Елена Черникова |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
К читателю Редакционный советИрина АРЗАМАСЦЕВАЮрий КОЗЛОВВячеслав КУПРИЯНОВКонстантин МАМАЕВИрина МЕДВЕДЕВАВладимир МИКУШЕВИЧАлексей МОКРОУСОВТатьяна НАБАТНИКОВАВладислав ОТРОШЕНКОВиктор ПОСОШКОВМаргарита СОСНИЦКАЯЮрий СТЕПАНОВОлег ШИШКИНТатьяна ШИШОВАЛев ЯКОВЛЕВ"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО"СЛАВЯНСТВО"ПОЛДЕНЬ""ПАРУС""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКА |
Елена ЧерниковаАзбука журналистаДесять шагов к успеху Первый шаг. Что я намерен делать?«Что я намерен делать?» – это вопрос по самой сути. Самый важный. Зачем я иду? Куда? Чего я хочу на самом деле? Студенты-первокурсники всех факультетов журналистики обычно говорят, что в ходе будущей работы а) надеются постоянно встречаться с интересными людьми, б) много ездить, в) выступать по телевидению. Чего только не воображают себе начинающие!.. Они путают причину со следствием, а профессию с туризмом. Хотеть надо совсем другого (а много ездить и выступать по телевидению теперь могут почти все). Каждый из вас может хоть сейчас открыть личное телевидение в Интернете, а также радио, газету, журнал. Технически всё это реально, а мировое число блогеров говорит нам, что желающих оповестить общественность о своих проблемах практически равно численности населения Земли. (Я преувеличиваю, но немного, вы понимаете.)
Внимание: неинтересных людей нет. А первозданное влечение к ТВ, в кадр есть обыкновеннейшее желание покрасоваться, и журналистика для этого так же пригодна, как балет. Вы не стремитесь в Большой театр? А, надо уметь танцевать… Да, и на пальцах стоять, и вообще думать день и ночь только о движении, о музыке, образе… Трудно, да. Настоящая журналистика – это тысячекилометровые уши, это фасетчатые глаза, как у стрекозы, это настойчивое любопытство, не знающее границ. Муха на стене: сидит тихо и всё слышит. Журналист умеет из всего вычитать информацию. Некоторые владеют этим искусством от природы, некоторые обучаются, некоторые никогда. Проверим? Посмотрите в окно. Что вы видите? Если ничего особенного, а только старый тополь, бабушек на скамейке, кошку на соседском балконе, облака на небе, - всё привычно и писать совершенно не о чем, тогда закройте эту книгу немедленно. Эта книга для тех, кто а) всегда найдёт повод взяться за перо, б) хочет немедленно рассказать о новых событиях другим людям, в) за свой труд не ждёт ни от кого благодарности.
Теперь пойдём ещё раз посмотрим в окно. Старый тополь давно пора привести в порядок, убрать сухие ветки, заодно придав кроне форму. Это заметка или корреспонденция для местной газеты. Возможно, для городской, а дальше посмотрим, как отреагируют коммунальщики. Бабушки на скамейке выглядят необычайно довольными (или встревоженными). Им прибавили пенсию? Наоборот, задержали выплату? А тут дело пахнет социальным репортажем. Возможно, аналитической статьёй. Кошка на балконе может указать вам на состояние балконов. И вообще: как обстоят в районе (городе, стране) дела с содержанием жилого фонда? Аналитическая статья как минимум. Не исключено эссе. А повезёт с самоигральным фактом, то и фельетон. Облака на небе какие-то серо-зелёные: экологические проблемы обострились? Надо сходить к специалистам и взять актуальное интервью. Попробуйте пожить недельку в таком режиме. Поприкладывайте всё, что увидите, к бумаге. Для начала мысленно. Увидел – приложил. Соберите впечатления, сделайте из них свой гербарий. Потом оцените, как он сохранился и как пригодился.
Конечно, это упрощённая схема, но примерно так и устроен мозг нормального журналиста; он всегда работает, всегда в тонусе. Видя мир полнее и подробнее, чем другие люди, журналист непрерывно хочет о нём рассказать. Кому? Этому же самому миру, который громаден и сам себя со всех сторон рассмотреть не в состоянии, а журналист всегда готов усилить оптику, очистить краски, уточнить детали. Особая организация психики. Почему я написала, что журналист не должен ждать от мира благодарности за свой труд? Это чрезвычайно важная часть профессионального теста. Вознаграждение за труд в виде зарплаты и гонорара – это да, оно должно быть, поскольку журналистика есть профессия, значит, должна давать средства к существованию. Именно ждать и именно человеческой благодарности нельзя потому, что таковое ожидание, во-первых, отвлекает от творчества, а во-вторых, искажает, уродует мотивацию к труду. Правильная мотивация журналиста – стремление обеспечить общество правдой; общество имеет на неё право; неправильная мотивация – ожидание лавров и фимиама (и прочих подарков) за выполнение своих служебных обязанностей и должностных инструкций. Путаница в мотивах ведёт к чудовищным последствиям вплоть до уголовных. Тому, кто хочет просто денег, надо идти в бизнес и повседневно беспокоиться о долгосрочном получении прибыли. В журналистику надо идти с любовью к людям и жгучей любознательностью, а о деньгах вообще не думать. Как пошутил однажды очень знаменитый советский журналист, «Пишите бескорыстно: за это больше платят».
Теперь о характере и здоровье. Умеете ли вы рано вставать и приступать к творческой работе без раскачки? Вас ежедневно тянет поспать подольше, а соображать вы начинаете только к вечеру, а пишете вообще ночью? Если схема под условным названием «выброшенное утро» - ваша, то вы недостаточно приспособлены к журналистскому труду. Попробуйте изменить график своей бытовой жизни. Получится – значит, вы умеете менять график, а значит и себя. Не получится – это сигнал. Может, всё-таки вы не журналист? Борьба с самим собой вещь настолько хлопотная... В журналистской деятельности и без неё хватает стрессов, так что постарайтесь победить в названной борьбе до того, как придёте работать в какую-нибудь редакцию. Вас пугает перспектива каждый день думать о других людях? Писать о том, что произошло с другими? Не с вами. Подумайте хорошенько. Журналист – сколь угодно внимательный наблюдатель, летописец, очевидец, но всё это для других. И это есть первая жертва, которую честный журналист приносит обществу и, если хотите, Богу. Первый акт работы – самоотречение. Кого из вас устраивает такой разворот личного сюжета, тот вернее всего уцелеет в профессии. Не менее важна и настройка рабочего инструмента и регулярная его чистка, смазка, увеличение его возможностей. Я говорю о русском языке. Это очень больное место современной журналистики, и это очень стыдно. По-моему, неумение журналиста пользоваться родным языком – твердый показатель его неумения пользоваться фактами. Проведём маленький безобидный эксперимент. Один миллион двести девяносто четыре тысячи пятьсот восемьдесят три. Запишите число. Представьте, что вы у микрофона и не имеете возможности спрятаться за картинку. Выговорите его, пожалуйста, во всех падежах русского языка. Начните, например, с творительного. Прямо сейчас. Получается? Ладно. Тогда, будьте любезны, просклоняйте полторы бочки варенья. Кто готов? Хорошо. Составьте пять коротких предложений с деепричастными оборотами. Перепроверьте себя. Кстати, а где ударение в слове обеспечение? В Интернете есть хорошие сайты, помогающие лентяям доучивать русский язык, с правилами и примерами, но - после драки кулаками не машут. Всё надо делать своевременно. Наконец, ещё одно проверочное задание. Вы любите себя? Уважаете? Вы уверены, что доброе имя – лучший капитал? Если на все вопросы дан положительный ответ, тогда что ж, делаем следующий шаг.
|
|
РУССКАЯ ЖИЗНЬ |
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |