> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 4'07

Янина Свице

Webalta

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Янина Свице

ПЕРВЫЕ ХРАМЫ И МОНАСТЫРИ ГОРОДА УФЫ

(конец XVI—XVII век)

После присоединения в 1550-х годах Башкирии к Российскому государству, для управления обширным краем возникла необходимость в административном центре, где бы находились представители власти и постоянный воинский гарнизон, необходимый для защиты населения от вторжений соседних кочевых племен, не подвластных царю. По свидетельству первого историка Уфимского края П.И. Рычкова о строительстве русской крепости просили и сами башкиры: «…по достоверным выправкам нашлось, что башкирцы о построении сего города челобитье свое имели в 7081 году [1573 г., авт.] не только для того одного, чтоб им положенный на них ясак [натуральный, позднее денежный сбор, авт.] тут, как внутри их жилищ, платить было льготнее, но и от неприятелей бы иметь им здесь убежище и защиту». Выполняя указ царя Ивана Грозного предположительно летом 1574 года стрельцы под предводительством воеводы водным путем, на стругах отплыли из Москвы для строительства острога.
По сведениям видного уфимского историка, археолога и краеведа Петра Федоровича Ищерикова (1892—1961) московская дружина во главе с Иваном Григорьевичем Нагим высадилась на берег реки Белой недалеко от места, выбранного для строительства острога в Троицын день 1574 года (в XVI веке по юлианскому календарю это было 30 мая). Сохранился набросок рассказа Ищерикова о том, как собранная в Москве дружина плыла по Оке, Волге, остановилась в Казани, где к отряду присоединились проводники и переводчики, затем по Каме и Белой Воложке — так в старину русские люди называли реку Белую. Приведу небольшой отрывок из рассказа исследователя о прибытии дружины: «…Воевода сошел с насада, снял с головы шлем с бармицей и повернувшись сначала на восток перекрестился на все стороны. На берег стали высаживаться стрельцы. Долгий и тяжелый путь закончился. По обычаю у икон и стрелецких знамен два московских черных попа (монаха) отслужили молебен с водосвятием и окропили водой из Белой Воложки знамена и стоявшую рядами рать. Вскоре монахи уже поселились и служили молебны и обедни с походным антиминсом в обыдённой церквушке, срубленной в честь Троицы недалеко от берега, у которого уткнулись носами в берег воинские струги. Привезенный из Москвы, подвешенный на козлах возле церквушки боевой набатный колокол разбудил эхо, дремавшее в окрестных горах и лесах».
Сразу же началось строительство острога, продолжавшееся в 1574—1586 годах. В 1590-х гарнизон его не превышал 200 человек, у многих были семьи. В Уфе находились воевода, дети боярские (разряд служилых людей, близких к дворянам — примерно 5 человек), подьячий (писец, канцелярский служитель), духовенство, стрельцы (более 150 человек), служилые новокрещены и татары, воротники (стражи ворот), вожи (проводники), толмач (переводчик), сторож, кузнец. С воеводой Иваном Нагим прибыли также казаки и пашенные крестьяне, поверстанные в казачью службу, этим было положено начало местному уральскому служилому казачеству, впоследствии на войсковом знаке Оренбургского казачьего войска значилась дата — 1574 год. Население Уфимской крепости постепенно увеличивалось, так в 1625 году гарнизон состоял из 279 человек, в 1635—36 годах из 378 человек, а также при крепости уже жили 46 человек ремесленников и 9 посадских. Во второй половине XVII века для защиты семей служилых людей, а также другого населения, жившего на посаде, строится вторая крепостная ограда «большой город»; в него вело шесть крепостных ворот.
По сообщению П.Ф. Ищерикова, первыми священнослужителями, прибывшими в Уфимскую крепость, были два московских черных попа, первым православным храмом Уфы — небольшая Троицкая обыдённая церковь. «Черным попом» в средневековой Руси называли иеромонаха. В современном русском языке «обыденный» обозначает обыкновенный, обычный. В средневековой же Руси по отношению к церкви существовало определение «обыдённая» — то есть построенная «объ одинъ день». Эти храмы строились по обету, в один день, сообща всем миром. Троицкая церковь находилась на берегу реки Белой, ближе к юго-западной части холма, на котором была построена крепость. По сообщению видного уфимского историка, этнографа и археолога Руфа Гавриловича Игнатьева (1819—1886), в Уфе в Успенском монастыре до середины XIX в. хранился деревянный крест «по преданию современный будто бы основанию Уфы».
В архиве Уфимского научного центра Российской академии наук хранятся «Материалы по истории города Уфы», которые являются собранием копий с различных документов и статей, воспоминаний и дневников старожилов, касающихся истории Уфы и края, подготовленных по инициативе уфимского городского головы и общественного деятеля Дмитрия Семеновича Волкова (1837—1900) к 300-летию основания города, которое отмечали в 1886 году. В «Материалах» можно найти много интересных сведений о первых уфимских православных храмах. По данным М. Сомова, статья которого «Описание Уфы» была опубликована в «Оренбургских губернских ведомостях» в 1865 году, Троицкая церковь, прекрасно украшенная снаружи и внутри, имела два придела — Божьей Матери Псковской и Святого Чудотворца Николая. При Троицкой церкви было первое русское кладбище. В середине XIX века при обвале весной берега здесь были обнаружены долбленые колоды с человеческими костями, такие же колоды были найдены при земляных работах в 1955 году. Эти захоронения относились к допетровской эпохе, так как погребение в колодах было запрещено указом Петра I. При этом кладбище была деревянная часовня, которая находилась у самого берега реки Белой несколько ниже моста через речку Сутолоку.
Вскоре после начала возведения уфимского кремля в нем, на деньги выделенные из казны, была построена деревянная церковь во имя иконы Казанской Божьей Матери. По данным Р.Г. Игнатьева эта церковь была построена в 1579 году. По сообщению историка Уфимской епархии XIX века Константина Петровича Херувимова Казанская церковь была освящена в 1584 году, как значилось на сохранившемся в Уфе древнем антиминсе. Деревянная Казанская церковь сгорела, но уже в начале XVII века на ее месте была построена каменная Соборная, ее освятили в 1616 году, как значилось на сохранившемся антиминсе. Собор был назван Смоленским по следующему поводу: «когда поселенные в Уфе смоленские шляхты, видя со всех сторон угрожающие действия от волнений иноверцев, пожелали иметь у себя для заступничества копию с чудотворного образа Смоленской Божьей Матери, то посланная с дозволения царя Алексея Михайловича депутация перенесла на руках из Смоленска в Уфу желаемый образ, который был поставлен в Уфимском соборе, отчего он и назван Смоленским».
Собор был уникальным, в течение последующих почти 200 лет он оставался единственным каменным храмом в крае. Многие работы П.Ф. Ищерикова посвящены исследованию его истории и архитектуры. По его мнению храм, отличавшийся простотой постройки и изяществом, сооружался зодчими новгородско-псковской школы. Собор был небольшим, размеры его в плане составляли примерно 1915м (алтарь 415м, центральный храм 1515м), но сравнительно высокий (до 20 м). Стены выложены из большемерного кирпича (101530 см), толщина восточных и западных стен была 1,5 м, северных и южных 1,3 м, высота до карниза 7 и 6 м. Для улучшения акустики в стены собора под сводами строители вмуровали голосники — глиняные горшки, обращенные отверстиями наружу, они служили резонаторами. Расположены голосники были на равном расстоянии друг от друга, в две линии, в шахматном порядке. На карниз стен опирался высокий каменный свод, который по углам на барабанах и в центре на кубе имел пятиглавие с коваными крестами. Барабаны и куб в центре каждый с двух сторон обнимали объемные кокошники, повернутые наружу в два яруса, один над другим. На барабанах были барельефные бойницы. Храм расписали фресками, пол выложили каменными плитами. Алтарь, как это делали в древних храмах, состоял из трех частей: в средней находился престол, в левой, отделенной аркой, — жертвенник, а в правой, отделенной от средней капитальной стеной, в которой проделана дверь, — диаконник (ризница). Против иконостаса, под сводами были устроены хоры. Кирпичи для строительства собора изготовляли на месте. В XX веке при археологических раскопках недалеко от собора обнаружили следы напольных печей для обжига кирпича.
После сооружения собора его стены окрасили в белый цвет, а потом покрыли «червленой» (багровой) краской, что очень гармонировало с цветом черепичной кровли. Отдельно от собора с северной стороны возвели четырехъярусную колокольню, высота ее была не менее 30 метров, в нижнем ярусе ее толщина стен составляла около 2,5 м. Собор и колокольня были построены в духе русских оборонительных церквей XVI—XVII веков и являлись частью крепостных укреплений, за их толстыми стенами жители укрывались от стрел неприятелей и могли найти последнее убежище — если бы крепость была захвачена. По описанию П.Ф. Ищерикова в помещения второго этажа колокольни Смоленского собора вели две двери, в толстых каменных косяках — наружная железная, вторая (внутренняя, тепловая) — деревянная. В начале 1950-х годов, когда в колокольне уже находился гараж, эту железную дверь попытались утилизировать, «…на полметра ломами пробили стену. Но толку не добились, отступились. Дверь, несмотря на раны в стене, крепко держалась особо устроенными петлями, сидевшими глубоко в стене».
В 1679 году дворянами Артемьевыми к Смоленскому собору был поставлен придел с южной стороны во имя святых апостолов Петра и Павла, а в 1686 году сотником Курятниковым построен придел с северной стороны во имя Святителя Николая. В соборе хранилась чудотворная икона Казанской Божьей Матери, явленная, по преданию, в начале XVII века близ деревни Кадомцовой, которая уже в 1622 году называлась селом Богородским. Первоначально образ хранился в Богородском, но затем был перенесен в Уфу в Смоленский собор. С 1674 года из Уфы в Богородское начал проводиться крестный ход с чудотворной иконой.
О первоначальном православном духовенстве города Уфы сведений сохранилось очень мало. Так, в 1593 году царь Фёдор Иоаннович пожаловал протопопа Казанской церкви Адриана и весь причт участком земли от места «глаголемого Усолье до реки Уфы и городища». В 1636 году протоиереем Смоленского собора был Стефан Васильев, в 1650-х годах Елевферий, в 1696 г. Стефан Евстафиев. В середине XVII века причт собора состоял из священника, диакона, дьячка и пономаря. В 1623 году в посадской Троицкой церкви служил священник Федор Севастьянов, в 1657—1672 годах Иван Стефанов, до этого священником был его отец Стефан Иванов, который «овдовел и постригся».
Основателями и строителями монастырей, которые вскоре после основания Уфимской крепости возникают вблизи острога и по течению реки Белой, могли быть не только иноки, прибывавшие вместе с военными дружинами, но и монахи-отшельники, которые, по сохранившимся преданиям и некоторым косвенным данным, еще задолго до основания Уфы жили в пещерах Уральских гор, особенно по берегам реки Белой. В.О. Ключевский в своих работах писал о том, что в средневековой Руси первоначально монастыри строились в основном в городах или ближайших окрестностях, «…но с XIV века среди северного русского монашества быстро и сильно развивается движение в лесную пустыню… Пустынный монастырь признавался совершеннейшей формой общежития, основание такого монастыря — высшим подвигом инока. Найти место, где бы «уединиться от человек» было важной заботой для отшельника, манили дебри, где были бы «леса горны, блата, мхи». Так продолжалось и в XVI веке». Отдаленный и глухой башкирский край мог привлекать христианских подвижников, так как изобиловал «чащами непроходимыми», и на первых порах местное население не было настроено враждебно. Р. Г. Игнатьев, придерживался мнения, что «при татаро-монгольском владычестве в здешних краях, когда православная вера пользовалась полнейшею свободой» (как известно золотоордынские правители были достаточно веротерпимы), «…всякий, кто бы ни был, мог не только свободно переселяться в здешний край, но и пользоваться землями и водами. Что же касается христианской веры, то первые ее начатки были еще далеко до пришествия сюда русских людей или того времени, как вскоре после падения царства Казанского здешний край признал над собой власть Русского православного царя. Конечно, до того времени, как здешний край стал русским, не было монастырей в том виде, каковыми они являлись в России, но в лесах и горах тогда называемой Башкирии могли жить пустынники и не только по одному, но и по несколько человек вместе, составляя из себя как бы братства: эти братства пустынников были всегда началом учреждения монастырей… как и все вообще древние русские монастыри». Существовали и устные предания об монахах-отшельниках, живших по берегам реки Белой. По сообщению Р.Г. Игнатьева, во время трудного плавания и бури рабочие на баржах, плывших по реке, говорили: «Помогите нам, святые угодники, неведомые пустынножители здешних гор». Ученый записал еще одну легенду. В 3 верстах от города Уфы, к деревне Глумилиной с правой стороны старой сибирской дороги в середине XIX в. примыкал лес, называемый «Попово жилище», — «в этом лесу, как говорит предание, очень давно, как еще начиналась Уфа, при царе Иоанне Грозном, поселился черный поп (иеромонах), родом Пошехонец. Черный поп долго жил в этом лесу пустынником, а потом переселился за р. Каму, в нынешний Осинский уезд Пермской губернии, где и основал монастырь».
После основания уфимского острога рядом с ним возникают три монастыря: Сергиевский мужской, Успенский мужской и Христорождественский женский. По сведениям П.Ф. Ищерикова Сергиев монастырь был основан в начале XVII века, но просуществовал недолго (был сожжен ордынцами).
Успенский мужской монастырь был основан в конце XVI — начале XVII веков за рекой Сутолокой на горе, в районе нынешней улицы Сочинской в месте, где впоследствии находился вновь образованный в XIX веке женский монастырь. По данным П.Ф. Ищерикова Успенский монастырь основали иноки Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря. Местность, где располагался монастырь, называлась «Усольем», на этой стороне в крепостной стене были Усольские ворота и башня. При Уфимском Успенском монастыре было две церкви — Успения Пресвятой Богородицы и Богоявления Господня. В XVII веке уфимские монастыри походили на небольшие крепости: «были окружены рвами и валами с бревенчатым частоколом и нередко «сидели в осаде». Они не раз подвергались нападению и разорению.
Христорождественский женский монастырь по данным П.Ф. Ищерикова находился в непосредственной близости от стен острога, в сотне метров севернее, на высоком крутом левом берегу ограждавшего острог оврага, где находился современный завод горного оборудования. Это подтверждается и по известному рисунку из рукописи П.И. Рычкова «Известия о начале и состоянии Оренбургской комиссии». В 1744 году художник Оренбургской экспедиции сделал два рисунка Уфы: на виде города с юга за левой частью кремлевского холма видны контуры церквей женского монастыря. По грамоте от 1619 года царь Михаил Федорович пожаловал Христорождественскому женскому монастырю луговую землю за рекой Белой, близ города Уфы, и велел давать из Уфимской казны игуменье и монахиням (их было около 40) денежное и хлебное жалование. При женском монастыре было две церкви: в честь Рождества Христова (холодная) с приделом во имя святого Алексия человека Божия (теплым) и в честь Рождества Иоанна Предтечи. При церквах служил один священник, дьякон, дьячок и пономарь. Женский монастырь в отдаленной военной крепости, как мы видим, был достаточно населенным, гарнизон в эти годы не превышал 300 человек, в монастыре же было около 40 насельниц. Объяснить это можно тем, что служба уфимских ратных людей была нелегкой, например, по переписи 1647 года в Уфимской крепости числилось более половины дворов «вдовьих», и в Христорождественском монастыре находили приют многие вдовы и осиротевшие дочери стрельцов и других служилых людей.
В начале XVII века кроме Смоленского собора, находящегося внутри острога, и Троицкой церкви на «прихождение православному христианству» на посаде уфимской крепости были выстроено еще несколько храмов. К сожалению, точные годы основания и многие факты их истории остаются мало изученными. В 1759 году пожар уничтожил все деревянные постройки уфимского кремля, сгорели и архивы с древними документами. О первоначальных уфимских храмах историки Уфимской епархии уже в середине XIX века писали, ссылаясь в большей степени на предания.
Четыре церкви — Сергиевская, Михаило-Архангельская, Воздвиженская и Рождества Богородицы находились в восточной части посада.
Деревянная Сергиевская была построена за рекой Сутолокой на месте, где сейчас находится современная Сергиевская церковь. По данным К.П. Херувимова прибывшие из Москвы стрельцы и пушкари построили эту церковь во имя Преподобного Сергия Радонежского «по особому уважению их к сему святителю, который с древних времен считается на Руси покровителем артиллерии, а также потому, что Преподобный Сергий считался небесным патроном Москвы». По сообщению А.А. Пекера «Сергиевская церковь построена, как утверждают, переведенцами из Троицкого Сергиевского посада Московской губернии и освящена по этому случаю во имя преподобного Сергия Радонежского». П.Ф. Ищериков считал, что эту церковь основали монахи Уфимского Сергиевского монастыря сожженного ордынцами. Церковь впоследствии стала принадлежать пушкарям, покровителем которых в Москве был Сергий Радонежский.
Как считал П. Ф. Ищериков, деревянная Воздвиженская церковь находилась на углу современных улиц Сочинской (бывшей Усольской) и Кавказской (бывшей Блохинской). При церкви было кладбище, которое было обнаружено в 1950-х годах при строительстве кинотеатра «Луч». По сведениям М. Сомова, приведенным в «Материалах по истории города Уфы» Д. С. Волкова, при Воздвиженской церкви была еще одна — теплая во имя Михаила Архангела, но в 1805 году обе эти церкви сгорели.
Точное местонахождение Михаило-Архангельской церкви не известно, видимо, храм стоял где-то в начале современной улицы Сочинской. П. Ф. Ищериков считал, что она была построена стрельцами и стояла возле Сергиевской церкви «…в память этой сгоревшей церкви в ограде Сергиевской церкви и посейчас стоит уже обновленная часовенка». Часовня эта сохранилась и по сей день. В «Отводной книге по Уфе» сохранилась запись о наделе в 1624 году уфимского монастыря землей, к сожалению, в некоторых местах утраченная — «бил челом государю…Успенье Пречистые Богородицы монастыря и государева ангела Михаила мо… поп Антоней да старцы… з братьею». Можно только предположить, что в тексте говорится о «государева ангела Михаила» церкви или монастырской церкви. Это может быть еще одним подтверждением существования в Уфе древней Михаило-Архангельской церкви.
К Михаило-Архангельскому храму были приписаны два уфимских кладбища — Успенское и так называемое скудельничее. Успенское находилось в районе сближения нынешних улиц Коммунистической и Худайбердина. В «Летописи уфимской Успенской церкви», находящейся в «Материалах по истории города Уфы», указано, что в конце XVIII века Успенское кладбище с церковью Успения Божьей Матери приписано было к церкви Святого Михаила Архангела, существовавшей в Уфе на Усольской улице. Уфимское скудельничее кладбище стояло в поле, где потом находилась Бекетовская (ныне Социалистическая) улица. На нем погребали нищих, неизвестных странников и умерших насильственной смертью. На кладбище была деревянная часовня, построенная в честь Святого Георгия Победоносца, часовня эта сгорела в 1821 году. Из этой часовни, по сообщению Р.Г. Игнатьева, в Успенский монастырь, видимо после пожара, был перенесен деревянный крест, по преданию современный основанию Уфы.
К.П. Херувимов приводил данные, что в Уфе существовала древняя ветхая Рождество-Богородская церковь, «…но где эта церковь находилась, за неимением данных сказать не можем, думаем только, что она находилась около нынешней Сергиевской церкви». И.Е.Златоверховников в книге «Уфимская епархия» писал, что в Сергиевской церкви хранятся несколько очень древних икон, в том числе перенесенные из бывшей Рождественской церкви.
На месте, где сейчас расположена уфимская Покровская церковь, в начале XVII века на посаде уфимской крепости, на склоне оврага построили одну возле другой две деревянные церкви: в честь Покрова Пресвятой Богородицы (холодную) и во имя Святителя и Чудотворца Николая (теплую), существовавшую уже в 1617 году. В Покровской церкви хранилась старинная икона Покрова Пресвятой Богородицы.
В конце улицы Фрунзе (бывшей Ильинской) до середины 1930-х годов стояла каменная Ильинская церковь. В советское время на этом месте после сноса церкви построили административное здание и 14-ти этажный жилой дом (ул. Фрунзе, 64 и 66). В начале же XVII века на уфимском посаде, на пригорке за ручьем, здесь были выстроены две небольшие деревянные церкви — Ильинская (холодная) и во имя святых мучеников Фрола и Лавра (теплая). В XIX веке в Ильинской церкви хранились древние святыни — икона святого Пророка Илии и икона мучеников Фрола и Лавра, а также Евангелие, напечатанное при царе Алексее Михайловиче. На этой стороне уфимской крепости в стене «Большого города» находились Фроловские ворота и две деревянные башни: Ильинская и Фроловская. В конце 1940-х — начале 1950-х годов при строительстве здания Нефтесбыта было обнаружено древнее кладбище, бывшее при Ильинской и Фроловской церквях.
На улице Октябрьской революции, д. 37а (бывшей Большой Казанской) сохранилась главная часть здания Спасской церкви. В XVII веке на этом месте стояла деревянная церковь в честь Благовещения Богоматери. В 1950-х годах при строительстве здания треста «Нефтепроводмонтаж» (ул. Октябрьской революции, 39) было вскрыто более 150 погребений старинного кладбища.
Возможно, что в будущем будут проведены археологические исследования, и это поможет установить более точное местоположение первых уфимских православных храмов, или обнаружены какие-то новые документы по их истории. Эта тема, несомненно, требует дальнейшего всестороннего изучения.
Наиболее полный перечень уфимских церквей, а также список священно- и церковнослужителей Уфы на начало XVIII века сохранился в «Материалах по истории Уфы» Д.С. Волкова, где приведена копия из Ланратской книги по городу Уфе 1718 года, содержащей данные по подворной переписи жителей города. К этому времени при девяти уфимских церквах служили: соборный протоиерей, ключарь соборной церкви, 13 священников, 5 дьяконов, 3 дьячка, 7 пономарей.
Такими были время и обстоятельства возникновения первых православных храмов и монастырей Уфы в конце XVI—XVII веков.
Хотелось бы подробнее написать о дальнейшей истории Смоленского собора и Троицкой церкви. Первый православный храм Уфы деревянная Троицкая церковь сгорела от удара молнии 11 июня 1797 года. В этот день над Уфой разразилась страшная гроза, она осталась ярким детским воспоминанием Сергея Тимофеевича Аксакова и описана писателем в книге «Детские годы Багрова-внука». По сведениям М. Сомова, хранящимся в «Материалах по истории Уфы» Д.С.Волкова, во время этой грозы молния ударила в главу Троицкой церкви, в то же время двумя другими ударами пробило в Смоленском соборе среднюю главу и свод церковный и опалило весь иконостас в холодной церкви, у Воздвиженской же церкви загорелась колокольня. Сгоревшая Троицкая церковь больше уже не восстанавливалась. Вынесенные во время пожара из храма утварь, древние иконы, царские врата были перенесены в Смоленский собор. П.Ф.Ищериков в одной из своих статей писал, что часть этих икон теперь хранится в Уфимском художественном музее им. М.В. Нестерова.
В 1759 году во время пожара Уфы, когда полностью сгорел деревянный кремль, значительно пострадал и Смоленский собор. Вскоре после этого собор исправили, как и после пожара в 1816 году. В 1772 году по нижний ярус разобрали колокольню, так как верхняя ее часть «пошатнулась», надстроили ее только к 1799 году. К приезду в Уфу царя Александра I Петропавловский и Никольский приделы были сломаны, а вместо них была сделана большая пристройка (трапезная) с западной стороны, где были устроены и оба придела. После того, как в Уфе в 1841 г. построили Воскресенский собор, Смоленский был сделан приходской церковью и переименован в честь Святой Троицы в память о первой уфимской Троицкой церкви, сгоревшей в 1797 году. Придел Святителя Николая был переименован в честь чтимой иконы Смоленской Божьей Матери.
После революции судьба Троицкой церкви, как и большинства православных храмов, оказалась трагичной. В 1933 году ее закрыли. Древнейшие уфимские иконы и утварь были уничтожены, только небольшая их часть оказалась в художественном музее. Долгие годы церковь использовалась для различных хозяйственных нужд. В 1955 г. власти приняли решение об ее уничтожении. В Уфимском историческом архиве в личном фонде П.Ф. Ищерикова хранится объемное дело — «Материалы по сохранению исторического памятника — Смоленского собора в Уфе, 1955—1956 гг.». В нем десятки писем, телеграмм, статей Петра Федоровича в различные московские и местные ведомства, видным ученым и архитекторам, в Министерство культуры СССР, есть даже письмо к Хрущёву, и в каждом письме боль, горечь и отчаянные попытки спасти уникальный памятник. Но все было тщетным, и как итог на титульном листе дела рукой П.Ф.Ищерикова написано: «Взорван в ночь 2 и 3 июня 1956 г., и вечером 5 июня, 6 взрывов по два каждый раз». Кремлевский холм был частично срыт и на его вершине построен Монумент Дружбы.
Из древнейших уфимских церквей нам известен облик каменного Смоленского собора. Какими были старинные деревянные церкви не известно, за исключением Троицкой церкви. На рисунке из рукописи П.И. Рычкова 1744 года на виде города с юга, на берегу Белой, немного левее кремлевского холма, хорошо видна Троицкая церковь. По внешнему облику она, скорее всего, относилась к типу распространенного на Руси шатрового храма. В основе его лежит черырехстенный сруб — четверик, на него поставлен восьмигранный — восьмерик, а венчает сооружение шатер с главкой. По причине частых пожаров в Уфе сейчас уже невозможно установить, изображена на рисунке первоначальная обыдённая церковь или уже более поздняя постройка, но какой была Троицкая церковь в середине XVIII века, мы можем себе представить.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле