыслитель, историк, исследователь литературы ваших масштаба и глубины, который выполнит ту же работу, что и вы сейчас составит антологию "Вершины русской поэзии. Век XX", в которой будут представлены имена, допустим, только 10 поэтов. Вы могли бы, предположительно, назвать поэтов этой "золотой десятки"? Если говорить серьёзно, то вышедшие антологии на самом деле антологиями не являются, это скорее энциклопедические словари. Кстати, писатель Юрий Поляков приезжал (как мне помнится, вместе с вами) ко мне в гости с предложением принять участие в составлении упомянутого издания, а чуть позже, по просьбе его главного редактора поэта Владимира Кострова, я составил подборки стихотворений Николая Рубцова, Анатолия Передреева, Николая Тряпкина, Юрия Кузнецова... Что касается второй части вопроса. Я считаю, что время для окончательного выстраивания какихлибо иерархий ещё не пришло. Вы учтите, только в последней трети XX века наметились определённые контуры, т.е. выстроились некие весьма условные иерархические пирамиды, определяющие "первый", "второй" и "третий" ряды величин в русской поэзии XIX века, а ведь XX век в этом отношении значительно сложнее. Конечно, я мог бы сейчас назвать имена нескольких поэтов, по моему мнению, безусловно входящих в "золотой фонд" русской поэзии XX века, и всё же я бы предложил обратиться ко мне с этим вопросом лет эдак через 5070. |
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |