> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 9'07

Лилия Бондаренко

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Лилия Бондаренко

Башкирская сюита

НАШ КРАЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ XVIII — ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА

Страницы истории, запечатленные в изобразительном искусстве, имеют, как историческую, так и иконографическую ценность. Особенно ценны работы созданные до появления фотографии.
История и культура Башкирии тесно связана с историей и культурой России. В XVIII веке в российской культуре на смену культовой живописи приходит светское искусство. В указе Петра I графические искусства считались необходимыми для создания научных трудов, для изготовления карт, чертежей и т.д. Перспективы ландшафтов и виды городов были первой формой изображения пейзажа. Идея отечества в это время вдохновляет людей к изучению собственной страны. Восемнадцатый век в истории Российского государства знаменуется организацией целого ряда крупных экспедиций в различные регионы страны.
Именно к этому периоду относятся первые изобразительные произведения, в которых нашли отражение народ и природа Башкортостана. В 1734 году была организована одна из первых экспедиций на Урал, получившая впоследствии название Оренбургской. Возглавил её обер-секретарь Сената И.И. Кириллов. В её состав входили геодезисты, топографы. Они впервые осуществили картографирование и описание города Уфы и его окрестностей. В качестве рисовальщика в экспедиции был Ян Кассель, уроженец Гамбурга, работавший в России по контракту при Академии Наук. Именно он одним из первых сделал зарисовки панорамного вида Уфы. Кассель создал первый из дошедших до нас портрет «Молодого башкира» (1735). Работа выполнена пастелью на пергаменте, натянутом на доску. В камерном портрете юноши-башкира, созданным Касселем, прослеживаются некоторые черты сентиментализма с его обращением к чувствам и настроениям человека, ощущается неподдельный интерес художника к модели. Изящная, бархатистая поверхность пастели делает портрет необычайно живым, осязаемым. Данный портрет относится к одним из первых в России работ выполненных в данной технике.
В составе этой экспедиции был и Петр Иванович Рычков, позднее известный географ и член-корреспондент Академии Наук. Его рисунок «Уфа. Вид с юго-востока», выполненным карандашом, стал образцом визуального документирования, спецификой которого является работа с натуры — удобная для путевого репортажа. В рисунке дано панорамное изображение местности с чёткой фиксацией географических объектов, передающих своеобразие природного ландшафта. Стаффаж* в его рисунках является подтверждением интереса исследователя к народу, населяющему данную местность.

————————
* Стаффаж — в живописи небольшие фигуры людей и животных, включенных в пейзажную композицию.

Изображение природы и культуры края получает дальнейшее развитие в этнографической науке. В 1768—1774 годах состоялась экспедиция на Урал под руководством академика Петра Симона Палласа. Для иллюстрирования своей работы «Путешествие по различным местам Российского государства» в качестве образца Паллас использовал рисунки И.И. Георги — этнографа, путешественника и участника экспедиции. Но Паллас несколько изменил их согласно своим наблюдениям. Иван Иванович Георги так же опубликовал результаты своих исследований. Его труд «Описание всех в Российском государстве обитающих народов, а так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей», изданный на немецком языке, был снабжен раскрашенными гравюрами в количестве ста штук. Георги и Паллас не были профессиональными художниками, и в их рисунках отсутствует пластическая разработка фигур, образы носят условный характер, свойственный лубку. В 1768—1772 гг. в этой же экспедиции принимал участие и Иван Иванович Лепёхин, путешественник, ботаник, доктор медицины. Свой труд «Дневные записки путешествия... по разным провинциям Российского государства» он снабдил собственными рисунками, в которых запечатлел быт и хозяйственные промыслы башкирского народа. Все перечисленные публикации ценны прежде всего тем, что содержат не только описательный, но и изобразительный материал, познакомивший широкую общественность с башкирским народом и природой края. В изобразительном искусстве эти работы имеют не столько художественное, сколько этнографическое значение.
К началу XIХ века относятся ставшие позднее очень популярными рисунки Емелъяна Михайловича Корнеева, опубликованные в книге «Физиономии различных народов» (1809). Молодой талантливый художник был прикомандирован к экспедиции генерала Е.М. Спренгтпортена (1802—1803 гг.) Академией художеств. Среди его работ для нас представляет интерес акварель «Киргизская беркутовая охота», которая, несмотря на своё название, скорее является воспроизведением быта башкир, а не киргизов (киргиз-кайсаками в русской документальной и мемуарной литературе, начиная с 18 века, называли казахов).
Известный европейский этнограф Ф. Ратцель писал: «Множество народных имен составляют бремя для этнографов, занимающихся историей внутрене-азиатских народов... Так киргиз означает странствующий по полям, а кайсак — бродяга. Киргиз в устах русских сделался собирательным именем, которое обнимает гораздо большее, чем в действительности, а татарин означает безразлично и монгола и тюрка». Итак, мы видим, что в то время не было определенности в наименовании восточных народов России. Рисунок же «Киргизская беркутовая охота» был выполнен Корнеевым, вероятно, во время путешествия между Оренбургом и Верхнеуральском. На это указывает и гористая местность изображенная на рисунке, и маршрут экспедиции. К тому же население Оренбурга в те годы составляли преимущественно башкиры и служилые казаки, а численность киргизов (казахов) была незначительной. В своей работе Ратцель также отмечает тот характерный факт, что «Башкиры славятся, как дрессировщики охотничьих соколов, ястребов и даже царских орлов, которых они продают за высокую цену». Учитывая все выше сказанное, можно предположить, что данный рисунок иллюстрирует башкирский быт означенного периода, а не казахский. Рисунки Корнеева не раз переиздавались в течении 19 века, а также копировались западными (Орас Берне, Леметр, Монне) и русскими художниками. В 1838 году А. А. Плюшаром была издана «Картинная галерея или Систематическое собрание рисунков по всем отраслям человеческих познаний», в которой был собран иллюстративный материал по истории, астрономии, географии и т.д. Книга была весьма популярна. В разделе «Всеобщее народоведение» башкирский народ был представлен гравированными копиями с работ Е.М. Корнеева и И.И. Георги.
Ценный материал для исследователя представляют пейзажные зарисовки учёного начала 19 века Георга Петровича Гелъмерсена, принимавшего участие в экспедиции Тартуского университета на Урал в 1826 году. Гельмерсен сделал двенадцать рисунков с видами местных заводов, горных кряжей и долин рек. Среди них особое внимание привлекают работы «Долина вдоль реки Сакмары», «Вид горы Таганай», «Вид Златоуста на берегу озера». Рисунки не лишены романтического настроения. Но личное настроение художника не искажает основную цель рисунка — оставить на листе бумаги точный вид местности. Фигура на первом плане уже не столько стаффаж, сколько персонаж, образ произведения. Цель художника не «населить» природу, а передать её характерные особенности, где персонажи в пейзаже, — прежде всего люди, живущие на этой земле.
Иностранные художники, работавшие в России в данный период времени, так же проявляют интерес к её восточным окраинам. Так на выставке «Салона» в Париже в 1765 году была выставлена работа Ж.-Б. Лепренса «Татарское кочевье». В её названии вероятно также сказался стериотип называть все тюркские народы России татарами. Подтверждением данного предположения может служить и тот факт, что на картине изображен скалистый пейзаж, что более свойственно природе Урала, чем Поволжья. Если мы обратимся к истории, то увидим, что татары в XVIII веке были народом оседлым, в то время как у башкир ещё существовали кочевья. В 1816 году Уильям Алан, художник из Эдинбурга, создает картину «Башкиры» (первоначальное название «Башкиры, конвоирующие приговоренных в Сибирь»)1. Оренбургские и уфимские иррегулярные полки имели своей целью прежде всего обеспечение безопасности границы, но, как видим, выполняли и другие функции. Работы У. Аллана и Ж-Б. Лепренса, написанные в традициях классической академической школы, были весьма популярны и отвечали экзотическим запросам Западной Европы того времени.

——————
1 Работа воспроизводилась в журнале «Уфа», № 10 (35), октябрь, 2004.

К концу XVIII века относятся так же и первые скульптурные изображения башкир. Это было время, когда в Европе как предмет роскоши очень высоко котировался фарфор. В 1779 году Екатерина II для работы на Императорском фарфоровом заводе пригласила Якова Ивановича (Жан-Доменик) Рашета. Идея прославления деятельности императрицы и её мудрой политики отразилась в русском фарфоровом производстве скульптурных фигур серии «Народы России». В собрании Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника сохранилась фарфоровая статуэтка «Башкир», относящаяся к этой серии. Предположительно работа относится к концу 1780-х — началу 1790-х годов. Статуэтка вылеплена на круглом постаменте. Башкир изображен в полушубке, отороченном мехом, шапке, высоких сапогах и саблей на поясе. Серия состояла из нескольких десятков парных фигур выполненных на основе рисунков альбома академика И.И. Георги.
Итак, мы видим, в 18 веке были созданы первые изобразительные произведения, в которых нашли отражение быт и образы башкирского народа, а так же природа местного края. Тот факт, что эти произведения появляются именно в этот период, — показатель той значительной роли, которую занимал Урал в истории Российского государства. Это был период основательного знакомства России и Западной Европы с Башкирией.
В начале XIХ века по всей Европе прогремела слава «северных Амуров» (так прозвали башкирских воинов французы). Башкирские воины, принимавшие участие в Отечественной войне 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа. Они сражались на Бородинском поле, воевали в составе «летучих» отрядов, преследовали неприятеля при наступлении русской армии, осыпали французов стрелами в битве при Березине. Какой-либо уставной одежды в башкирских полках не было. Воины носили национальные костюмы, на некоторых всадниках были кольчуги. Оружием служили пики, сабля азиатского типа, фитильные ружья с сошками. Воины имели также колчан со стрелами и лук.
Среди изобразительных произведений, посвященных башкирским воинам периода Отечественной войны 1812 года, центральное место занимает так называемая «Башкирская сюита» Александра Осиповича Орловского, художника широкого творческого диапазона, поляка по происхождению, чья жизнь была тесно связана с Россией. Первые произведения, составляющие башкирскую серию Орловского, относятся к 1806 году, основная же их часть была создана в 1812—13 годах, хотя встречаются и более поздние работы. Орловский был одним из первых художников, который обратился к изображению кочевых народов России, открыв тем самым новый мир образов, считавшихся до него уделом бесстрастного этнографа.2 В его произведениях особенно ярко проявилось увлечение художника силой, смелостью степных богатырей. Орловский изображал лошадей с такой виртуозностью, которой не обладал ни один художник, работавший в России в то время.3
В своих произведениях он с особым вниманием относился не только к передаче национальных особенностей лица модели, но и стремился проникнуть во внутренний мир человека. Тонкостью исполнения и психологической выразительностью отличатся его работа «Голова-башкира» (1817, Варшава). Художник моделирует лицо мелкой штриховкой, вырисовывая задумчивый взгляд из-под опущенных век и плотно сжатые губы. Рысья шапка выполнена более широкой свободной линией. Намечены складки халата. К одной из последних работ в этой серии относится акварель «Всадник башкир» (1823) из собрания Башкирского государственного художественного музея им. М.В. Нестерова, наполненная романтическим пафосом, свойственным эпохе. Крупный формат акварели, скрупулезность изображения и обилие всевозможных деталей говорят о желании художника создать законченную картину. Орловский достоверно изображает оружие — лук и стрелы, колчан, своеобразие одежды, высокую рысью шапку, сапоги с загнутыми носами. Но при этом художник не остается в плену этнографии. Живое человеческое чувство, эмоциональная выразительность, которые он вложил в образ, — основное достоинство его работы. Произведения «Башкирской сюиты» выполнены в основном в графических техниках (акварель, пастель, графический карандаш), но есть среди них и написанные маслом на холсте.
В начале XIХ века в России получает распространение литография. Первыми известными литографиями, созданными в России, стали также работы А.О. Орловского. Одна из них изображает курда, а другая — разговаривающих, сидящих на лошадях башкир. Обе работы выполнены в 1816 году.

———————
2 Ацаркина Э.Н. Александр Осипович Орловский. М. 1971. с. 6.
3 Кузьминский А.С. Русская реалистическая иллюстрация XVIII и XIХ веков. М. Изогиз. 1937, с. 4.

Произведения Орловского можно увидеть в Государственном Русском музее, в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, в Национальном музее Варшавы.
Одну из работ А.О. Орловского запечатлел в фарфоровом производстве Ж. Свебах. На Императорском фарфоровом заводе им была создана ваза — великолепное произведение искусства с яйцевидным туловом розоватого фона, в центре которого был помещен медальон, изображающей башкира и казака верхом на лошадях среди пейзажа. В первой четверти XIХ века декоративные вазы удлиненной формы часто украшались живописью. Свебах любил изображения пейзажа и всадников. Во время его пребывания в России в 1816—1820 годах на него большое влияние оказало творчество Орловского.
В 1830-е годы Николай I задумал по примеру версальской и мюнхенской королевских резиденций создать в залах Зимнего дворца галерею, прославляющую победы русской армии, и которая стала бы продолжением «Военной галереи», состоящей из портретов героев и участников войны. Для создания картин данной серии в 1839 году в Россию был приглашен Питер Хесс. За 15 лет Хесс создал серию из двенадцати многофигурных полотен, эффектных и документально точных по содержанию, которые, однако, были эмоционально холодны и которым не хватало патриотического воодушевления. Кроме того, современники отмечали сухость колорита произведений. Одной из его лучших работ, созданных на тему Отечественной войны 1812 года, считается «Переправа французов через Березину». Это многофигурное полотно, выполненное с присущим художнику мастерством. В центре его изображена фигура П.Х. Витгенштейна на коне. На переднем плане всадники иррегулярной армии и французы, замерзающие у костра. Среди воинов иррегулярных войск, отдавая дань достоверности, П. Хесс изобразил башкир.
Видное место в русском искусстве второй половины XIХ века занимал Богдан (Готфальд) Павлович Вшлевалъде, создавший значительное количество произведений исторического жанра. Среди них центральное место занимают полотна, отобразившие поход русской армии в Европу в 1813—1815 гг. Виллевальде был виртуозным мастером рисунка, великолепным колористом, прекрасно владеющим даром композиции. Среди его масштабных работ — «Александр I в лагере башкирского войска на Бельвильских высотах в Париже в 1814 г.» и «Башкиры атакуют неприятельский лагерь около Дрездена в туманное утро». Работы Виллевальде эффектны и блестящи. В своё время Кузьминский отмечал «глядя на его картины, кажется, ... что художник хотел скрыть ужасы войны и выдвинуть на первый план её поэзию»4. Несмотря на свойственное его произведениям идеализированное и условно-парадное изображение действительности, они отмечены профессиональным мастерством и документальной достоверностью. В 1880—90 гг. художник переходит от создания крупных батальных полотен к военно-жанровым произведениям. Таким, как «Русские войска на Монмартре» (1880), «Башкиры во Франции в 1814 г.», «Казаки и башкиры в Кёльне в 1815 г.». Это занимательные по сюжету произведения иллюстрируют взаимоотношения воинов с местным населением. В работе «Казаки и башкиры в Кёльне в 1815 г.» (1887) изображена улица города с небольшой площадью, по обеим сторонам которой расположены дома. В центре полотна изображен казак с пикой и лошадью. Вокруг него резвятся дети. Мальчуган с палкой на плече наподобие пики дрессирует собаку. За все этой игрой наблюдают башкирские всадники, рядом стоят местные жительницы. Удачно передана горделивая посадка башкир, с детства привычных к верховой езде. Военно-жанровые работы Б.П. Виллевальде отмечены почти миниатюрной манерой письма, изяществом рисунка, изысканным колоритом. Несмотря на некоторую сентиментальность, его произведения, безусловно, весьма интересны. Виллевальде создал больше чем кто-либо из его современников произведений на тему Отечественной войны 1812 года. Многие его работы находились в галерее Зимнего дворца.

—————
4 Кузьминский К.С. Отечественная война и русское общество 1812—1912. СПб. 1912. т. с. 228.

Образы башкир также присутствуют в картине А Дезарно «Преследование казаками отступающих французов».
Изображения башкир нашли отражение и в сатирической графике того времени (народной картинке). Специфика данного вида искусства состояла в том, что карикатура давала возможность высмеивать французов и даже самого Наполеона, чего нельзя было сделать ни в живописи, ни в скульптуре. Так, в работе Андрея Ефимовича Мартынова «Северный Амур» изображена карикатурная сценка, отображающая стремительно несущегося коня с уверенно сидящим на нем башкирским всадником. Веером вокруг него — сраженные его стрелами французы. Мужественное лицо и уверенные движения всадника подчеркивают комизм мечущихся врагов с искаженными от страха лицами. Гравюра выполнена плавными, четкими линиями, обобщенными широкой небрежной штриховкой теней. Работу отличает динамичность композиции.
В гравюре Саюмола Карделли «Победа при городе Духовщине 26 октября 1812 г.» (по оригиналу Джовапи Скотта) и «Портрете М.И. Платова» (по оригиналу А.О. Орловского) мы так же видим образы башкирских воинов. Башкиры и мещеряки составляли 4 полка в корпусе атамана Платова и постоянно находились «в делах против неприятеля». Карделли, итальянец по происхождению, работал в России с 1756 года. В 1814 году за серию гравюр, посвященных Отечественной войне 1812 года, был удостоен звания гравёра Его Величества.
С передовыми идеями времени было связано творчество Василия Ивановича Штернберга. В 1839 году В.И. Штернберг посетил Оренбург, в конце мая побывал в Башкирии. Он писал: «Это так недалеко от Оренбурга, а природа совсем уже другая, свежая зелень в долинах, дубовые рощи, прозрачные ручьи, волнистые дали... Дорога от Верхнего Уральска до Златоуста чрезвычайно богата видами. Дорогой мы часто останавливались, я рисовал, ...этот вояж оставил самые приятные впечатления». Штернберг сделал большое количество набросков, рисунков и акварелей, передающих быт и природу Башкирии и Оренбургского края. Одной из его последних картин, созданных в России, стала работа «Башкиры». На опушке леса стоит юрта, вокруг которой кипит повседневная, полная забот жизнь. Надо отметить, что работы Штернберга высоко ценил и собирал П. Третьяков (в его коллекции имелось 6 рисунков и 7 картин).
Однокашником Штернберга по Академии художеств был Андрей Николаевич Горонович. В 1851 году, получив звание художника, Горонович отправляется в Оренбургскую губернию, где прожил два года. По свидетельству современников он даже поступил в Оренбурге на государственную службу. В оренбургской печати тех лет о Гороновиче была публикация — местные жители «удивлялись его живописному таланту, и высоко ценили в нем и другое немаловажное достоинство — в глазах кочевого племени он почитается лучшим стрелком во всем Оренбургском крае». В 1860 году А.Н. Горонович пишет картину «Меновый двор в Оренбурге». В своем произведении художник запечатлел торги, которые проходили летом и осенью на степной стороне реки Урал. Горонович создал интересную пейзажно-бытовую картину. Будничная, деловая жизнь это сюжетная линия произведения, вокруг которой строится композиция картины. Работа Гороновича — это историко-этнографическое повествование очевидца. Общий неяркий колорит полотна объединяет предметы и планы. Безупречная и тщательная детализация изображённого на картине сюжета выявляет характерные реалистические черты. За эту работу художник получил звание академика.
Василий Васильевич Верещагин, классик русской реалистической живописи, отразил в своих произведениях судьбы многих народов разных стран. Летом 1867 года Верещагин едет в Среднюю Азию. Его путь лежит через Оренбург, где он посетил Меновый двор, местную тюрьму и создал карандашные зарисовки двух заключенных, башкира и татарина, по которым позднее были написаны, вероятно, живописные этюды. Высокую оценку этюдам Верещагина в свое время дала одна из лондонских газет. «Этюды масляными красками никак не могут считаться «набросками», разве что по величине». Этюд Верещагина «Башкир» из собрания БГХМ им. М.В. Нестерова яркое тому подтверждение.
К теме Пугачевского восстания обратился выдающийся русский художник Василий Григорьевич Перов. Первоначально художник собирался создать три картины: угнетенные массы, восстание, суд Пугачёва. На деле он воплотил лишь последний сюжет. В 1873 году Перов едет на Волгу и Урал, где собирает материал для задуманной картины, пишет этюды. В1875 создает первый вариант картины, оставшийся не завершенным. Созданный в данном варианте образ Пугачёва получился не совсем удачным. В 1879 году Перов создает другой вариант картины, где пытается показать Пугачёва не столько властным народным вождем, сколько человеком, терзаемым думами о добре и зле, о судьбах сподвижников. В обеих вариантах картины ярко прослеживаются образы башкир, участников восстания.
В 19 веке русская батальная живопись утверждается как особый жанр. Развиваясь в русле академической школы и подчиняясь верноподданической идеологии, батальный жанр позже других перешел на позиции реализма. Выдающимся мастером жанра был Франц Алексеевич Рубо. В 1856 году в Москве проходили торжества по случаю коронации императора Александра II. Частью праздника была царская охота. Александр II изъявил желание, чтобы на ней показали своё мастерство башкирские охотники, дрессировщики охотничьих птиц. Для участия в ней из Уфимской губернии в Москву была направлена делегация, которая устроила для нового императора, его двора и зарубежных гостей восхитительное зрелище. В 1880-е годы Рубо создал работу, отражающую данный эпизод истории под названием «Охота башкир с соколами в присутствии императора Александра II». Не гоняясь за эффектными моментами, художник в реалистической манере запечатлел момент травли соколами зайца.
В 1890-х годах неоднократно путешествует по Уралу Аполлинарий Михайлович Васнецов. Здесь он создает целый цикл пейзажей большого эпического звучания: «Озеро в горной Башкирии» (1895), «Тайга на Урале. Синяя гора» (1891), «Баллада. Урал» (1897). Художник создает сказачно-былинный пейзаж с его таинственно притягательной силой. Будучи человеком разносторонних дарований, он в 1892 году публикует свои литературные путевые заметки пол названием «Из поездок по Уралу». В 1886 году во время одной из поездок на пароходе в Уфу появляется рисунок Васнецова «На трапе». В БГХМ им. М.В. Нестерова имеются его работы «Урал» и «Гора Благодать».
Поэтический образ величавой природы родной Башкирии воспел в своих произведениях и Михаил Васильевич Нестеров. В 1896 году он создал картину «На горах». Его дочь Ольга Михайловна Шретер вспоминала, что эта одна из любимейших картин отца была написана в Уфе, в окрестностях города. «Тогда там был дачный посёлок и кумысное заведение. Замечательно красивые места на берегу реки Уфы...». В окрестностях озера Тургаяк (ныне Челябинская область) 1897 году Нестеров создал акварельный эскиз «Три старца», воплотив его позднее в картину «Лисичка» (1914). В 1909 году он пишет живописный этюд «Чертово городище», на основе которого позднее создает картину «Родина Аксакова». Нестеров воспоминал: «Какие дали оттуда видны! Там начало предгорий Урала, и такая сладостная тоска овладевает, когда глядишь на эти манящие дали». В своём творчестве М.В. Нестеров запечатлел и родной город. В Третьяковской галерее хранится его работа «Домик в Уфе» (1884), в собрании БГХМ этюд под названием «В Уфе». Природа Урала нашла воплощение во многих этюдах и картинах Михаила Васильевича. Нестеров писал: «Хороша моя родина! И как мне было не полюбить её так, и жалко, что не удалось ей отдать больше внимания, сил, изобразить красоты её, тем самым помочь полюбить и другим мою родину».
В скульптуре второй половины XIX образы башкир представлены в творчестве таких известных мастеров как Евгений Александрович Лансере и Артемий Лаврентьевич Обер. Реалистическому направлению в скульптуре была присуща особая любовь к передаче деталей и тщательная их проработка. Романтика, живой интерес к вольнолюбивым «сынам природы», скачущим на полудиких лошадях, занимающихся охотой, джигитовкой, нашли отражение в работах Е. А. Лансере «Башкир Ветрено» (1870) и «Ловля дикой лошади» (1879). Лансере много путешествовал по России, бывал на Кавказе, в Сибири и на Урале. В его ранней работе «Кумыс» впервые в русской скульптуре нашел отражение быт народа. Некоторые работы скульптора, выполненные в чугуне, были отлиты на заводе Урала в г. Касли. А.Л. Обер больше известен как мастер анималистической скульптуры. О его работе «Лошадь башкирка» Стасов писал, «что она ловко схвачена с натуры». В 1872 году Обер выполнил скульптуру «Башкир на коне», в 1873 «Башкирец».
В фарфоровом производстве XIX века появляется новая серия статуэток под уже известным названием «Народы России». Серия была приурочена к празднованию 1000-летия Российского государства, которое отмечалось в 1862 году. Основой для создания статуэток послужили рисунки Е.М. Корнеева, выполненные в реалистической манере не лишенные изящества. Для каждой из скульптур были найдены удачные цветовые сочетания. Некоторые из этих работ весьма выразительны, другие страдают сухостью или даже слащавостью. Скульптура «Башкир» относится к разряду удачных фигур. Она изображает мужчину в синем халате и высокой шапке, с шашкой в руке (1880—90-е гг.).
Итак, мы видим, что история Башкирии, начиная с XVIII века, находит отражение в произведениях как русских, так и зарубежных художников, выполненных в различных техниках, материалах и видах изобразительного искусства.

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

 

Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007

Главный редактор - Горюхин Ю. А.

Редакционная коллегия:

Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсее­ва С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулей­ма­нов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М.

Редакция

Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76

Заместители главного редактора:

Чарковский В. В. (347) 223-64-01

Чураева С. Р. (347) 223-64-01

Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69

Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69

Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69

Отдел публицистики:

Чечуха А. Л. (347) 223-64-01

Коваль Ю. Н.  (347) 223-64-01

Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69

Корректоры:

Казимова Т. А.

Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76

 

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле