Елена Черникова
         > НА ГЛАВНУЮ > РУССКОЕ ПОЛЕ > РУССКАЯ ЖИЗНЬ


Елена Черникова

 

© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ"



К читателю
Авторы
Архив 2002
Архив 2003
Архив 2004
Архив 2005
Архив 2006
Архив 2007
Архив 2008
Архив 2009
Архив 2010
Архив 2011


Редакционный совет

Ирина АРЗАМАСЦЕВА
Юрий КОЗЛОВ
Вячеслав КУПРИЯНОВ
Константин МАМАЕВ
Ирина МЕДВЕДЕВА
Владимир МИКУШЕВИЧ
Алексей МОКРОУСОВ
Татьяна НАБАТНИКОВА
Владислав ОТРОШЕНКО
Виктор ПОСОШКОВ
Маргарита СОСНИЦКАЯ
Юрий СТЕПАНОВ
Олег ШИШКИН
Татьяна ШИШОВА
Лев ЯКОВЛЕВ

"РУССКАЯ ЖИЗНЬ"
"МОЛОКО"
СЛАВЯНСТВО
"ПОЛДЕНЬ"
"ПАРУС"
"ПОДЪЕМ"
"БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"
ЖУРНАЛ "СЛОВО"
"ВЕСТНИК МСПС"
"ПОДВИГ"
"СИБИРСКИЕ ОГНИ"
РОМАН-ГАЗЕТА
ГАЗДАНОВ
ПЛАТОНОВ
ФЛОРЕНСКИЙ
НАУКА

Елена Черникова

Азбука журналиста 

Десять шагов к успеху

Шестой шаг. Люби себя  правильно

         А теперь, когда мы что-то узнали и так называемый общий язык с целевой аудиторией найден, так сказать… Типа. Как бы. Ну. Вот. Господи, что делать?!..

         Девушка не пришла на первое свидание - неприятно, но пережить можно. Куда хуже, если она не пришла на второе. Аналогия тут прямая: редакция выпустила пилотный номер, публика  близка к восторгу, розничная торговля берёт, подписчики  намечаются, противники вашей концепции встрепенулись, - всё отлично. А  дальше?

         Или: молодой журналист напечатал первую статью, редактор одобрительно кивнул, бухгалтерия выплатила гонорар. Со стороны кажется, что всё сразу становится на поток, только подставляй мешки под доходы и уши под  аплодисменты. О, нет! Всё только начинается.

         Кризис первого успеха!

         Профессиональные средства против гордыни. Помните, я рекомендовала вам пособие Л. Г. Свитич «Профессия: журналист»? Приложение «Признаки профессиограммы». Пометьте: важно! «Интергальные качества личности, имеющие существенное значение для успеха в работе»:

         «Помехоустойчивость: эмоциональная и психологическая устойчивость, самообладание, стрессоустойчивость, сохранение работоспособности и присутствие духа при действии неожиданных и новых ситуаций, способность подавлять чувство страха при обострённом чувстве самосохранения в экстремальных ситуациях, сосредоточенность в условиях отвлекающих помех, умение работать в разноритмовых условиях». Отрезвляет?

         К списку ваших природных достоинств (вы ведь точно стрессоустойчивы?) мы не раз ещё вернёмся, а сейчас побеседуем об их демонстрации в суперстрессовой ситуации: первый успех.

         Внесём ясность в терминологию. Термины «стресс» и «дистресс» подарил человечеству знаменитый канадский учёный Ганс Селье. В  нашей стране его книга «Стресс без дистресса» стала бестселлером примерно в 1982 году.  С тех пор ленивый ум читателя выбросил из обихода очень важное понятие «дистресс» (то есть разрушительно сильный стресс, вредный), сохранив на кончике языка только «стресс» (просто неспецифическую реакцию на любое возмущение, неизбежную в жизни любого человека).          Слово укоротилось и стало удобным, но суть ушла.  (Аналогия: ради рекламы постоянно хвалят «адреналин», забывая, что вообще-то он гормон страха, тревоги, ужаса, а вовсе не сладкий энергетический напиток и вообще не повод радоваться.)

         Стресс на каждом шагу: это нормально и даже хорошо:  адаптируемся.  Дистресс –  плохо, пора лечиться, вытаскивать себя из ямы. Почему мы вдруг об этом?

         Послушаем Ганса Селье: «Гораздо больше людей могут противостоять неудаче, нежели успеху. Бедствия могут даже облагородить человека, мобилизовав всё лучшее в нём, в то время как слава низводит всех, кроме самых великих, до такого состояния, когда человек превращается в символ самодовольного авторитета или в лучшем случае становится добрым покровителем тех, кто славы лишён», - предупредил классик  науки ХХ века.  

         Мудрые мысли об устойчивости к успеху надо напечатать крупно и расклеить по квартире начинающего журналиста. Если вы уважаете, скажем, Альберта Эйнштейна, повесьте это: «Из всех великих учёных, которых я знал, одна только мадам Кюри осталась совершенно неиспорченной успехом».     Успех в виде славы, даже малюсенькой, на полчасика, гораздо вреднее нашим хрупким душам, чем успех в виде больших денег; хвастаться деньгами опасно, неумные люди делают это показушными покупками и «стилем жизни», а вот слава – продукт вроде бы самопредъявляющийся. Выдержать температуру ветра, овевающего сердце молодого успешного честолюбца, способна не каждая голова. Прохладнее, друзья, ещё прохладнее. Говорят, Феллини не смотрел свои фильмы по окончании монтажа. Возможно, легенда. Но правильная и полезная.

         Я  понимаю, что мои внезапные антиуспеховые пассажи могут удивить аудиторию данной книжки донельзя: разве автор не в курсе, как теперь принято жить? Как это – беги от успеха? А зачем же по всем заборам развешаны призывы к «лидерству и успеху»?

         А зачем вообще развешана реклама ненужных или недоступных товаров: чтоб захотели купить за свои кровные, вывернулись наизнанку, дабы достичь ненужного или недоступного. В ситуации, когда человек страстно занят безнадёжным делом, он максимально уязвим для любого влияния. Ему можно спихнуть всё, что вздумается манипулятору. Кстати, человека, гоняющийся за всяческими «теперь принято», «так модно», «как все» и тому подобным, никогда не назовут великим.

         Договоримся: пусть ни выпуск пилотного номера, ни публикация заветной статьи не приведут вас в опасное состояние восхищения самим собой. В шотландском языке есть древнее слово, в переводе означающее «эйфория перед катастрофой». Понимает народ. Сам язык предостерегает человека от гордыни.

         Эйфория от успехов происходит из самомнения, из ожидания немедленных лавров. Многие люди ложно представляют себе механизмы возврата вложенных сил: большинство считает, что некая благодарность должна приходить оттуда же, куда было направлено их якобы доброе деяние. Как честная домохозяйка  бывает уверена, что если она постирала-погладила-приготовила-устала, то муж обязан в ответ любить именно её и именно за это.

         Лучше давайте помнить, что вам и завтра идти на работу и делать номер, писать материалы, общаться с новыми людьми. Так вот: если это завтра вам действительно нужно, то сегодня же забудьте о своих вчерашних достижениях. Такое забвение выгодно не только с психологической стороны. Оно и творчески выгодно, поскольку даёт некоторую гарантию от штампов.

         Итак: каждый день, как в первый раз. Установка именно такая. Любовь к своей аудитории должны быть всегда свежей.

        

         Сейчас мы вернёмся в вашу будущую редакцию, где вы сейчас переживаете (нормально!) свой первый успех и где всё внутреннее устройство коллектива нацелено на продолжение счастливой работы с аудиторией.

         Упрощённо схема такова: сначала вы привлекаете внимание своей публики социальными и коллективными фоновыми перекличками, и только потом, когда к вам привыкли, нащупываете индивидуальные. Разведка и штурм осуществляются не только лексическими выразительными средствами, но и, конечно, жанровыми. Обо всех возможностях жанров говорить можно часами и многотомными учебными пособиями, а мы сейчас упомянем об одном из аналитических жанров, находящемся на границе с художественно-публицистическими. 

         Колумнист (автор колонки) - одна из самых престижных ролей журналиста. Колонка многогранна: личное мнение и актуальная проблематика, авторский комментарий к чему угодно и хороший  художественно-публицистический стиль. Удачные колонки быстро становятся популярными.  Материалов от имярека ждут читатели. В идеале – вообще чтение очередного выпуска начинают со страницы, где будет размещена (читатель уже точно знает место и автора) новая порция размышлений на интересные ему (и читателю) темы.

         Колонка – это не только один столбец. Их может быть и два, и даже целая полоса. Главное условие: один и тот же автор появляется на одном и том же месте регулярно, и его ждут. Но творчество в любом СМИ - коллективно-индивидуальное. Журналист не самовыражается (даже если он колумнист), а реализует концепцию своего СМИ. Колумнист, если он хочет быть полезен редакции, одним из первых должен переходить с социальных и коллективных фоновых зацепок на индивидуальные.

         Например, я напишу: «А помните капсулу с обращением комсомольцев Новороссийска к потомкам»? Ни один случайный читатель главы (которую вы сейчас читаете) не поймёт, о какой капсуле речь. Столкновение в одной фразе «комсомольцев», «капсулы» и «потомков» ни у одной из современных целевых аудиторий не вызовет нужных мне здесь ассоциаций. Каждое слово по отдельности что-то навеет, а вместе вряд ли, рассчитывать на это невозможно. Но те, кто читали предыдущую главу,  вспомнят и про маяк, под которым прошла церемония закладки капсулы в 1968-м, и о грядущем, возможно, вскрытии капсулы в 2017 году, и о домашнем задании для читателей нашей рубрики: пристроить упомянутый исторический сюжет в СМИ определённой типологии, обосновав выбор.

         Для взрослых журналистов эта же «игра в капсулу» может быть интересна с совсем иных точек зрения:     

         1) любопытно, какими способами автор «Азбуки» уговаривает молодых читателей бережно работать с фактическим материалом, изучая историю своей Родины, воспитывает патриотизм, объясняет различия в типологии СМИ;

         2) действительно, ну как же в Новороссийске будут поднимать из моря капсулу к 100-летию «Великого Октября», если отношение к  революции довольно сильно изменилось уже, а к 2017-му году вообще неизвестно что будет?

         Первая точка зрения базируется на коллективных фоновых знаниях аудитории (корпорация следит за профессиональным поведением коллеги, то есть моим). Вторая – на социальных (Октябрь был Великим в течение 70 лет для нашей страны и, через нас, для всего мира. А дальше что? Всё забудем? Или переосмыслим? В какую сторону?)

         Эти мысли, неизбежные у взрослой аудитории, запрограммированы мною и как автором данной  книги, и как носителем определённых фоновых знаний: и социальных (знакома с историей России), и коллективных (преподаю журналистику). Но вообще напоминание о капсуле включено в текст, прежде всего, для дополнительного сближения с молодёжной целевой аудиторией, на которую ориентирована эта книга. Оно, кстати, одновременно является напоминанием о необходимости обучения. А вопросы, содержание заданий есть уже наше с вами сугубо личное дело, относящееся к индивидуальному сегменту общего коммуникативного фонда.  Справитесь?

         Вы прекрасно понимаете, что автор этих строк может только подсказать и направить. Стать полноценным профессионалом можно только самостоятельно, развив в себе необходимые качества. Успех ждёт вас, когда и если главное – работу над собой – вы проделаете с пониманием и воодушевлением. Сделать себя. Создать себя. Вот что важно.

Вернуться к содержанию

 

 

РУССКАЯ ЖИЗНЬ



Русское поле

WEB-редактор Вячеслав Румянцев