Игорь МАРКИН
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > МОЛОКО


МОЛОКО

Игорь МАРКИН

2010 г.

МОЛОКО



О проекте
Редакция
Авторы
Галерея
Книжн. шкаф
Архив 2001 г.
Архив 2002 г.
Архив 2003 г.
Архив 2004 г.
Архив 2005 г.
Архив 2006 г.
Архив 2007 г.
Архив 2008 г.
Архив 2009 г.
Архив 2010 г.
Архив 2011 г.
Архив 2012 г.
Архив 2013 г.


"МОЛОКО"
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Игорь МАРКИН

Время воинствующего хлама

Есть искусство классическое, есть авангардное, существует скандальное, наконец. А есть псевдоискусство, и оно поразительно живуче, что наглядно доказывает обосновавшаяся в Воронеже картинная галерея «Х.Л.А.М.». Расшифровывается эпатажная аббревиатура очень просто: «Художники, Литераторы, Артисты, Музыканты», однако название показательное, ибо гадости там предостаточно.

Вот, к примеру, работа А. Флоренского «Грачи прилетели». Сравнение с рисунками школьника начальных классов не будет большой натяжкой. На таком же уровне перерисованы «Приезд гувернантки», «Княжна Тараканова» и другие шедевры признанных отечественных мастеров. Флоренский, на беду, мастер непризнанный, но не в признании дело. А в том, что его бессмысленные потуги с претензией на значимость выглядят до крайности убого. Притом что данная серия называется «Русский альбом», обидная насмешка над великими полотнами едва ли случайна…

Бездумно ёрничающий А. Косолапов в своей работе «Моя плоть» изобразил лик Иисуса Христа вкупе с надписью «MC DONALDS». И некому оказалось сказать бедняге: «Эй, парень, с такими вещами не шутят и не экспериментируют, будь ты хоть семи пядей во лбу...». А еще имеются различные варианты «Моны Лизы» и «Мальчика на шаре». Даже не экстравагантно.

Вернисажи «модного» искусства распространяются подобно плесени. Если в «Х.Л.А.М.»е выставлены хоть какие-то подобия изображений, то в торговом центре «Европа» устроена экспозиция проекта «Основания»; и на ней были представлены работы Ивана Горшкова, Ильи Долгова и Николая Алексеева. Взглянешь – и засомневаешься: не посетил ли творцов маразм в чистейшем виде?

В зале наряду с «рисунками» валяются под ногами обломки железобетонной арматуры и сваренные листы железа, именуемые «скульптурными композициями»... По соседству приютился уголок «Лэнд-арта», – это, по уверению авторских опекунов, МЕЧУЩЕЕСЯ слияние искусства с природой. Оно, оказывается, свершилось (и, судя по экспозиции, продолжает свершаться), когда «из вертикали культурной памяти и историзма искусство перешло в горизонталь повседневной жизни, где каждый день происходят изменения». В подобных заявлениях, надо полагать, квинтэссенция направления. Ого-го!.. Местные апологеты и фенологическое время приобщили, и про гринбергианский формализм с легитимацией банального не забыли ввернуть. Что-нибудь понятно? Впрочем, понимание не стоит затраченных усилий. И хотя некоторые испоганенные куски бумаги гордо именуются живописью, на самом деле живопись, даже примитивная, там и рядом не стояла. Но проект «Основания» пытается ОБОСНОВАТЬ убогие опусы, причем делает это с апломбом и на псевдонаучном сленге: «...язык обобществлен, универсален, интегрируем в менеджерские схемы арт-среды».  Полагаю, изъясняться по-русски ребята не разучились, но надо же тумана напустить, чтобы своему вымученному опусу придать некую значимость. А если художник ТАК ВИДИТ МИР, то почему бы и простому смертному зрителю не изложить свое видение на «их видение»?

Смотришь на рисунок, и кроме бреда шизофреника ничегошеньки, хоть лопни, не видишь. И выползает на свет Божий никчемность, и принимается внушать людям, что не так все примитивно, как кажется на первый взгляд. Перед зрителем не бездарь в своем бессилии расписался, но художник, опередивший время. Люди видят каракули, а их убеждают, что это четыре раза вывернутая плоскость. Естественно, закодированная. Ну да, что-то похожее действительно просматривается, особенно если взглянуть через какую-нибудь дестабилизированную призму.

Как должен сработать сей многоумный механизм? Вглядывается человек в чушь поросячью и начинает размышлять: «Передо мной полная ерунда. Но не зря же выставка устроена? Видимо, я дурак дремучий, которому не доступна глубина и гениальность, не вник я, стало быть, в тонкое понимание. А люди вокруг вон как восхищаются!..». Но вокруг рассуждают примерно так же, поскольку никто не хочет выглядеть невеждой. Стыдно перед другими осрамиться, вот и ведут себя как тонкие ценители, задумчиво хмуря брови: «Да – это нечто! Автор хотел, сумел, попытался...». Со временем появляются ярые сторонники и последователи, которые глаза выцарапают, если только сомневающийся посмеет рот раскрыть.

Сказка Г.Х. Андерсена «Новое платье короля» гениальна. Вот только там малыш все-таки появился и воскликнул: «А король-то голый!». Но у нас – быль, и малыша все нет, как нет.

Почему, скажем, Долгов или Алексеев вправе марать бумагу и называть это рисунком, а прохожий Вася – нет? Он тоже способен швырнуть кусок грязи в чистый лист и заявить: «Картина под названием «Разрежь пространство»! И можно запросто (но совсем непросто, а очень даже умненько) истолковать «тайный» смысл Васиной «картины», да такого накрутить... А дядя Леня произнесет: «блям-м-м!..» – и, оказывается, тем самым осчастливит мир рождением нового музыкального шедевра.

Очередная попытка убедить всех нас, что мы, тупые «лохи», любуемся всякой отмершей классической дрянью и по темноте своей никак не уразумеем, что не отбрыкиваться надо от предлагаемой альтернативы, а принять ее всем сердцем и душой...

Над нами потешаются всякие «Х...А.М.»ы (что-то буква «л» не желает встать на место) и «Основания», стремясь надругаться над нормальным восприятием прекрасного и цинично плюя на наши взгляды.

Директор пермской государственной галереи современного искусства Марат Гельман наведывается в Воронеж не просто так: в «Х.Л.А.М.»е, кстати, именно им патронируемый вернисаж. В культурном региональном пространстве расчищается своеобразный плацдарм, благо небескорыстные почитатели находятся везде и всегда готовы подсуетиться. А еще сей «культуртрегер» планирует осуществить в нашем городе некий «евангельский» проект. И если такое стрясется, можно смело говорить об очередной локальной победе сатанизма. По гельмановскому же приглашению приезжала к нам в Воронеж режиссер сериала «Школа» Валерия Гай Германика. Эта дама, что в качестве оператора поднаторела в порнофильмах, откровенно сволочную, кустарную поделку пытается выдать за «новое направление» в киноискусстве. Несложно отыскать схожие мотивы и в «Х.Л.А.М.»е.  Д. Гутов, к примеру, задумал и исполнил цикл  «Повести Белкина», где «весь вечер на арене» – голые девицы в вызывающих позах. А мы-то, недалекие, Пушкина воспринимаем несколько по-иному... Но галерист не успокаивается. Мало откровенных женских телес «по-гутовски»? Вот вам, для убедительности, аж четыре номера «Камасутры» Олега Кулика, в которых со смаком запечатлены различные совокупления с собаками.

А чтобы народ не очень сильно возмущался, есть надежная форма защиты. Устроители различных выставок предупреждают: «Творчество самобытных художников рассчитано на исключительно подготовленную аудиторию». Таковой пока что, слава Богу, кот наплакал, но подготовка идет полным ходом...

Полная достоинства прибыла в Воронеж «оригинальная» режиссерша, проводятся откровенно бредовые выставки, открылись очень уж своеобразные галереи. Дорожка к внедрению в наше сознание пошлости и никчемности проторена. И когда люди начинают о подобном рассуждать, спорить, проклинать или восторгаться, то совершают большущую ошибку. Ибо волей-неволей подобное убожество признается ЯВЛЕНИЕМ. А ведь это – ничто. «Х.Л.А.М.», он и есть хлам, и место ему на помойке.

Для начала ждем прихода андерсеновского мальчика. А бульдозеры найдутся. Они у нас, если кто запамятовал, как и бронепоезд, «всегда на запасном пути».

Воронеж

 

 

 

 

РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖУРНАЛ



МОЛОКО

Гл. редактор журнала "МОЛОКО"

Лидия Сычева

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев