SEMA.RU > XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > ПОДЪЕМ

Подъем

Журнал "ПОДЪЕМ"

N 5, 2003 год

ИМЕНА И ДАТЫ

 

 

ДОМЕН
НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

РУССКОЕ ПОЛЕ:
ПОДЪЕМ
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ
ЖУРНАЛ СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ФЛОРЕНСКИЙ
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ

МИЛОСЕРДНЫЙ ПАСТЫРЬ

(К 300-летию преставления Святителя Митрофана, первого епископа

Воронежского)

 

Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года. В синодике, принадлежавшем святителю, перечень имен начинается с лиц, облеченных в священнический сан, и это дает основание полагать, что он происходил из рода потомственных священников. Из Духовного завещания святителя Митрофана известно, что он “родился от благочестивых родителей и воспитан ими в непорочном благочестии Восточной Церкви, в православной вере”. До сорокалетнего возраста жил в миру: был женат, имел сына Иоанна и служил приходским священником. Местом пастырской деятельности иерея Михаила было село Сидоровское, расположенное у реки Молохты, притока Тезы, впадающей в Клязму, недалеко от города Шуи (ныне Владимирская область).

Лишившись супруги, священник Михаил принял постриг с именем

Митрофан в Золотниковской пустыни в 1663 году. В синодике обители

запись рода святителя Митрофана начинается словами: “род черного

священника Митрофана Сидоровского”. Через три года иноческой

жизни иеромонах Митрофан был возведен в сан игумена Яхромкой

Косминой обители. Этим монастырем он управлял 10 лет, проявив себя

усердным настоятелем. Его заботами здесь был воздвигнут храм в честь

Нерукотворного Образа Всемилостивого Спаса.

Патриарх Иоаким (1674-1690), узнав о высоком благочестии святого

Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита знаменитого

в то время Макариево-Унженского монастыря. Там попечением святого

был сооружен храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с

трапезной и колокольней. На Московском Соборе 1681-1682 годов в целях

борьбы со старообрядческим расколом и улучшения христианского

просвещения среди православного населения было решено увеличить

число епархий и открыть новые кафедры: Воронежскую, Тамбовскую,

Холмогорскую и Великоустюжскую. Святой Митрофан был вызван в

столицу и 2 апреля 1682 года посвящен во епископа Воронежского

патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями.

Начало епископского служения святителя Митрофана совпало с тяжким

для Руси временем смут и церковного раскола. По прибытии в Воронеж

он прежде всего разослал пастырям своей епархии Окружное послание, в

котором призывал своих пасомых к нравственному исправлению.

“Честные иереи Бога Вышняго! - писал святитель. - Вожди

стада Христова! Вы должны иметь светлые умные очи, просвещенные

светом разумения, чтобы вести других по правому пути. По слову

Господа, вы должны быть самым светом: “вы есте свет миру” (Мф.

5, 14)... Христос Спаситель, вручая паству апостолу Своему, трижды

сказал ему: паси, как бы внушая тем, что три есть различные

образа пасения: слово учения, молитва при пособии Святых Таин и

пример жизни. Действуйте и вы всеми тремя способами: подавайте пример

доброй жизни, учите людей своих и молитесь о них, укрепляя их

Святыми Таинами; наипаче же неверных просвещайте святым Крещением, а

согрешивших приводите к покаянию. Будьте внимательны к болящим, чтобы

не отошли от сей жизни без причащения Святых Таин и помазания святым

елеем”.

Святитель Митрофан начал архипастырскую деятельность с постройки

нового кафедрального собора в честь Благовещения Пресвятой

Богородицы взамен ветхого деревянного храма. В 1692 году собор с

приделами во имя Архистратига Михаила и Святителя Николая был освящен.

За время 20-летнего епископского служения святого Митрофана число

храмов в епархии возросло со 182 до 239, было основано два

монастыря: Коротоякский Вознесенский и Битюгский Троицкий. Большое

внимание архипастырь уделял искоренению нестроений и беспорядков в

монастырях и утверждению в них строгой жизни по иноческому уставу.

Первый Воронежский святитель ревностно заботился о нуждах паствы.

Он утешал бедных и богатых, было покровителем вдов и сирот,

заступником обиженных. Его дом служил гостиницей для странников и

лечебницей для больных. Молился он не только о живых, но и об

усопших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая

их имена в синодик. Поминая их за проскомидией, святитель

Митрофан говорил: “Аще праведна душа, то большей части сподоблена

бывает, аще ли грешна, то будет причастница милости Божией”.

Известно о большой дружбе святителя Митрофана со святителем

Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля). Они не только

поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед. История

основания близ Тамбова Трегуляевского Иоанно-Предтеченского монастыря

связана с их дружбой. 15 сентября 1688 года святитель Митрофан

посетил святителя Питирима. Втроем (с ними был священник Василий) они

совершили прогулку в места уединенных молитв Тамбовского

архипастыря и избрали место для будущей обители.

Святитель Митрофан, как человек высокого патриотизма, своим

нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал

преобразованиям Петра I , необходимость и цель которых хорошо

понимал. При постройке в Воронеже флота для похода на Азов он

убеждал народ всемерно помогать Петру I. Это было особенно важно,

ибо многие считали устройство флота делом бесполезным. Святитель

не ограничивался только советами царю, но и оказывал материальную

поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах для

строительства флота, и отдавал все свои средства, сознавая, что они

идут на благо Родины.

Патриотические чувства святителя Митрофана соединялись с

непоколебимой верой и строгостью православных убеждений, ради которых он

не боялся навлечь на себя царский гнев. Так, он отказался идти во

дворец к Петру I, потому что там стояли статуи языческих богов, и

хотя за ослушание царской воли ему грозила опала, он остался

непреклонен. Петр приказал убрать статуи и с того времени проникся

еще большим уважением к святителю.

Скончался святитель Митрофан 23 ноября 1703 года, в глубокой

старости, приняв перед смертью схиму с именем Макарий. Погребение

совершено было 4 декабря. Царь Петр I сам нес гроб святителя от

собора до усыпальницы. Прощаясь, он сказал: “Не осталось у меня

больше такого святого старца. Ему же буди вечная память”.

Память о глубоком благочестии и пастырских добродетелях святителя

Митрофана свято чтима была в Воронеже со времени его кончины. Преемники

его считали священным долгом ежегодно творить поминовение по

первосвятителю своей паствы и его родителям, иерею Василию и Марии.

Жители Воронежа и окрестностей приходили в Благовещенский собор на

панихиды, которые совершались на месте погребения святителя.

Побуждением к усиленному поминовению святителя Митрофана было и

предсмертное завещание его - совершать о нем молитвы. Для этого

еще при жизни он устроил в соборе придел в честь святого Архистратига

Михаила (небесного покровителя святителя в миру), и в нем особый

причт служил ранние заупокойные литургии. Впоследствии новое

поколение хотя и не знало святителя, но также благоговейно почитало

его память. Уверенность в святости первосвятителя Воронежской епархии

утверждалась нетлением его мощей, освидетельствованных при

неоднократном перенесении их из одного храма в другой. Так, в 1718

году Воронежский митрополит Пахомий, приступая к постройке нового

собора, приказал разобрать старый Благовещенский собор, при этом

тело святителя Митрофана было на время перенесено в церковь

Неопалимой Купины; в 1735 году тело святителя было перенесено в

новый собор, при этом было засвидетельствовано нетление его мощей.

На месте погребения святителя обыкновенно совершались панихиды о

нем.

С 1820 года замечено было, что число почитателей памяти святителя

Митрофана, стекавшихся в Воронеж, чрезвычайно возросло. Чаще стали

происходить и благодатные знамения. Архиепископ Воронежский Антоний

II неоднократно доносил Святейшему Синоду о чудесах и испрашивал

разрешение на прославление святителя. Святейший Синод предписывал

наблюдать за благодатными дарами, получаемыми у его гроба. В 1831

году по освидетельствовании нетленного тела святителя преосвященный

Антоний вместе с членами комиссии Святейшего Синода архиепископом

Ярославским Евгением и архимандритом Спасо-Андрониевского Московского

монастыря Гермогеном убедились в чудодейственном ходатайстве

святителя Митрофана у Престола Божия. Святейший Синод вынес

решение о причтении его к лику святых.

В день, предшествовавший открытию мощей святителя Митрофана,

архиепископ Воронежский Антоний собрался идти в церковь, чтобы

возложить на них приготовленное новое архиерейское облачение.

Внезапно он ощутил в себе такое расслабление, что едва мог пройти по

келии. Озабоченный этим, он сел в размышлении и услышал тихий голос:

“Не нарушай моего завещания”.

Не тотчас понял он это, но, думая о своем намерении, собрался с

силами и открыл хранилище, где было облачение: там он обнаружил

схиму, принесенную незадолго перед тем неизвестной монахиней и

вручную ему со словами, что она скоро понадобится.

Увидев эту схиму, Владыка понял, что слова “не нарушай моего

завещания” есть воля святителя Митрофана, чтобы не полагать на

его мощи архиерейского облачения, а оставлять их в схиме,

свидетельствуя тем о глубокой духовной связи со своим покровителем

преподобным Макарием Унженским и своем крайнем смирении.

Русская Церковь чтит память святителя трижды в год: 23 ноября

(ст. ст.) - день преставления (1703), 7 августа (ст. ст.) -

день прославления (1832), и 4 сентября - день второго обретения

мощей (1989).

В Воронежской епархии архиепископом Антонием II (1827-1846) в

честь святителя Митрофана были установлены еще следующие

празднования: 4 июня, в день памяти святителя Митрофана, Патриарха

Цареградского, - в день тезоименитства святителя Митрофана,

епископа Воронежского, 2 апреля - день архиерейской хиротонии

святителя Митрофана (1682) и 11 декабря - по случаю обретения

мощей святителя Митрофана (1831).

Святитель Митрофан оставил духовное завещание. Подлинник его

хранится в Государственном историческом музее (N 820/Син. 669). На

завещании - собственноручная скрепа-автограф святителя: “Сия

изустная духовная потпи(сал) я... епископ Митрофан Воронежский”.

На нижней доске (внутри) находится запись скорописью XVIII века:

“Сия книга тестамент или завет Преосвященного епископа

Воронежского схимонаха Макария, писан в Богоспасаемом граде Воронеже,

в доме его Преосвященства, соборныя церкви диаконом Афанасием

Евфимовым. Преставися сей Преосвященный епископ, схимонах Макарий,

ноемврия месяца 23 дня 703-го года, а погребен декабря 4-го дня”.

Духовное завещание является одним из замечательных памятников жизни

и деятельности святителя Митрофана. В нем говорится: “Судьбами

Божиими дошел я до состарения и ныне изнемогаю естественной моею

силою. Сего ради судил я написать сие последнее мое писание... Когда

душа моя грешная разрешится от союза плоти, вручаю ее благоутробию

Премудрого Бога, ее создавшего, да приимет ее милостиво, как дело рук

Своих, а кости грешные предаю матери всех, чая оттуда

воскресения мертвых”. Далее, обращаясь к пастырям и пасомым,

святитель говорит: “Простец, согрешивший за одну только свою

душу, даст ответ Богу, а иереи будут истязаны за многих, как

нерадевшие о овцах, с которых собирали млеко и волну (шерсть)...

Для всякого человека таково правило мудрых мужей: употреби труд,

храни мерность - богат будеши; воздержно пий, мало яждь - здрав

будеши; твори благо, бегай злаго - спасен будеши”.

Память святителю Митрофану установлена в 1832 году.

20 августа 1929 года, в день памяти святителя Митрофана, власти

приняли решение о закрытии Воронежского Митрофановского монастыря и

изъятии мощей. Они были помещены в запасник краеведческого музея.

Лишь в 1989 году молитвами и стараниями Его Высокопреосвященства

Всокопреосвященнейшего Мефодия, митрополита Воронежского и Липецкого

мощи святителя Митрофана были возвращены Церкви.

17 сентября рака с ними была установлена в Покровском кафедральном

соборе, где и находится ныне. В этот день определением Священного

Синода Русской Православной Церкви празднуется второе обретение

мощей Святителя Митрофана.

 

© "ПОДЪЕМ"

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

Подъем

WEB-редактор Виктор Никитин

root@nikitin.vrn.ru

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Перейти к номеру:

2001

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2002

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

11

12

2003

01

02

03

04

05