|
Фатим Аллабердин
ВЕЧНОЕ СИНЕЕ НЕБО
Единобожие — термин общеизвестный и понятный всем. Любой человек
безошибочно назовет три мировые религии, исповедующие единобожие, — иудаизм,
христианство, ислам. Три — ни больше ни меньше. Но все же была еще одна
монотеистическая религия — древняя, ныне почти забытая, но царившая когда-то
на огромной территории от Охотского и до Черного моря. Религия, будто
рожденная самой Великой Степью и бескрайним синим небом — вечным и мудрым.
Эта религия — тенгрианство.
Самое главное, что видит человек в своей жизни, — это небо. Оно больше
всех. Оно самое первое, что есть, было и будет. Человек рождается, его
выносят из юрты на свет, привязав к руке веревочку, чтобы не унесли злые
духи, а отец его держит саблю. Человек открывает глаза и видит небо. Оно
впереди, и сзади, и над головой, куда ни посмотри. Земля маленькая, взгляд
обегает ее быстро, вот она под ногами и на ладонь до горизонта, а небо…
— Это был великий бог — Тенгри Вечное Синее Небо. Сейчас о нем почти забыли,
но он жив, он будет всегда, он вечный. Это Тенгри Вечное Синее Небо. Он
открывает нам все пути. Погляди, — отец поднял руку вверх, — он смотрит на
нас. На краю земли с неба течет великая река Ардви — Аму-Дарья, она источник
всех рек.
Сын слушал отца, но он не смотрел на небо, он смотрел вперед, на низкий
горизонт, смотрел не отрываясь, потрясенный, околдованный, и видел чудо —
там она, простая, обычная их земля, с травой, холмами, норами сусликов, с
бычьими рогами в ковыле, может быть, даже с людьми, которые живут там, на
этом горизонте, превращалась в великого бога, в Вечное Синее Небо. И когда
они, он и отец, доберутся туда и встанут в эту голубую дымку, с которой
начинается Бог, они тоже станут Им.
У сына закружилась голова, но отец подхватил его.
— Когда я думаю о Нем, моя голова тоже становится как надутый бурдюк. И мне
хочется упасть, и полететь, и заплакать, и засмеяться. Это такое Небо.
Отец и сын продолжили свой путь под Вечным Синим Небом, и Великий Бог
смотрел на них и был доволен. А вечером небо сошло к ним — дождем.
Задолго до появления официального единобожия, принесенного мусульманской
религией, у тюркских племен существовала вера в могучее существо — Естество
Неба, или Вечное Синее Небо — Тенгри.
Почему именно небо стало у тюрков олицетворением божества? Во-первых,
восприятие неба как чего-то волшебного, прекрасного, недостижимого,
идеального и в то же время неотъемлемого, необходимого, дающего влагу,
урожай, а значит фактически жизнь и смерть, — изначально для человека.
Во-вторых, небо наделено безусловной сакральностью, является воплощением
трансцендентности, мощи и святости, такой, что само созерцание небесного
свода можно приравнять к откровению. И в-третьих, на равнинных просторах
степей небесный купол явно превалирует над всеми прочими проявлениями
окружающего мира. Ни в каких других ландшафтных условиях невозможно такое
полное и целостное восприятие неба, как в степи. Именно поэтому и появился
этот удивительный бог-небо. Тенгри.
Его имя осталось в языках всех современных тюркских народов и даже в языках,
казалось бы, тюркским совершенно не родственных, например, тувинцы
произносят его как дээр, хакасы — тигир, шорцы — тегри, полинезийцы —
тангароа, якуты — тангара (таныр), чуваши — тура, караимы — тары, татары и
башкиры — тэнре, турки — танры, азербайджанцы — танры и т. д.
Сам термин Тенгри представлен еще в языке хунну (III в. до н. э. и раньше) —
близок с хуннским «ченли». Можно провести и более широкие параллели:
например, китайское — тянь, шумерское — дингир. Значение в любом случае одно
— небо.
Вполне возможно, что Тенгри как образ неба связан со скифским божеством
Вселенной в образе мифологического героя Таргитая. А от Таргитая,
героя-первопредка, идет целая линия культурных героев, пронизывающих древние
религии почти всех земных народов. Можно привести здесь такую таблицу:
Тенгри — тюрки
Тангрихан — гунны
Тархунт, Гарху — хетты
Таргелий — греки на Балканах и в Малой Азии
Таргиенос — греки в Лидии (эпитет Зевса)
Тархетий — италики, дед основателей Рима — Ромула и Рема
Таргитай — скифы, славяне
Траитана — индо-арийцы
Траетаона — иранцы, арии
Таранджелос — иранцы, осетины
Таранис — кельты
Тарку — армяне
Первоначальной общей религией тюрков был шаманизм — религия духов. Духи
делились на добрых, злых, духов-предков и духов-хозяев. Представление о
Тенгри складывались, судя по всему, на основе верований о небесном
духе-хозяине, причем небо мыслилось и его непосредственным проявлением, и
местом его обитания. На определенном этапе тюркское шаманство превратилось в
религию одного верховного духа бога-Тенгри. Носителями измененной тюркской
религии и руководителями отправлений тэнгрианских обрядов, хранителями
нравов и обычаев остались те же самые шаманы, или камы. Причем никакого
четко выраженного института у этой религии фактически не было — религиозные
обряды передавались напрямую камами-шаманами от отца к сыну либо от
наставника к ученику.
В различных преданиях по-разному передается версия происхождения Тенгри. Вот
самая распространенная модель тюркской версии сотворения мира, разделения
его на стихии и вычленения из первичного хаоса: «Вначале было вверху голубое
небо (Тенгри), а внизу темная земля, а между ними появились сыны
человеческие». То есть здесь Тенгри возник одновременно с землей и,
соответственно, всем сущим миром. А вот как говорит о сотворении мира
карачаево-балкарский эпос «Нарты»: «Когда Тейри сотворил голубое небо и
землю, между ними появились нарты». То есть Тенгри выступает здесь как
бог-творец, демиург.
Верховный бог тюрков первоначального периода хотя и являлся высшим и
могущественнейшим божеством, еще не обрел черты единого бога, а выполнял
лишь определенные — хотя и ключевые — функции: руководил ходом жизни, давал
счастье и посылал беды, невзгоды и наказания, управлял погодой, громом,
молнией, ветром и дождем, обеспечивал богатые урожаи, хороший приплод скота
и т.д. Небо — это начало, которое дарует жизнь и несет смерть.
Рядом с верховным богом соседствует еще целый пантеон богов рангом ниже.
Умай — богиня плодородия, олицетворение женского начала. Она называлась
«благодетельной Умай-царицей». Умай до сих пор почитается у шаманистов
Алтая. Вместе с Тенгри она покровительствует воинам. Возможно, существовал
миф о божественной супружеской чете Тенгри и Умай. У сибирских татар до сих
пор сохраняется представление о божестве Умай. В их представлении Умай — это
духовное начало, находящееся в человеке и поддерживающее его физические и
духовные силы
Главное божество среднего мира — «священная земля — вода». Это божество
нигде не упомянуто обособленно, оно вместе с Тенгри и Умай покровительствует
тюркам и наказывает согрешивших. В различных источниках упоминается, что
тюрки «поют гимны земле», говорится о чародеях, призывающих к земле, о
жертвоприношениях земле и воде. В китайских источниках упоминается священная
гора тюрок, называвшаяся «бог земли». В древнетюркских енисейских текстах и
«Книге гаданий» несколько раз упомянут Эрклиг, бог — владыка нижнего мира,
разлучающий людей, враждебный верхнему миру. В древнеуйгурских текстах он
именуется Таму-Эрклиг-хан («адский Эрклиг-хан»). В енисейских надписях
вместе с Эрклигом упомянут Бюрт — бог скорой смерти. У предков казанских
татар считалось, что Тенгри подчинялись еще 16 помощников.
Целью богослужения в тенгрианстве обычно являлось спасение от злых духов,
болезней или бед. И осуществляли его шаманы, общаясь с духами и
непосредственно с самим Тенгри. Тенгрианские обряды исполнялись чаще на
вершинах гор, на берегах рек, под священными для тюрков деревьями — буком,
можжевельником. Используемые камами музыкальные инструменты, будь то барабан
или бубен, комуз и т.д., были изготовлены из древесины священных деревьев и
кожи жертвенных животных. Шаман окроплял кумысом священный горящий очаг и,
танцуя, в состоянии экстаза падал на землю и начинал говорить стихотворные
речи, которые истолковывались кочевниками определенным образом. Считалось,
что совершающие подобным образом тенгрианские обряды в случае болезни —
выздоравливают, а у загадавших определенное желание — оно исполняется. В
жертву Небу-Тенгри приносили баранов, коней и других животных, это
сопровождалось возлияниями кумыса, айрана, молока, мясного бульона.
Можно совершенно уверенно сказать, что, несмотря на разнообразие воззрений
тюрков, все они имели единые ключевые черты и со временем сложились в общую
национальную религию.
В настоящее время похожих на прежние шаманских обычаев придерживаются в
основном кочующие туркмены. А бельтиры, алтайцы, тувинцы, качинцы еще в
начале двадцатого столетия устраивали специальные моления Небу — Тенгри.
Когда произошла трансформация верховного тюркского бога, первого среди
равных, в бога единого и единственного, достоверно сказать невозможно. Мы
можем лишь констатировать этот факт, причем констатировать четко и
определенно, и доказательством тому сохранившиеся до наших дней древние
моления, гимны, сказания.
Вот что сказано о Тенгри в гимне, принадлежащем древней религии балкарцев и
карачаевцев:
Тейри неба — один-единственный, истинный тейри.
Тейри неба — тот, кто создал землю и небеса,
Тот, кто каждый день дарует нам рассвет.
А вот как говорили о Тенгри алтайские шаманы:
Пребывающий в верхах Великий Отец Хан Тенгре,
Звезды и весь мир украшающий Тенгре,
Очаги людей разжигающий и защищающий высший Тенгре.
То есть мы можем видеть, что в этих отрывках служители культа конкретно
называют и обращаются к Тенгри как к ЕДИНОМУ и ЕДИНСТВЕННОМУ божеству.
Одним из уникальных сведений, касающихся древних верований тюркских народов,
является сообщение Михаила Сирийского (XII век): «Тюрки всегда провозглашали
единого бога, даже во внутренней земле, где жили, они считали видимый
небесный свод богом. Они полагают, что небо есть единственный бог
Тенгри-хан».
В раннем средневековье тенгрианство, без сомнения, являлось развитой
религией. Все необозримые степи Евразии от устья Дуная до Маньчжурии
исповедовали тенгрианство. Тенгри как единый бог, отражал высокую ступень
развития духовной жизни тюркских народов.
Образ верховного божества, созданный у тюркских народов в глубочайшей
древности в результате длительной эволюции, вырос в образ, практически
тождественный образу Бога в мировых монотеистических религиях. Например,
Тенгри незрим, как Яхве у иудеев, и не подлежит изображению. Иудеи всех
остальных богов объявляли богами из камня, металла и дерева, поскольку они
были изображаемыми. Отсутствие изображения Тенгри можно объяснить пониманием
Тенгри как невидимого и вездесущего владыки вселенной. Тенгри — вечное небо,
создатель космоса, людей, животных, податель благ и властелин мира. Тенгри —
бог-творец, судья, создатель мира.
Бог в большинстве религий представлен в виде единого, всемогущего,
абстрактного существа. Это дает объяснение легкого принятия мировых религий,
в частности Ислама, тюркским этносом ввиду схожести главных канонов
тенгрианства с основными канонами мировых религий. Тюрки были
предрасположены к единобожию, требовалось одно — верховного бога Тенгри надо
было называть Аллахом. В то же время, тюрки не восприняли религии, которые
не соответствовали их древнему религиозному мировоззрению — буддизм,
ламаизм, зороастризм.
Вот как древний путешественник писал о балкарцах: «Простой народ не имеет,
собственно говоря, никакой определенной религии, они почитают бога,
называемого не Аллах, а Тенгри, который является творцом блага».
Впоследствии, после принятия ислама, теоним Тенгри стал считаться одним из
99 эпитетов — имен Аллаха. Несмотря на то что основная масса тюркского
этноса исповедует современные монотеистические религии — ислам, часть —
христианство и иудаизм (чуваши, гагаузы, небольшая часть казанских татар,
караимы), все они сохранили в памяти имя верховного бога тюрок Тенгри. Тюрки
пронесли через мусульманскую религию многие свои верования и обычаи, к
примеру, равенство мужа и жены, священность домашнего очага и порога,
священность горных вершин, ведь у тюрков считалось, что вершины гор ближе к
Тенгри.
Причудливы и неисповедимы пути и судьбы народов. Кто знает, не столкнись
тюркский этнос с мощными религиозными течениями Запада и Востока, может
быть, в глубине Великой Степи вызрела бы совершенно непохожая на старые
конфессии новая религия. И кто знает, что сталось бы со старым миром, если
бы понесли эту новую религию в свет на остриях своих клинков стремительные и
неудержимые тюркские всадники. Может быть, на одну мировую религию стало бы
больше. Но в жизни случается лишь то, что должно случиться. Великий Тенгри
ушел, но, как бы то ни было, если вы поднимите глаза вверх, вам обязательно
улыбнется с вышины Вечное Синее Небо.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа
|