|
Эвелина Фенина
СТАНОВЛЕНИЕ МАСТЕРА
«Искусство должно быть искусным,
если оно хочет быть искусством»
(из высказываний Л. М. Стратоновой).
Приобщение читателя журнала к сокровищам нашей республиканской культуры и
к ее жизни — благородная задача, которая, мне кажется, неукоснительно
выполняется работниками журнала. В каждом номере можно увидеть материалы по
вопросам археологии, истории, искусства, философии и многих других форм
культурной жизни республики.
Сегодня журнал предлагает материал о творчестве художника, чей интерес
находится в различных сферах изобразительной культуры, от традиционной
живописи до новых для республиканского искусства видов.
Лидия Стратонова вошла в жизнь искусства Башкортостана в 1992 году. На
протяжении 15 лет мы наблюдаем уверенный шаг и развитие оригинального
мастера. Картины, созданные как коллаж из цветной кожи, миниатюрные
гобелены, как будто сотканные из света, живописные произведения и еще много
других форм. Наверное, правильно во временном смысле определить появление и
развитие в творчестве Лидии Михайловны двух ярких «сфер» — куклы, которых
даже невозможно так назвать (их автор зовет «мягкие люди»), особые создания,
где есть разные интереснейшие качества (о них речь впереди), и вторая
«сфера» — вышитые картины — сказания, эпические легенды.
На той первой персональной выставке 1992 года, проходившей еще в очень
маленьком зале Союза художников на Коммунистической главными «персонажами»
были коллажные композиции. Уже тогда, 15 лет назад, удивили уверенные, можно
сказать, мастерские картины-панно. Они все назывались возвышенно поэтически:
«Воспоминание о лете», «Пастораль под дождем», серия «Семь слонов на
счастье» и т.д. Строго кожаным коллажем работы назвать было трудно, так как
в каждой из них присутствовали еще какие-то материальные элементы — золотая
нить, стразы, сусальное золото и прочее. Все это причудливо переплеталось,
создавался какой-то фантастически изысканный мир — образ. Хотя кожа как
основной материал и фон доминировала.
Наверное, всякое созерцание художественного создания связано у художника с
определенными декоративными схемами, и в каждой новой форме раскрывается
новая сторона жизни. В результате мы становимся богаче в откровениях мира.
Так и «кожаные» коллажные картины Лидии Михайловны делают для нас мир богаче
и значительней.
Эти работы нельзя назвать просто «милыми», «изящными». При наличии
определенного «артистического щегольства» все работы цикла «кожи, коллажи,
гобелены» у автора имеют живой нерв, способный вызвать эстетические
переживания зрителя.
КАРТИНЫ
Поиски пластических форм, неуспокоенность молодости и, наверное, желание
попробовать себя в других видах искусства ведут Лидию Михайловну по новым
дорогам. Первая из них после 1990—93 годов связана с картинными цветными
композициями. Начало было положено в 1995 году, когда она решила обратиться
к темпере. «Пробы пера» были удачными. Натюрморты «Золотые яблоки»,
«Талисман» особенно выразительны и в плане своеобразных построений, и в
способе выражения чувств через предметы, казалось бы, очень простые.
Выразительность силуэтов, их ритм в пространстве приобретают значение в
настроении образов. Обыгрываются не только вещность предметов, но и
пространство между ними.
Создается такая ритмическая арабесковость, она очень выразительна и красива
сама по себе. Автор, проявляя чутье декоративного узора, реализовала свои
эстетические изыски в этом ритме. Плоскость же листов уверенно держится
локально благодаря широкому единому цвету фона.
И образы получаются очень красивыми, немного почему-то печальными, как,
например, «Талисман». Мне кажется, Лидия Михайловна показала здесь очень
важный аспект в искусстве натюрморта — писать не только совокупность разных
предметов, пусть и изысканных, но создавать и передавать через натюрморт
глубокие чувства. Как, например, любви и печали.
В эти же годы судьба свела молодого автора с известным у себя на родине
немецким художником Иоганном Андреасом Фюрстом. Так получилось, что встреча
молодого и маститого мастеров была счастливым случаем; Андреас был
замечательным графиком, керамистом, хорошо знал живопись, был широко
образованным и талантливым человеком (был, потому что он умер в 1998 году).
Общение с ним обогатило восприимчивую ко всему новому и профессиональному
Лиду. А беседы об искусстве, о технике живописи, рекомендации разных книг о
художниках и художествах навсегда остались заветами.
Освоение новых техник, работа вообще пошла смелее. Темперу сменил новый
материал — акриловые краски. Этот синтетический заменитель масляной краски
большей частью растворим в воде. Техника живописи акриловыми красками
разнообразна (пишу так подробно в надежде, что данную статью прочтут не
только художники): от жидкого слоя до пастообразного. По сравнению с
масляными акриловые краски быстрее сохнут. Но зато не обладают прозрачностью
естественных красителей. Так что художнику, взявшемуся за такие краски,
нужно очень постараться, чтобы в работе передать прозрачность чего-то,
воздушность и легкость предмета.
Яркий пример того, как акрил вошел в творчество Лидии и как она справилась с
непростой задачей преодоления «непрозрачности» — серия «Сухие цветы». В 1998
году на выставке «Женщины и творчество» в Уфе были экспонированы в числе
других работ Лидии Михайловны и работы той серии. Одна из лучших — натюрморт
с белыми листочками-бабочками: широкий бело-голубой фон подчеркнул не просто
красоту вещного мира. Светлота и воздушность колорита всего листа отличает
его от всех работ; получаются нежные очертания, легкий свет. Холодноватые
сине-белые тона, преобладающие в картине, как будто определяют стихию
бескрайнего небесного и вместе с тем очень земного пространства. Интересен
еще один момент: автор как бы нарочито не скрывает поверхность картона (вот
картон, вот краска, и смотрите, что можно с этим сделать), порой
просвечивающего сквозь тонкий слой краски. Все это создает некую
недосказанность, загадочность, таинственность даже. Подобный ход придает
живописной структуре листа импровизационный характер, характер игры. Как и в
«Талисмане», в данном натюрморте та же мысль о чувствах, а не просто два
букета рядом.
Если говорить о живописи Лидии Михайловны в целом, то, на мой взгляд, ее
отличает живописная свобода, красота пластических композиционных масс;
автору свойственен эмоциональный и выразительный жест. Есть мгновенность
реакций на цветовой ритм натурного мотива, такое обычно бывает у художников
опытных, давно уверенных в своем мастерстве и давно о нем не думающих.
«МЯГКИЕ ЛЮДИ», ФОЛЬКЛОР И КАРТИНЫ — ВЫШИВКИ
«Расстели свой ковер, —
Я прочту твое сердце».
Старинная восточная пословица
Сначала о «мягких людях». Такое название дала своим созданиям автор. И
действительно, глядя на очаровательных, трогательных и забавных «девушек»,
не хочется употреблять слово «куклы».
Надо сказать, что Лидия Михайловна, с детства приученная ко всяким домашним
ремеслам, в совершенстве владеет искусством вязания. И спицы, и крючок были
в ее жизни всегда.
Поэтому идея создать что-то, объединяющее ремесло с искусством, наверное, в
биографии Лиды была неслучайной. Эта идея и вылилась в проект «Мягкие люди».
Вязаные фигуры девушек получились самых разных цветов (но, конечно, близких
к цветам человеческого тела) и пропорций. Каждая из вязаных красавиц
обладает не только индивидуальными пропорциями тела, но и особыми чертами
(так и хочется сказать — чертами характера). Здесь и блондинки-капризницы, и
крепенькая дзюдоистка, и нежная «Ева», и «правильная нравоучительница», и
кокетки. У каждой свой облик, свои аксессуары. Как и образы, поражают
фантазия автора и трудолюбие: ручки, ножки, тело, лицо — все дышит,
вибрирует эмоциями; и даже эротика, правда, дозированная, присутствует в
этих красавицах. Они заставляют улыбаться, восхищаться, радоваться жизни. А
значит, созданы образы художественные, дающие и эстетическое наслаждение и
дополнительные знания.
Интерес к объемным фигурам, почти малым скульптурным формам, развивается в
творчестве Лидии Михайловны причудливым способом: уже не столько просто
фигуры, просто красивые люди, а нечто более высокое.
В куклах «Башкирки» (условное название) поражает зрителя все: и «сделанность
фигур», и отдельная каждая деталь одежды, и лицо, особенно его выражение;
причем у каждой фигурки лицо выражает разный характер, настрой души,
темперамент. Особый разговор — это одеяние «девушек». Каждая деталь, —
сапожки, платье, оборки и фартуки, платки, — все это мастерил не кто-то, все
это придумано и сделано автором всего проекта Лидией Михайловной
Стратоновой.
Солнцеподобные застежки, нагрудные украшения, браслеты, многочисленные
нашивки смотрятся как латы и обереги. Каждая деталь здесь любовно и
тщательно отделывается. Вышивка на платьях, фартуках — отдельная тема о
филигранном мастерстве, когда ремесло превращается в высокое искусство.
Традиционный народный костюм имеет древние корни и до конца XIX века
сохранил немало архаичных черт. Виды, формы, крой, ансамблевость как
характерная черта народного костюма, безусловно, были изучены, положены на
современный облик и обогащены авторскими вкусом и умением.
Из-за сравнительно несложной техники исполнения вышивка была одним из самых
древних, повсеместных и массовых видов искусства. Им владели женщины почти в
каждой семье. Являясь постоянной спутницей людей, вышивка приобщала их к
художественному творчеству и восприятию красоты. В изделиях Лидии Михайловны
мы и убеждаемся в эстетической значимости «вышивальных» секретов красоты.
В подобных вышивках отразились оставшиеся для нас тайной космогонические
представления и неисчерпаемая фантазия творчества, возвышенные представления
и реальные запросы времени. Вот на одной фигурке башкирской молодки фартук,
на нем цветы — каких только нет: и лазоревые, и розовые, и золотые. На
красном фоне ткани эти цветы как праздник души. Воспроизводя и дополняя,
придумывая свои цветы и цвета, автор говорит и о своем талантливым прочтении
традиций, и о своем эстетическом пристрастии. Она любит, понимает,
растолковывает для нас красоту того вещного мира.
Вспоенный соками земли, мир народного творчества сегодня прорастает
творчеством таких мастеров, как Лидия Михайловна.
Вряд ли найдется в истории культуры такой раздел, — который привлекал бы
столько художников разных времен и народов, — как фольклор. Волхвы, друиды,
оракулы, пророки, бабы-яги, мировое древо жизни, обереги и прочие его
персонажи всегда были притягательны для художников. «Святогор-богатырь» В.
Васнецова, «Птица Сирин и Алконост», «Илья Муромец» И. Билибина,
картины-фантазии М. Врубеля и многие другие стали в России примером
обращения к эпическим фольклорным, иногда этническим мотивам для современных
мастеров изобразительной культуры.
А еще есть потешки («Ладушки-ладушки»), небылицы-перевертыши («Ехала деревня
мимо мужика, вдруг из-под собаки лают ворота…»), считалочки («Раз-два
кружева, три-четыре подцепили, пять-шесть деньги есть, семь-восемь сено
косим…»), скороговорки («Ехал Грека…»). А еще песенки: печальные, веселые,
колыбельные и т.д. Необозримое пространство, откуда можно пить, хватать,
черпать, и все равно останется.
Лидия Михайловна в силу своей творческой потребности и даже служебной
надобности (она заведует кафедрой дизайна УАЭС, а также исполняет
обязанности директора института дизайна той же академии) проявляет большой
интерес к истории, к истории культуры края, где живет почти всю жизнь.
Приоритетным является интерес к фольклору, как и у многих художников.
Народные сказания, старинные художественные образы, такие, как орнаменты,
изображения на утилитарных предметах (например, на прялке или
символы-обереги на одежде и прочее) стали питательной средой для многих
работ.
Она придумала шитые картины. Они стали появляться на выставках с 1998 года.
Кавалер с барышней с замечательно узнаваемыми чертами (от сказок, от
городских росписей), важный петушок-кавалер из народных сказок, «Дерево»,
прямо адресующее нас к образу мирового древа жизни. Очень ответственная
работа с текстилем, материалом ниток были новым преодолением.
Мажорная цветовая гамма, как и в житейских праздниках, доминировала в первых
шитых картинах. Огромное количество деталей объединяются в четкий ритм
композиции, где все «работает» на образ, праздничный, многоцветный, как
будто сошедший со старинного лубка. Иногда это похоже на иконно золотое
шитье, которым славились мастерицы серединной и северной Руси (как,
например, прекрасный образ святого Георгия).
В 2003—2007 годах в творчестве Лидии Михайловны как бы параллельно
развивались две линии — собственно шитье и фигуры-одежды-лица. В какой-то
степени они были взаимосвязаны: шитье, вышивка, украшение, образ. Но вот в
картинах-шитье все больше стали звучать ноты местных «напевов»: башкирские
легенды, сказания, особенности народных представлений о жизни, о смерти, о
добре и зле.
На мой взгляд, лучшими можно назвать серию «Башкирские мотивы». «Тарих» —
одна из работ. Само слово сокращенно от «тарихнаме» — родословная. Поэт Т.
Ялсыгула аль-Башкорди написал такую поэму «Тарихнаме — и булгар», где в
поэтичной форме говорит о родословной тюрков. Мы можем трактовать слово
«тарих» как мотив из родословной башкирских и татарских родов. Иногда сюда
вплетаются даже библейские сюжеты, предания и легенды. В общем, эпическая
форма истории народа. Автор обратилась в выражении этой идеи к знаковой
форме образа, где знак родовой принадлежности превращается в знак места —
степи, леса, гор в условной символической системе представлений. Здесь, в
панно, печаль воспоминаний передана в знаке светлых и ярких цветов, мягких
линиях, угадываемых как образ старины.
«Кюй» (кыска-кюй) — это быстрая народная песня. Вместе с тем она и плавная,
и может быть танцевальной. У Лидии Михайловны панно называется «Мелодия»,
один из вариантов «кюй»: нежные плавные, переплетающиеся в кольца ритмы
синих цветов как бы объединяют, обнимают все детали композиции. Ритмическая
стройность, мелодичность в построении цветов ассоциируются с хороводом
одетых в многоцветные платьица танцующих девушек. И при всем этом в
произведении присутствует определенная строгость, четкий строй, объединенный
черным фоном полотна. Красивая линия глади успокаивает, придает изображению
спокойную ноту всей мелодии. Еще раз хочется сказать — «милая простота»,
рассматривая эту работу.
Мечта о безмятежной гармонии человека и мира свойственна юности. Кажется,
что в «Мелодии» именно об этом и разговор.
Спокойно и ровно, без рывков и изменений, ажиотации вокруг своего имени
Лидия Михайловна Стратонова меняется, совершенствуя свои умения, усложняя
постоянно свои творческие задачи.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа
|