Журнал "ПОДЪЕМ" |
|
N 1, 2004 год |
СОДЕРЖАНИЕ |
ДОМЕННОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГА
РУССКОЕ ПОЛЕ:ПОДЪЕММОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬБЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫЖУРНАЛ СЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГСИБИРСКИЕ ОГНИФЛОРЕНСКИЙГАЗДАНОВПЛАТОНОВ |
Журнал "Подъем", N1, 2004 год ПОЭЗИЯ: ПЕРВАЯ ПУБЛИКАЦИЯ Ксения МАКСИМЕНКО МОЙ ЮНЫЙ ГОЛОС Стихи Ксении Максименко сохраняют явный отпечаток влюбленности автора в поэтический мир Марины Цветаевой. В этом нет ничего предосудительного - многие поэты испытали в юности сильнейшее влияние цветаевской музы. Вхождение молодой души в бытовые пространства взрослой жизни сотрясает все внутреннее устройство ее, и она, пока во многом замкнутая на самое себя, вздрагивает от каждого прикосновения реальности и говорит, говорит, словно выпаливает слова, нервно складывающиеся в стихотворные строки... Мир Цветаевой - это нерастворенное в великом бытийном целом авторская "я". Именно потому цветаевские ритмы и манера речи так часто встречаются во многих девичьих стихах - в прошлые годы, сегодня и, надо полагать, завтра... Такая черта авторского стиля превозмогается с годами, составляя драгоценные поэтические штрихи в завтрашних его, значительно более совершенных стихотворениях. Однако, обнаруживая внешнюю схожесть со стихотворной речью Марины Цветаевой, юный поэт определенно показывает и свои творческие потенции: демонстративное "я" автора, кажется, должно перекрыть творческие акценты великой предшественницы и быть узнанным современниками. Иначе - к чему повторение, оригинал - лучше. Так судит просвещенный читатель. Однако стоит сказать и вот о чем. С течением времени поэтические характеры прошлых лет наслаиваются один на другой, и наступает момент, когда читателю несравненно важнее личностное наполнение литературного текста, нежели все те отголоски поэзии минувших эпох, что так или иначе читаются в строках поэта-современника. Жизнь души должна идти впереди поэтического стиля, и потому важность происходящего в стихах подлинного поэта отодвигает в сторону по видимости заемную интонацию его поэтической речи. Ведь если читатель не способен воспринять стихи как нечто сказанное впервые, тогда все наши творческие впечатления попадают во власть постмодернистского литературного распорядка: это похоже на то, а вот здесь - обыгрывание такого-то сюжета - и более ничегошеньки... Дурная игра дурных актеров для дурных зрителей, по большому счету - никому не нужная. Главным оказывается, когда все - как в первый раз. В поэтической интонации Ксении Максименко можно встретить и цветаевские эллиптические предложения, как бы вскользь оброненные слова, и постоянное присутствие усеченных стихотворных строк, и регулярные синтаксические переносы... Но одновременно юный автор может сказать удивительно точно и тонко: "Детство созрело бесшумно, как тот // Солнечный колос". Авторская речь вдруг забывает о своей склонности к нервной, почти рваной строфике и звучит напевно, как и должно быть в "Русской песне":
Умение сочетать неосязаемо высокое и плотное, земное, почти низкое в огромном русском пространстве - для юного поэта качество более чем похвальное Здесь есть обещание выйти за пределы хрупкого и нежного внутреннего мира и найти свое место в общем бытии страны и народа: "Мне вдохнуть бы полной грудью, // Мир - сполна". Однако всему свое время, и всякому зерну - свой рост. Сегодня Ксения Максименко только начинает собственный литературный путь. Как известно, в литературе нет прямых дорог, но от того, насколько состоятельной окажется личностная сердцевина автора, зависит очень многое в его творческой биографии. Важно не изменять себе - и тогда все получится. Это простое правило художник должен помнить как никто другой. Вячеслав ЛЮТЫЙ
МАКСИМЕНКО Ксения Владимировна родилась в Воронеже в 1986 году. Окончила гимназию N 9. * * *
|
© "ПОДЪЕМ" |
|
WEB-редактор Виктор Никитин
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |