№ 12'07 |
Елена Шарова |
|
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСА
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГСИБИРСКИЕ ОГНИОбщество друзей Гайто ГаздановаМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
Елена ШароваПОЕЗД В НИКУДАКак капли дождя за осенним окном, катятся годы. И ты уже не понимаешь, отчего так заразительно смеются девчушки, щебеча на своем незатейливом птичьем языке. А ведь когда-то любое, наугад сказанное слово вызывало у тебя такой же взрыв безудержного хохота. Смеялись оттого, что были молоды и беззаботны. Теперь же тебя может раздражать беззастенчивый взгляд пухлощекого малыша, сосредоточенно изучающего твою особу и… соседнее дерево. Он познает мир, а ты уже забыл, что весенний снег пахнет арбузом, а в августе на небе больше всего звезд. Да, есть они — дети, а есть мы — взрослые. Иногда это два запутавшихся государства, воюющие из-за непонимания сторон, или заключившие пакт о перемирии и добрососедских отношениях. Семеро взрослых решили нелегально перейти границу и подсмотреть: а что творится там, на забытых территориях? А поскольку все они — режиссеры, получился из этого фильм «Невидимые дети», вошедший согласно рейтингам в число 15-ти лучших киноальманахов мирового кино. Эта лента относится к числу картин, считающихся некассовыми, хотя в титрах стоят имена Джона Ву, Эмира Кустурицы, Ридли Скотта… Семь режиссеров, семь новелл, семь взглядов оттуда, из беспросветных скитаний бесприютной детской души. В новелле «Танза» (режиссер Мехди Шареф) дети и взрослые воюют по-настоящему и не из-за двоек. И кровь здесь льется не из разбитой коленки. Все происходящее страшно именно своей неопределенностью места, времени и действующих лиц. Ткни наугад пальцем в карту, и ты попадешь в то место, где четверо подростков в обтрепанном камуфляже, потерявшие родных, покой и кров, берутся за автомат. Затаив по-детски неразумную обиду на весь мир, они убивают всех, кто хотя бы предположительно может быть причастен к их сиротству. Грациозные девчушки из случайно попавшейся по дороге деревни виновны уж тем, что живы. Нарезвившись в пыльных лучах заходящего солнца, они лягут спать под заботливым взглядом любимых родителей, утром пойдут в школу. А мирной деревне вынесен смертный приговор. Вот только Танза, видимо, не забыл еще сладости утраченного детского рая. Зайдя в школу, он так далеко заблудился в своих воспоминаниях, что, спутав явь и мечту, не смог выбраться, да так и уснул с безмятежной улыбкой на школьной парте, рядом с которой тикает механизм взрывчатки… Эмир Кустурица ворвался на экран вместе с буйной цыганской свадьбой, сметающей все на своем пути и приводящей в восторженный экстаз разношерстную толпу малолетних воспитанников детской колонии, в жизни которых так мало развлечений. Махнувший на все рукой начальник, провожающий каждого выходящего на свободу, как на временную прогулку, вопросом: «Когда вернешься?». Малахольный руководитель хора, страдающий полной неустойчивостью и в ногах, и в психике. Но зато здесь вечно пьяный папаша не ударит бутылкой по голове, не заставит лезть в очередной карман для пополнения семейного бюджета и в очередной раз не надо будет спасаться от озверевшей толпы, готовой разорвать любого, покусившегося на собственность. Тут, за решеткой, — свобода. «Там ведь нужно играть по их правилам, потому что все хотят, чтобы ты был хорошим, а вот от ублюдков не защитит никто», — рассуждает многоопытный завсегдатай колонии. Он счастлив: сидеть ему еще долго. А в киноновелле режиссера Стефано Венерусо родители невидимы за бамбуковыми занавесками немилой квартиры. У ее притолоки лишь на минуту задерживается их сын, чтобы услышать все ту же «песню» о деньгах и работе, исполняемую усталыми голосами, в которых нет ни капли любви и заботы. Мальчик сам давно уже решил проблему пропитания, обчищая чужие карманы. У него нет друзей — подельники. А взрослые собираются на площадях, горячо кричат в объективы телекамер правильные слова о том, что надо положить конец детской беспризорности и воровству. Когда же это наше родное правительство наконец почешется?! Знакомо, не правда ли? И мальчик, побрякивая вырученными за краденые часы монетами, отправится на берег моря, где в летнем парке аттракционов кружится сияющая огнями карусель. Ее отблески зажгутся в его глазах огоньками бесхитростного детского счастья. Символичен кадр из новеллы Джордано и Ридли Скотта «Джонатан». Вагоны без паровоза, застрявшие в забытом тупике на заржавленных рельсах, — образ, близкий сердцу (помните: «Наш паровоз, вперед лети!..»), да и винтовка здесь, конечно, тоже присутствует. В вагонах этого поезда дети разных возрастов, цветов кожи и характера, дети, потерявшие все: семью, крышу над головой, может быть, забывшие, откуда они и куда собирались, но не потерявшие желания жить и радоваться. Они играют в мяч, сооружают на давно нечесаных головенках немыслимые прически, кокетливо глядят в осколки битых зеркал, ведут серьезные разговоры. Этот поезд должен бы везти их в прекрасную будущую жизнь, но про них забыли взрослые, заигрались в свои непонятные игры. Может, пора перестать играть только по своим правилам и осознать наконец у взрослых и детей общие проблемы. Решить их можно, поняв то, что давным-давно понял один музыкант. Его звали Джон Леннон, и он пел: «Все, что тебе нужно, — это любовь». «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». (Антуан де Сент-Экзюпери.)
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
|
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007Главный редактор - Горюхин Ю. А. Редакционная коллегия: Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсеева С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулейманов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М. Редакция Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76 Заместители главного редактора: Чарковский В. В. (347) 223-64-01 Чураева С. Р. (347) 223-64-01 Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69 Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69 Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69 Отдел публицистики: Чечуха А. Л. (347) 223-64-01 Коваль Ю. Н. (347) 223-64-01 Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69 Корректоры: Казимова Т. А. Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76
Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |