> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ  > РУССКАЯ ЖИЗНЬ
 

Юрий Нечипоренко

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

XPOHOC
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
СЛАВЯНСТВО
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОЛДЕНЬ"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА
ПАМПАСЫ

Юрий НЕЧИПОРЕНКО

Семь эфиров по Гоголю

Иллюстрация к повести "Шинель".
Художник Маргарита Журавлева.

В этом году по книжке «Ярмарочный мальчик (жизнь и творения Николая Гоголя)» у меня было семь эфиров:

1)      «Русская служба новостей» с Андреем Фефеловым;

2)      «Сити ФМ» с Дмитрием Быковым;

3)      «Говорит Москва» с Игорем Игоревым;

4)      «Эхо Москвы» с Ксенией Лариной и Майей Пешковой;

5)      «Подмосковье»;

6)      «Народное радио»;

И наконец, завершающий эфир, седьмой - нижегородский — на радио «Образ» с отцом Василием Спириным и Даниилом Семикоповым.

 

Наиболее весело прошёл эфир с Андреем  Фефеловым (это была передача «Богема», которую вскоре закрыли): Фефелов фонтанировал, он подхватывал мои мысли, я – его… Мы придумали вместе, что вся Россия теперь пишет второй том «Мёртвых душ» - историю о похорошевшем мошеннике. Но когда я заявил, что Гоголь хотел было жениться, да ему отказали, Андрей меня на смех поднял: это, говорит, уже другая бы была русская литература, другая история: женатый Гоголь! Один недостаток – в прямой эфир звонили слушатели - и порой мололи чушь.

 

Привычно парили мы в эфире вместе с Игорем Игоревым, который и вовсе оказался «крестным отцом» книжки: на его передаче в августе прошлого года я познакомился с издательницей Екатериной Паламарчук, благодаря его передаче я нашёл и художника. Евгений Подколзин слушал моё чтение «Ярмарочного мальчика» в прямом эфире с полуночи до двух ночи с субботы на воскресенье: художник работает по ночам, а уши свободны… С Женей Подколзиным и его женой Наташей Салиенко мы были знакомы давно, я встречал их работы на международной Биеналле иллюстраторов в Братиславе, поэтому, когда Женя позвонил мне на следующий день после эфира и пригласил на открытие своей персональной выставки в Гданьске, я не раздумывал: конечно, такое приглашение дорогого стоит!

 

По номенклатуре, к художникам полагается писатель, который делает доклад на открытии выставки — там я присмотрелся к работам Подколзина и понял, что этот парень сможет сделать Гоголя, таким, каким его никто ещё не видел... Благодаря эфиру книжка нашла издателя и иллюстратора, так что «мальчик» у нас теперь общий — дитя эфира. Эфир радио «Говорит Москва» можно послушать здесь http://www.govoritmoskva.ru/cultura/090406221056.html, так что долго распинаться по этому поводу не буду – станция это профессиональная, разговор получился интересным.

 

Самое странное радио – «Сити ФМ». Я о нём раньше ничего не слышал, но был наслышан об интервьюере – Дмитрии Быкове, который сейчас чуть ли не самый плодовитый литератор в России. Многие говорят о нём хорошо, иные – плохо: сам я видел его пару раз в компаниях с друзьями, но лично не был знаком. Итак, пришёл я на «Сити» в положенный час, а интервьюера-то нет… В общем, пришлось ждать его почти час. Это время мы скоротали за беседой с милой Нарине, которая оказалась из Еревана, а я сам не раз бывал в Армении и имею кучу там друзей – так что разговор получился непустым. Наконец, появился Быков, расположился в удобном кресле за столом, - меня посадили к стене на неудобный стул, чуть не в нос сунули микрофон: пришлось выпрямить спину и держаться по стойке «смирно», хоть и сидя  - как перед генералом.

 

Быков блистал, и в начале я не очень даже понял, зачем ему нужен – он бы и без меня о Гоголе намолол с три короба. Было у него много своих «заготовок», и он демонстрировал и знания, и образование – в общем, впервые я видел интревьюера, который занимает львиную долю времени в эфире. Порой Дмитрию звонили на мобильник, он извинялся - и отвечал, какие-то дела улаживал. Побеседовали мы не без пикировки: опять тут всплыла история про пресловутый  второй том «Мертвых душ» – Быков заявил, что за Гоголя второй том «Мёртвых душ» написал Толстой, что побеждают в нём те, кто обладает витальной силой – Пьер Безухов и Наташа Ростова. Видно, витализм этот был близок и самому Быкову (одна фамилия чего стоит...). Я заметил, что эти персонажи обладают и нравственным капиталом, который у них не меньше витального. Эта мысль показалась Дмитрию новой, по крайней мере он не бросился её разносить…

 

Когда я послушал потом запись передачи (см. здесь http://www.city-fm.ru/onair/archive.html?s=27574&id=332179), то больше зауважал Дмитрия: вначале он меня проверял, спрашивал, в каком переводе мы с арт-группой «Пища богов» ставили «Сказание о Гильгамеше» и «Сошествие Иннаны». Я же от скромности не стал хвастаться, что знаком с переводчиками с шумерского: Анатолием Кифишиным и Вероникой Афанасьевой. К концу передачи он уже больше мне пасовал, «мячи подбрасывал» — так я смог упомянуть и про свой журнал «Электронные пампасы», в котором собираются сливки детской литературы (см. здесь http://www.epampa.narod.ru/index.html).

 

Тут можно припомнить ещё и то, что на передачу я пришёл простуженным, чуть не кашлял – а вышел здоровеньким, словно это час эфира меня излечил. Я подумал, что эфир – благотворное лекарство, надо прописывать его всем больным, потому как «все болезни от нервов», кому не хватает значимости и важности – пожалуйста, дайте поговорить час в эфире – сразу человеку станет легче. Впрочем, сейчас это всё может уже Интернет заменить… Сиди себе перед вэб-камерой и трави анекдоты!

 

Самое милый эфир в Москве с незнакомыми доселе мне людьми – «Эхо Москвы». Я, грешным делом, радио вообще не слушаю, разве что «Радио России» по трансляции, за неимением приёмника (детские передачи там делает Жанна Переляева, я и сам пару раз был её гостем, потому слушаю это радио как своё, с ощущением гордости). Но вот «Эхо Москвы» меня проняло своим редкостным доброжелательством, такого приёма, как у Ксении Лариной, я ни у кого не видел. Виной тому был «Ярмарочный мальчик» это он пришёл передо мной и раскрыл все двери. Передача называлась «Детская площадка» - встретила меня и проводила в студию Майя Пешкова, которая оказалась моей коллегой по естественнонаучной академической деятельности. Мы вначале мило поболтали с ней, потом появилась Марина Королёва, звезда эфира, которую я знаю ещё со студенческой скамьи, - и не видел лет 15, потом уже меня ввели в студию, где сидела госпожа Ларина и обратила на меня луч своего благосклонного внимания. Запись передачи, которую слушали многие мои знакомые, можно найти здесь http://www.echo.msk.ru/guests/584579-echo/.

 

На радио «Подмосковье» мы явились с Лолой Звонарёвой, которая сама много пишет и путешествует, знает толк в литературе и журналистике. Здесь меня удивили люди – все как будто в воду опущенные, с какими-то растерянными лицами. Лола предположила, что им задерживают зарплату… Ведущая передачи была мила и доброжелательна, но чувствовалась, что у неё в жизни случилось что-то плохое (потом мне шепнули, что умер муж). Я смог сравнить ситуацию с «Эхом Москвы», где у Майи Пешковой тоже  муж скончался, и грешным делом подумал, как это может быть, что для двух эфиров подряд с женщинами-журналистками повторяется одна и та же история (тогда я ещё не знал, что у ведущей на «Народном радио» мужа хватил удар…) Итак, эфир оказался с одной стороны лечебным, а с другой - опасным.

 

Шестой эфир – на «Народном радио» приходилось брать чуть ли не с боем. Ведущая начала листать мою книгу и цепляться ко всем словам: «Как это можно так написать для подростков, что «критик чуть не кусался» (речь шла о письме Белинского Гоголю)?» Я пытался защититься, но мне было сказано «для нашего слушателя это не пойдёт». «Народное радио» так бережно относилось к ушам своих слушателей, что никаких экспрессивных выражений, никаких неузаконенных метафор, никаких «своих слов» сказать было нельзя — всё квалифицировалось здесь как «отсебятина». Дипломатичная Лола Звонарёва нашла выход из ситуации: решили говорить не о книге, а обо мне и об отце, которому была посвящена повесть «Мой отец – начальник связи» (см. здесь http://www.epampa.narod.ru/nech/otec.html). Это сошло – и мы говорили о ветеранах, о фронтовиках, я рассказал о том, что отец мои играл на баяне – а лётчик, великий ас Покрышкин танцевал под ту игру. Отец служил в Воздушной Армии, в Батальоне Аэродромного Обслуживания, заведовал радиостанцией, а в промежутках между боями лётчикам полагались и потанцевать… Так от Гоголя до лётчиков, от эфира до войны мы дошли на «Народном радио»  - и записали-таки передачу, не рассорились… Эту передачу послушал мой отец и ему очень понравилось!

 

Шесть московских эфиров – и какие разные, сколько впечатлений! Завершался  первый месяц гоголевского юбилея, и я двинулся в Нижний Новгород, чтобы представить книгу там. Пригласил меня туда  представлять книгу о Гоголе мой старый приятель Роман — по фамилии Гоголев! Романа я знал с тех пор, как он нашёл меня в Москве. Дело было так: по заказу Редакционно-Издательского Центра «Чёрная курица» я написал для одного известного и крупного издательства книжку о жизни и творчестве Гоголя. И хотя книга очень понравилась редактору, сами издатели от неё отказались: уж очень она выбивалась из их представлений о Гоголе. И так пролежала книга под спудом двенадцать лет, переезжая с жесткого диска на жесткий диск: примерно шесть дисков (так и хочется сказать «пар башмаков») пришлось мне истоптать, шесть компьютеров сменить за это время, пока она не нашла издателя. Это время я не тратил попусту — поучаствовал в десятке конференций по Гоголю, написал три десятка статей (см. здесь http://www.hrono.ru/avtory/gogol.html), где пытался обосновать свой замысел, свой взгляд на Гоголя. Потому что если бы у меня не было своего взгляда, стоило ли мне и город городить, книгу писать — как говаривал в шутку Николай Тимофеев-Ресовский: «не надо делать ту работу, которую за тебя сделает немец» (читай —  компилятор без воображения).

 

И вот тут-то, когда я писал одну из самых «краеугольных» своих работ, которую назвал «Ярмарка у Гоголя» (и опубликовал потом в академическом сборнике «Жертвоприношение»),  вышел на меня Роман Гоголев из Нижнего Новгорода. Тогда Роман издавал журнал «Нижегородский купец» - и  искал свежие работы для журнала. Он с большим энтузиазмом воспринял мои идеи — и поддержал в трудный для меня час (что не говори, когда издатель отказывается от книги — писателю нелегко). Эта поддержка из ярмарочного Нижнего Новгорода дорогого стоила. Роман следил за перипетиями моей издательской интриги, одним из первых написал рецензию на вышедшую книгу (см. здесь http://www.hrono.info/proekty/slavyane/gog0309.html) и пригласил меня в Нижний на презентацию.

 

Дело было в областной детской библиотеке, и такой праздничной презентации в Москве я не видал: тут выступал и ансамбль «Джерело» с украинскими песнями, мальчик в украинском костюме прекрасно играл на баяне,  девочка — на флейте, но больше всего меня поразил маленький трубач. Вот она, слава, подумал я — тут тебе медные трубы! Областная детская библиотека в Нижнем Новгороде заслуживает отдельного рассказа, здесь с таким вкусом и умом, с таким толком организованы, устроены и даже расписаны отделы, что диву даёшься!  В Москве такого я не видал (хотя видел немало: уже в десятке библиотек выступал со своей книгой).

 

Перед презентацией была пресс-конференция, часть материалов откуда можно найти здесь http://nne.ru/news.php?id=338540. Дальше уже на большом экране показывали картинки, чтецы читали текст, так что мне оставалось только рот разевать от удивления. Потом уже дали слово и мне: я провёл здесь мастер-класс по укрощению нечистой силы. Оказалось, что ребята неплохо знают Гоголя, и особенно меня поразил маленький трубач, которому потом я книжку подписал. Желающие попасть на такой мастер-класс в Москве могут приходить в Литературный музей в Трубниковский переулок 23 мая, см. здесь http://www.epampa.narod.ru/news.html.

 

Вечером нас ждал эфир на радио «Образ». Радио это православное, передачу вёл отец Василий (Спирин), помогал ему Даниил Семикопов. Расположена студия на территории храма, но ведёт не только узко православные передачи. Здесь звучит и светская музыка, вещание проходит в дружелюбной атмосфере. Говорили мы о Гоголе, о книге и проблемах детской литературы — всего около двух часов. Помогали нам милейшие девушки, которые показались мне сущими «ангелами эфира» - и ощущение от передачи осталось самое светлое.

 

Так завершился апрельский марафон, посвящённый  выходу книги, и хотя нам не удалось в Нижнем Новгороде организовать продажу книг (издательство обращалось в магазины, но они не откликнулись), живейший интерес детской и взрослой аудитории, звонки в эфир с вопросами, где можно приобрести книгу и весь приём здесь даёт основание надеяться, что книга наша, этот эфирный «Ярмарочный мальчик», пойдет по России, найдёт своих читателей...

 

Сайт издательства см. здесь

http://zhuk-book.ru/?link=showgood&gid=1053251

 

 

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"

Rambler's Top100

Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев