|
Юрий Узиков
«БАБУШКА» БАШКИРСКОЙ НЕФТИ
Начиная с 1929 года поисковые партии треста «Востокнефть» проводили
геологическое обследование около деревни Ишимбаево. Полученные данные
позволили Алексею Александровичу Блохину, ученику и последователю академика
Ивана Михайловича Губкина, внести предложение о переходе к бурению. Бурение
началось в марте 1931 года. Были заложены четыре глубокие
структурно-разведочные скважины. 16 мая 1932 года в 11 часов 30 минут из
скважины № 702 вблизи деревни Ишимбаево с глубины 680 метров ударил первый
фонтан промышленной башкирской нефти. Высота нефтяного фонтана достигла 36
метров. Скважина дала 7 выбросов с дебитом более 20 тонн нефти в сутки.
Скважина № 702 положила начало «Второму Баку». Сбылись пророческие слова
И.М.Губкина о наличии запасов промышленной нефти между Волгой и Уралом. В
1940 году на карте республики появился город Ишимбай.
Мемориальный комплекс «Вышка-бабушка» в честь нефтяной вышки, положившей
начало «Второму Баку», создан в 1967 году. Комплекс расположен в районе
нефтяных месторождений, вблизи дороги, соединяющей город Ишимбай с
нефтеперерабатывающим заводом. На бетонном основании, которое поднято над
уровнем земли, установлена трехствольная металлическая конструкция в виде
усеченной пирамиды. Наверху ее находится рабочая площадка. Подъем на
площадку осуществляется при помощи металлической четырехмаршевой лестницы,
идущей по наружному контуру вышки. В центре бетонной площадки находится
насос-качалка. Перед вышкой установлена мемориальная стена. На ней —
вереница светлых нефтяных вышек, шагающих вдаль. Фигура женщины-башкирки,
простирающей руки в сторону «Вышки-бабушки». И на квадратном поле, слева от
чеканки, надпись: «16.05.1932 г. скважина 702 положила начало «Второму
Баку», На оборотной стороне стелы — индустриальный пейзаж и фигуры
рабочих-нефтяников. Площадь вокруг «Вышки-бабушки» заасфальтирована.
«Вышке-бабушке» посвятил стихи поэт Мадриль Гафуров:
Все, что знал я о ней понаслышке,
уместится в одну лишь строку,
а с нее, с этой маленькой вышки
начиналось «Второе Баку»!
В ней была богатырская удаль,
вышло время — ушла на покой,
и теперь ее «бабушкой» люди
в обиходе зовут меж собой.
А чтоб помнили все в нашем крае
тот далекий великий момент,
возвели ее, словно героя,
на белокаменный постамент.
И стоять ей на славу округе,
где кипит созидательный труд,
а качалки, как верной подруге,
день и ночь ей поклоны кладут.
СТО ВЕЛОСИПЕДОВ — ПОДАРОК СЕРГО
24 октября 1886 года родился Григорий Константинович Орджоникидзе (в народе
называли его Серго).
Нарком тяжелой промышленности СССР многое сделал для того, чтобы крепла и
развивалась Башкирия. Об одной из встреч с Серго вспоминал секретарь
парткома Баймакского машиностроительного (тогда медеплавильного) завода 3.
Шиабов:
— Было это в 1934 году. Для завода этот год был юбилейным. Исполнилось
десять лет со дня восстановления и пуска в действие этого уральского
предприятия, разрушенного в гражданскую войну.
Рабочие хотели отметить эту дату трудовыми успехами.
Однако две беды препятствовали осуществлению желаний коллектива: плохое
снабжение коксом и недостаток автомашин. Кокс завод получал из далекого
Донбасса.
К этим трудностям добавлялась еще одна — ближайшие месторождения
медноколчеданных руд (Тубинское, Семеновское) истощались, разведанные запасы
руды все более отдалялись от завода и были незначительными.
Было известно, что не столь уж далеко от Баймака, в районе селения Сибай,
имеется месторождение полиметаллических руд. Обоснованно предполагалось, что
здесь большие запасы медноколчеданных и других полезных ископаемых. Но чтобы
дать этому месторождению промышленную оценку, необходимо было провести
большие геологоразведочные работы.
Партком Баймакского медеплавильного завода принял решение по всем этим трем
вопросам (кокс, транспорт и запасы руды) обратиться лично к наркому тяжелой
промышленности СССР Г.К. Орджоникидзе, который как раз собирался приехать в
Магнитогорск.
На встречу с Г.К. Орджоникидзе партком уполномочил директора завода Н. В.
Чувашева, главного геолога П.С. Белова и меня, бывшего секретаря парткома.
В конце августа заводчане узнали, что нарком тяжелой промышленности — у
металлургов Магнитки. Делегация баймакцев выехала в Магнитогорск.
Приехали — узнаем, что Г.К. Орджоникидзе на собрании партийно-хозяйственного
актива металлургического комбината.
Набрались смелости и послали в президиум записку. Записка была примерно
такого содержания: просим сообщить товарищу Серго, что от коллектива
Баймакского медеплавильного завода мы приехали для переговоров с ним по
неотложным производственным вопросам.
В президиуме прочитали записку и передали ее Г.К. Орджоникидзе. Нарком
внимательно прочитал ее и, приблизившись к председательствующему, что-то
сказал. Тот поднялся с места и громко объявил:
— Товарищи из Баймака! Просьба к вам пройти через фойе за кулисы...
И вот представители баймакцев стоят за кулисами рядом с наркомом. Он высок,
в защитном френче, в висках густая седина, взгляд проницательный.
Поздоровавшись с каждым, Г.К. Орджоникидзе сказал:
— Хорошо, товарищи, что приехали. Пока посидите, подождите, а как только
закончится собрание, побеседуем. Вы уж извините, что сразу не могу уделить
вам внимания. Надо послушать магнитогорцев...
И заторопился в президиум собрания.
Собрание затянулось далеко заполночь. На нем выступил Орджоникидзе. Его речь
магнитогорцы, а вместе с ними и мы, слушали с большим вниманием.
После собрания товарищ Серго вместе с секретарем горкома партии и директором
комбината вышли к нам за кулисы.
— Как видите, товарищи, уже поздно, — извинительно сказал нарком. — Вопросы
у вас, я понимаю, очень важные, и на скорую руку их сразу не решишь. Завтра
пораньше приходите ко мне в вагон... А переночевать у вас есть где?
— Не беспокойтесь, Григорий Константинович!
В разговор вмешался директор комбината:
— У баймакских товарищей, наверное, будут просьбы и к комбинату. Поэтому
пусть они придут завтра в мою приемную.
— Пожалуй, так лучше будет, — согласился нарком. — Вместе обсудим проблемы
баймаковцев.
На другое утро в здании управления комбината поднимаемся на второй этаж.
— А, баймакцы... Рад вас видеть, — говорил нарком, подавая каждому из нас
руку. — Ну, давайте выкладывайте прямо. Какие трудности, какие просьбы?
Чувашев рассказал, что Баймакский завод часто простаивает из-за нехватки
автомашин для перевозки руды и кокса.
— Сколько же вам нужно автомашин?
— Да штук тридцать, трехтонных.
Г.К. Орджоникидзе помолчал, что-то начал подсчитывать на бумаге, задумался.
С напряженным вниманием ждем ответа. Со вздохом облегчения вдруг слышим:
— Машины будут... А как с планом?
Мы рассказали наркому о том, как трудятся баймакские медеплавильщики.
Орджоникидзе слушал с живым интересом.
— Да вот, кроме автотранспорта, и с коксом у нас беда. За тридевять земель
возим. Если бы из Магнитки, куда бы легче...
— Им, наверное, нужен мелкий кокс. Такого мы не производим, — сказал
директор комбината.
Чувашев тут же пояснил:
— Баймакская шахтная печь работает только на крупном металлургическом коксе.
— Вот видите, — сказал нарком. — Не обижайте своих соседей — баймакцев.
Дайте же им хороший кокс, и дайте сколько они просят. Что такой махине, как
ваш комбинат, поднатужиться.
В беседу вступил наш главный геолог Белов. Он рассказал о перспективности
Баймак-Сибайского горнорудного района и просил наркома посодействовать в
организации в этом районе квалифицированной геологоразведочной службы.
Г.К. Орджоникидзе опять задумался.
— Почему же мне ничего не известно об этих перспективах? Ведь у нас в стране
не хватает своей меди, мы ежегодно большое количество меди закупаем за
границей.
По просьбе Григория Константиновича мы передали ему все привезенные с собой
материалы.
Беседа продолжалась больше часа. Все вопросы, волновавшие баймакцев, были
разрешены положительно. Наконец товарищ Серго встал, тепло попрощался с
нами, просил передать горячий привет баймакским рабочим.
— Страна очень нуждается в меди, — напомнил он еще раз. — Поэтому пусть
трудящиеся Баймака стараются еще крепче. План по выплавке меди должен быть
выполнен во что бы то ни стало. Телеграфируйте в наркомат, как только
добьетесь успеха.
Потом как бы вскользь спросил:
— А ездить вам есть на чем?
Мы замялись, молча переглянулись. Не дождавшись от нас, «безлошадных»,
ответа, Григорий Константинович сказал:
— Ничего, если хорошо поработаете, дадим заводу легковую машину.
Это было в августе. А в сентябре на заводской двор прибыли тридцать
новеньких автомашин. Через несколько дней они ушли в первый рейс в
Магнитогорск за коксом. Стали прибывать одна за другой геологоразведочные
партии.
Не остались в долгу и баймакские рабочие. Годовой план выплавки меди был
выполнен уже первого декабря.
Товарищу Серго была послана телеграмма. А через несколько дней на завод
поступила легковая автомашина для служебного пользования, сто велосипедов,
другие подарки для особо отличившихся рабочих.
...Это только один из примеров внимательного отношения Г.К. Орджоникидзе к
Башкирии. Он помогал в строительстве моторного завода в Уфе, подписал указ о
создании треста «Башнефть», оказал содействие в открытии столовой для
рабочих Белорецка, с его легкой руки родился санаторий «Якты-Куль» в
Абзелиловском районе.
БОГИНЯ ТАНЦА
За окном непогода, дождь хлещет, ветер, а в квартире Рашиды Гильмитдиновны
Туйсиной тепло, светло, уютно. Хозяйка хлопочет у плиты, заварен чай.
По законам башкирского гостеприимства, Рашида-ханум предложила сначала
отведать кушанья и чаю, а потом уже поговорить о своей жизни, о работе, о
сегодняшних буднях. Рашиду Туйсину представлять не нужно. Заслуженная
артистка России, народная артистка Республики Башкортостан, лауреат премий
имени Салавата Юлаева и Г. Саляма известна у нас в республике, в стране.
Солистка ансамбля, как добрая волшебница, заворожила своими танцами тысячные
аудитории концертных залов, театров, дворцов многих стран.
Поинтересовался я у Рашиды-ханум, нет ли у нее карты, на которой были бы
отмечены маршруты ее гастролей.
— Трудно составить такую карту, — без рисовки ответила она. — Вся она была
бы в значках, линиях, отметках. Танцевала за рубежом бывшего Союза — в
странах Азии и Африки, Европы. Это Мали, Сенегал, Гвинея, Индия, Монголия,
Франция, Италия, Швеция, Германия, Польша, Финляндия, Испания, Дания... Ну,
а городов нашей страны не перечесть.
Мы просматриваем книги, газеты на разных языках, в которых говорится о
творчестве народной артистки, о гастролях, перелистываем альбомы с
фотографиями. На них она молодая, красивая — своеобразный образ прекрасной,
талантливой женщины-башкирки.
А сама Рашида о себе рассказывает вот что. Родилась 10 мая 1942 года в
деревне Чингизово Баймакского района. Деревня старинная, до начала
восемнадцатого века она называлась Мунаш. Носит название по имени Чингиза
(Сынгыза). Жители ее участвовали в Отечественной войне 1812 года, в
русско-турецкой войне. Были среди них и кавалеры серебряных медалей «За
взятие Парижа. 19 марта 1814 года». В годы Великой Отечественной войны
вместе с сельчанами ушел на фронт отец. Вернулся и вскоре от полученных
тяжелых ран скончался. На руках у Мархабы-апай, матери Рашиды, осталось
четверо детей. Ее, младшенькую, она очень любила, ласкала, возлагала на нее
большие надежды. Рашида росла выносливой, любой работы не чуралась. В любую
погоду — в пургу и в дождь — в худенькой одежонке спешила в школу за три
километра. Любила в юности косить траву. Суровая закалка в баймакских степях
— это, возможно, и есть один из секретов ее неувядающей молодости.
После окончания средней школы осталась пионервожатой, тянуло ее к
ребятишкам.
В 1960 году Рашида Туйсина приехала в Уфу на семинар пионервожатых. С малых
лет была она влюблена в народную песню и танец. А в столице стало известно,
что объявлен набор в Государственный ансамбль народного танца Башкирской
АССР, которым руководил тогда основатель этого коллектива Файзи Гаскаров.
Об участии Рашиды Туйсиной в конкурсе поэтично рассказывает поэт и ученый
Рашит Шакуров:
«Рашида пришла уже к самому концу второго тура конкурса. По правилам, ее
могли бы и не допустить к просмотру. Да и просьба ее состояла лишь из
отчаянного, вырвавшегося из глубины души вопроса: «А я?» Все было
естественно и уместно и в ее растерянном возгласе, и в ней самой, готовой
сплясать любимый ею танец «Загида».
Огорченная и растерянная Рашида удивительным образом поколебала неприступных
членов жюри, и ей разрешили танцевать. Она прошла в третий тур. И снова с
таким же волнением вышла на сцену. Снова танцевала «Загиду». Файзи Гаскаров
предугадал тогда в этой тонкой, как стебелек, еще во многом неумелой юной
танцовщице лучшую в скором будущем исполнительницу «Загиды», жемчужины
башкирского танца. И этот волнующий рассказ о женщине-башкирке, о чистоте и
целомудренности ее душевных движений, о ее светлой любви, одухотворенной
радостью восприятия красоты жизни и родной природы, всюду покорял зрителей.
Рашиде предстояло не только возродить танец, но и создать свой собственный
пластический образ прекрасной женщины-башкирки, символизирующей собой
древнюю уральскую землю — Башкирию.
Так вышло, что, став солисткой ансамбля, Рашида Туйсина впервые исполнила
«Загиду» перед зрителями не на каком-либо очередном концерте, а на сцене
Кремлевского Дворца съездов.
В течение нескольких минут поведала Рашида о своей уральской родине, о
богатстве души ее людей. Зал с затаенным дыханием следил за каждым
движением, жестом, за каждым поворотом головы, за выражением ее сияющего
лица. А в конце вдруг на несколько секунд наступила глубокая тишина, но тут
же раздался гул аплодисментов.
В 1968 году Рашида Туйсина была участницей IX Всемирного фестиваля молдежи и
студентов в Софии. Исполнив под аккомпанемент курая свой любимый танец
«Загида», Рашида завоевала звание лауреата и золотую медаль фестиваля. С
неизменным успехом выступала она и в сольных танцах, и в массовых номерах. В
золотой фонд башкирской хореографии вошли такие танцы, как «Гульназира»,
«Семь девушек», «Проказницы» и др. В них в течение многих лет все с тем же
блеском и мастерством солировала Р.Г. Туйсина».
Мне довелось видеть, как восторженно принимал ее переполненный зал дворца
культуры села Субхангулово. Она показала в танце лучшие черты башкирской
женщины: мягкую сдержанность и обаяние целомудрия, показала свое видение
национального характера.
О поездке Туйсиной в Рогервик, в древнюю эстонскую крепость, где в заточении
провел последние годы Салават Юлаев, о концерте в Таллине вспоминает Альфия
Сабитова:
«За кулисами огромного зеленого театра ведущий концерта объявил, что
выступает солистка Башкирского ансамбля народного танца Рашида Туйсина.
Как только запел курай и Рашида по-женски плавно, в непередаваемом
изяществе, как умеет только она, поплыла в танце, в ней с новой силой
зазвучали в душе слова Салавата Юлаева:
Милая моя земля,
Реки сладкие, поля,
Березняк и чернотал,
В небо вздыбленный Урал, —
Я одну мечту таю:
Родину воспеть мою.
Впечатления о Рогервике, тоску вытесняли все нарастающие звуки курая.
Рашида, вся в плену танца, ускорила ритм. Ее движения стали мельче, но
каждая, даже самая мелкая дробь, была четкой и законченной. Танец
рассказывал о Башкирии, ее зеленых просторах, чистых реках, о табуне коней,
пасущихся у берега. И над всем этим — песня, она гордой птицей летела над ее
Родиной...
«Родину воспеть мою...». Эти слова очень точно выражают настроение, которое
вкладывает в свои танцы Рашида Туйсина.
Пройдут годы и, несомненно, в Башкирском ансамбле народного танца появятся
не менее яркие, талантливые танцовщицы. Но успех к ним придет лишь в том
случае, если они, как Рашида, будут танцевать не просто сюжет, сценку, а
лепить пластический образ родной стороны...»
К оценкам творчества, к описаниям танцев Рашиды Туйсиной, которые даны
Рашитом Шакуром и Альфией Сабитовой, трудно что-то добавить...
...Мы беседуем в квартире Рашиды Туйсиной в многоэтажном доме по улице
Аксакова. Мелодично звенят колокольчики настенных часов, напоминая, что
время идет. Проходят годы жизни и у Рашиды. Разные они были, добрые и не
очень.
...Снова мелодично звонит колокольчик настенных часов. Закрываем
просмотренные альбомы, убираем подборки газетных вырезок. Замечаю еще одну
из статей — «Богиня танца». Это снова о ней, замечательной артистке Рашиде
Туйсиной, давно уже вошедшей в историю.
ПУТЬ СЫНА ЧЕРНОРАБОЧЕГО
В Уфе есть бульвар, названный именем видного государственного деятеля
Сахиб-Гарея Саид-Галиева (1894—1938).
Родился Саид-Галиев 6 февраля 1894 года. Парнишку ждала невеселая жизнь.
После трех классов пришлось распрощаться со школой. Впоследствии в анкете
С.-Г. Саид-Галиев так назовет свои «университеты»: разносчик и продавец
газет в Уфе и на станции, укладчик досок на лесопильном заводе Колотова в
Шакше, кубовщик на пароходе, рабочий на кондитерской фабрике, уборщик в
гостинице, рассыльный в актерской группе, чернорабочий в малярной артели...
Еще до революции 1905 года уфимские социал-демократы поручали совсем юному
Сахиб-Гарею распространять запрещенные листовки и брошюры. За это он был
арестован.
Опыт революционной работы, накопленный в Уфе, изучение
социал-демократической литературы помогли Сахиб-Гарею во время службы в
армии в Екатеринбурге. Он установил связь с большевистской организацией, в
марте 1917 года его приняли в ряды партии. На совместном заседании
Екатеринбургского Совета рабочих депутатов и Совета солдатских депутатов в
его состав был введен Саид-Галиев. Он вел пропаганду в татаро-башкирских
частях.
Хорошо зная башкирский, татарский и русский языки, Саид-Галиев многое делал
для мобилизации трудового народа на борьбу за свою власть. В начале июня
1918 года его командируют в Уфу, вскоре оставленную Красной Армией. Здесь,
на занятой белыми территории, несмотря на болезнь, он выполняет
пропагандистскую работу, в основном в сельской местности. Племянник М. X.
Хабибуллин вспоминал: «Однажды при мне он (С.-Г. Саид-Галиев. — Ю. У.)
рассказал моему отцу, как ему удалось выехать из Уфы. Оказывается, его
переправили через реку Белую, охраняемую солдатами белой армии, на пароме, в
чалме и чапане, с наклеенной бородой...
Дядя Сахибгарей все время был в движении, временами куда-то выезжал, и к
нему приезжали какие-то люди. В нашей деревне он общался в основном с
фронтовиками...»
С ноября 1918 года до апреля 1919 года Саид-Галиев был одним из членов
татаро-башкирского бюро Уфимского губкома РКП(б). Затем по решению
Центрального бюро мусульманской организации РКП(б) работал в Казани, а в
октябре его снова командировали в Уфу. Здесь проходила губернская
конференция татаро-башкирской организации РКП (большевиков). На ней
Саид-Галиева избрали делегатом на II Всероссийский съезд коммунистических
организаций народов Востока (КОНВ). На съезде он стал председателем
Центрального бюро КОНВ, которое фактически являлось в то время отделом ЦК
РКП(б).
После образования Татарской АССР он стал председателем Совнаркома
республики. Продолжал встречаться с В. И. Лениным, вел переписку. «Помню, —
вспоминает жена, — Саид-Галиев рассказывал нам, как В. И. Ленин подарил ему
часы. Это было весной 1921 года, когда он приехал в Москву в связи с засухой
в Татарии. Владимир Ильич назначил Саид-Галиеву время встречи на следующий
день и, узнав, что у него нет часов, тут же вызвал управделами СНК Горбунова
Н. П. и сказал: «Смотрите, Николай Петрович, Саид-Галиев руководит целой
республикой, а нужных часов не имеет». Горбунов принес карманные часы
«Мозер» с золотыми стрелками и двумя крышками, и тут же В. И. Ленин вручил
эти часы Саид-Галиеву. Сам же Саид-Галиев в своих воспоминаниях пишет, что
В. И. Ленин подробно беседовал тогда с ним и организовал срочную помощь
Татарии по ликвидации голода и его последствий.
Дальнейшая деятельность его была связана с работой на посту председателя СНК
Крымской республики, в аппарате ЦКК ВКП(б) и Наркомтруда СССР. С.-Г.
Саид-Галиев избирался делегатом нескольких съездов партии.
Сын чернорабочего из Уфы по праву гордился тем, что участвовал в работе I
съезда Советов СССР и подписывал исторические документы — Договор и
Декларацию об образовании Союза Советских Социалистических Республик.
ЗВЕЗДА ИЗ БЕЛЕБЕЯ
Народная артистка СССР, кинозвезда Инна Михайловна Чурикова родилась 5
октября 1943 года в Белебее. Отец был военнослужащим, мама — Елизавета
Захаровна — преподавала историю в средней школе.
Пятое октября в сочетании с годом рождения И.М. Чуриковой по нумерологии
указывает на звездность судьбы. Судьба благоволила девочке с первых дней. В
холодном родильном доме, когда врачи были в основном заняты ранеными
бойцами, переполнившими госпитали города, Инна наперекор всему выжила,
окрепла.
Вскоре отца девочки перевели на службу в Забайкалье. Вслед за ним, как нитка
за иголкой, поехала семья.
Так уж получилось, что в энциклопедиях и киносправочниках место рождения
замечательной актрисы почему-то не называется. Вот только однажды, выступая
по телевидению, Инна Чурикова обмолвилась, что родом она из Белебея.
Директор белебеевского краеведческого музея П.Федин разыскал ее телефон и
позвонил в Москву.
— Я разговаривал по телефону с И.М. Чуриковой. Ее мой звонок тронул. Инна
Михайловна просила рассказать о нашем городе, — говорит Федин. — Большой
интерес к Белебею проявила и Елизавета Захаровна. Она тогда работала —
профессор МГУ, доктор биологических наук. Интересно было слушать ее
воспоминания о Белебее военной поры.
Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий РФ и премии
Ленинского комсомола Инна Чурикова рано проявила интерес к театру и кино. В
18 лет она дебютировала в кинофильме «Тучи над Борском». Работает сейчас она
в «Ленкоме», театре имени Ленинского комсомола, но в основном ее знают, как
киноактрису. Она играла комедийные и характерные роли в фильмах «Морозко»,
«Стряпуха», «Неуловимые мстители», «Старшая сестра».
Талант Чуриковой особенно проявился в кинокартинах «В огне брода нет»,
«Начало», «Прошу слова», «Валентина», «Васса», «Военно-полевой роман».
— Я благодарна за то, что мне дала жизнь. Жизнь подарила мне встречи с
замечательными людьми — Мишей Кононовым, Леонидом Куравлевым, Михаилом
Глузским, Валей Теличкиной, моей подругой Лией Ахеджаковой, с Толей
Солонициным и Наташей Вилькиной, — призналась Инна Михайловна в интервью
«Российской газете».
— Да, судьба была добра, потому что я встретила Глеба Панфилова. Близкий
друг. Понимающий, поддержит всегда, требовательный. Есть такой театр и Марк
Захаров. Великолепные роли...
— Народная артистка СССР И.М. Чурикова несколько раз была на гастролях в
Башкортостане. Жаль что маршрут ее поездок не прошел через город Белебей,
город, где она родилась.
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |