> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

Звёзды мне мигают.
Утром прячутся опять,
Будто бы играют.

Но однажды в детский сад
Я пошла с сестрою —

ОДИНОЧЕСТВО

— Расти! Будь добрым, мой сынок,
Тогда не будешь одинок!.. —
С улыбкой папа мне сказал
И мотоцикл свой отдал.
Взгляните, мотоцикл — мой!
И я на улице — герой!..

И отвернулись от меня.

Стоит мой мотоцикл.
Он зря мотором цикал!..

Эй! Возвратитесь же, друзья!
Совсем не жадничаю я!
Ведь мы прекрасно будем жить —
Кататься вместе и дружить!

ГРЕБЕШКИ НА ДОМАХ

Весной я глянула в окно —
Соседский вижу дом:
— Ах, как он выглядит чудно!
Гребёнки над окном!

Как только солнце припечёт —
С них капает вода!
И в каждой капле, чёт-нечёт, —
Играет радуга!

Они в них могут жить?
Телёнок в лужах облака
Зачем-то начал пить...
Ой, как круглы его бока!
Он, что же, выпил облака?!

ГОРОШИНКИ ПАДАЮТ

С небес посыпался горох.
Ну, что ж, совсем неплохо!
Наверно, будет суп неплох

Владислав Симонов

г. Уфа, шк. № 71, 7 «Б» класс

ПОХОД В ЛАКЛИНСКУЮ ПЕЩЕРУ

Южный Урал богат пещерами.
Люди в древние времена использовали пещеры под зимнее жилье, в ненастье и как храмы для совершения магических обрядов. Об этом свидетельствуют многочисленные наскальные рисунки, магические знаки и культурный слой из остатков костров, костей и предметов быта, сохранившихся еще со времен палеолита. Где-то изображения сохранились, где-то скрыты обвалами, уничтожены экологией или самим человеком. В нашей республике рисунки сохранились в Шунгальташе (Каповой), Идрисовской и других пещерах.
Говорят, что в пещерах формируются жизнеобеспечивающие вибрации, распространяющиеся на огромные пространства, которые благоприятно действуют на генокод и психику человека, проживающего в этой местности.
В последнее время обстановка меняется, в районе пещер появились грунтовые воды, пещеры обводняются, разрушаются, происходит искажение жизнеобеспечивающих вибраций, они исчезают. Возможно, поэтому на смену им появляются всевозможные заболевания, не типичные для наших мест. Этому способствует деятельность человека, в том числе и по искусственному обводнению, повышению грунтовых вод из-за созданных водохранилищ.
Лаклинская пещера находится в двух километрах западнее селения Лаклы, в долине реки Лаклы-елга, в Салаватском районе республики Башкортостан.
И как-то рано утром моя сестра Юля и ее муж Эдик предложили посетить ее. Они в ней не раз уже бывали и были знакомы с этой местностью.
Мы быстро собрались и поехали. Во время сборов я уделил особое внимание источникам света, то есть электрическим фонарям, свечкам и спичкам.
В конце пути мы увидели ту самую Лаклы-елгу (в переводе с башкирского Лаклы-реку). Ширина этой реки около пяти метров, а глубина не превышает полуметра. Проехав чуть дальше, мы оставили автомобиль на обочине дороги, прошли к реке и по камням перебрались на другой берег. Он был покрыт невысокой травой, среди которой местами проглядывали большие серые камни почти кубической формы. Перед нами возвышалась отвесная скала желто-оранжевого цвета, на ее вершине росли сосны и березы. Высотой скала была метров сто. Эдик указал на еле заметную нишу, расположенную чуть выше середины, и сказал, что пещера находится там.
Юлия осталась у подножья горы готовить ужин на костре, а мы двинулись в путь.
Наконец мы нашли крутую горную тропинку, ведущую прямо к нише в скале. Подниматься по ней было очень непросто. В конце пути мы уже с трудом карабкались вверх.
Добравшись до площадки, имеющей вид подковы, мы проверили работоспособность наших фонарей. Со стороны скалы имелось два отверстия, расположенных одно над другим и будто бы утопленных в нее. Это и был вход в Лаклинскую пещеру. Выше входа в пещеру продолжался крутой, а местами почти отвесный подъем в гору. С площадки открывался красивый вид на реку Лаклы-елга, протекавшую внизу и казавшуюся отсюда маленьким ручейком. Мы с Эдиком зачарованно смотрели на красиво уходящие вдаль холмистые горы. Обернувшись, необычно было видеть эти мрачные отверстия, ведущие в пещеру.
Эдик поднял с площадки небольшой камушек и кинул его в верхнее отверстие. Потом произошло то, чего я никак не ожидал: из пещеры, шелестя крыльями, вылетело около двух десятков голубей. Все они полетели вверх и сели на растущие на вершине скалы деревья. Эдик пояснил мне, что голуби делают гнезда у входа в пещеру и что, когда он был здесь в первый раз, они здорово его напугали, вылетая из темноты прямо на него.
Мы начали спускаться в пещеру. С самого начала возникли трудности, у входа нужно было спускаться по довольно крутому откосу, осложнялось все тем, что спуск был сырой и скользкий. Кое-как мы спустились и включили электрические фонари. Наши глаза еще не привыкли к темноте, царившей в пещере, и казалось, что фонари не работают.
Здесь, у входа, солнечный свет еще немного разгонял густой мрак. Лучи света падали прямо на узкую, длинную щель, расположенную горизонтально в нижней части стены прямо перед нами. Эта щель уходила вглубь и заканчивалась завалом камней. Эдуард сказал, что туда стекает вода, когда попадает в пещеру через входное отверстие. Таким образом, в остальных местах сохраняется относительная сухость.
От входа мы повернули налево и пошли вглубь по темному проходу. Теперь я убедился в огромности этой пещеры: мы шли примерно посередине хода и свет наших фонарей едва касался потолка и стен. На плохо освещенном потолке, казалось, были выдолблены какие-то древние изображения. Здесь были причудливые выступы, похожие на руки, тянущиеся со свода, их называют сталактитами. Темные ниши в потолке, казавшиеся колодцами, щитообразные впадины, высшая точка которых была скрыта от нас в густом мраке. Все это произвело на нас огромное впечатление.
Мы шли по камням причудливой формы. С нижней стороны они были неровные, выпуклые, а с другой, верхней, стороны они были относительно гладкие и очень скользкие. Кроме того, камни еще качались под нами. Если наступить на край такого камня, он накренялся, и можно было здорово поскользнуться. В диаметре они были чуть меньше метра. Я предполагаю, что во время землетрясения, произошедшего, по-видимому, в те далекие времена, когда эта местность еще не приобрела своего окончательного вида, нижние слои потолка осыпались, что доказывает плоская верхняя поверхность камней. Идти по таким камням было непросто.
Пол был неровный, он то резко уходил вниз, то резко повышался в виде каменистого кряжа.
В стенах мы заметили несколько черных отверстий. Заинтересовались, подошли к одному из них. Темная, идеально круглая дыра была в пяти метрах над нашими головами. Мы могли бы забраться в нее по камням, но камни были скользкие, и мы сочли это ненужным и опасным.
Пещера имела множество закоулков, тупиковых ниш, неясных поворотов. При огромной ширине ее проходов здесь можно легко заблудиться, особенно если принять во внимание, что наши фонари еле разгоняли мрак. У нас не было никакого плана пещеры, поэтому мы шли по ней, как Колумб когда-то плыл по Атлантическому океану. И так же, как он принял Америку за Азию, мы могли принять тупиковую нишу за конечную точку лабиринтов. Возможно, мы ошибались, но согласились, что для более хорошего обследования пещеры требуются, соответственно, более мощные фонари, чем у нас. Мы также решили, что если будем искать среди множества ниш и закоулков продолжение прохода, то просто заблудимся. Таким образом, мы решили идти обратно. Причем найти верный путь среди сбивающих с толка ниш было непросто. Наконец, после долгих блужданий по пещере, мы увидели ослепительно белое отверстие в стене слева от нас. Это был выход. Мы обрадовались и поспешили подняться по скользкому подъему, ведущему к этому белому отверстию.
Наше возвращение было встречено громким шелестом голубиных крыльев. Как только мы выбрались из Лаклинской пещеры, нас обдало волной теплого воздуха и мы почувствовали разницу температур — в пещере она не превышала десяти градусов тепла по Цельсию, а на поверхности была больше тридцати.
Мы радовались, что наконец-то без происшествий выбрались из пещеры, только хорошенько испачкались. Однако на этом наши приключения не закончились.
Выше я уже говорил о том, что горная тропинка, по которой мы забрались на площадку, шла дальше и вела на вершину скалы. Мы оба решили потратить оставшееся время на то, чтобы туда взобраться.
Тропинка круто шла в гору и переходила в отвесную скалу, по которой довольно нелегко было забраться. Здесь была своя опасность. Все плоские с верхней стороны выступы скалы были усеяны шишками с растущих выше сосен. Наступив на шишку, можно было поскользнуться и слететь вниз с большой высоты. Поэтому приходилось сталкивать шишки вниз, прежде чем ступить на выступ. Это значительно замедляло наше восхождение.
Пройдя половину пути, мы нашли виновника наших неудобств. Это была сосна обыкновенная. Сосны очень неприхотливы, они растут на плохих почвах, болотах, песках и даже в трещинах скал. Главное их требование — хорошая освещенность. В лесу сосны ровные, стройные, хвоя у них растет только на самой верхушке, здесь же они были раскидистые, а хвоя росла где попало.
Наконец мы «доползли» до самой вершины скалы и оказались на поляне, поросшей невысокой травой и березами. Из-за сосен с площадки ничего не было видно. Тогда мы выбрали две удобные березы, залезли на них и стали наслаждаться открывшимся пейзажем. Этот вид мы уже видели с площадки у входа в Лаклинскую пещеру, но теперь он открывался с высоты птичьего полета, отчего он казался еще красивее.
У нас не было часов, и мне пришлось определять время по солнцу. Я повернул компас так, чтобы буква «N» — север – указывала на солнце, затем подсчитал количество градусов между буквой «N» и направлением на север, полученное число разделил на 15 (количество градусов, на которое поворачивается земля за 1 час) и после этого получил число шесть. Определилось, что сейчас было шесть часов вечера.
Мы посчитали, что нам пора возвращаться, и, спустившись с берез, стали искать удобное место для спуска с горы. Путь, по которому мы сюда забрались, был отвергнут, так как склон там был очень крутой. Мы прошли вдоль края площадки и нашли более удобный спуск. Он имел вид небольшого ущелья и был усеян обломками скалы, под действием окружающей среды превратившимися в мелкий, легко крошащийся грунт. Спускаться можно было, только придерживаясь за выступы в стенах ущелья, так как массы грунта сыпались под ногами и увлекали за собой. По пути нам попалось одно дерево, породу которого я не знаю, оно было очень сухое и находилось на повороте ущелья. Чтобы повернуть, Эдуард осторожно скатился по грунту, ухватился за самую толстую ветку дерева и, придерживаясь за нее, добрался до стены ущелья. Далее следовала моя очередь. Я осторожно скатился к дереву и ухватился за него, вот только случайно я схватил более тонкую ветку. Она сразу же обломилась, выпала у меня из рук и полетела вниз параллельно склону скалы. Я же схватился за другую, более толстую ветку и завершил поворот. Дальнейший спуск прошел без каких-либо происшествий.
Пройдя через ущелье, мы вышли на площадку у входа в пещеру, а оттуда спустились по крутой тропинке.
Внизу нас встретила Юля, которая успела приготовить ужин на костре. Она сказала, что пока нас не было, со скалы постоянно сыпались камни самых разных размеров.
Поужинав и загасив костер, мы отправились в обратный путь.
Но не успели мы выехать на асфальтированную дорогу, как произошло непредвиденное происшествие. Эдик, сидевший за рулем, почувствовал, что машина стала ехать как-то не так, и заглушил двигатель. Выйдя из автомобиля, мы увидели, что заднее левое его колесо спустило. Эта неприятность происходит довольно часто и в самый неожиданный момент. К счастью, в багажнике было запасное колесо. Чтобы его поставить, я и Эдик приподняли автомобиль домкратом, затем я отвинтил гайки, снял спущенное колесо и, поставив на его место запасное, завинтил гайки. После этого я осмотрел старое колесо и обнаружил на его покрышке маленькое металлическое пятнышко, напоминавшее шляпку гвоздя. Я отверткой подковырнул пятнышко и извлек из колеса маленький гвоздик, теперь стало ясно, почему колесо спустило.
Выбросив гвоздь подальше от дороги, я сел на заднее сиденье автомобиля, и мы снова двинулись в путь.
Скоро мы уже ехали по асфальтированной дороге в направлении дома. Но тут у нас снова начались проблемы, точнее, проблемы начались у машины, в которой мы ехали. Как выяснилось, порвался приводной ремень.
Нам требовалось заменить его запасным, но ни я, ни Эдуард толком не знали, как это делается «по-ученому», поэтому мы стали делать «по не ученому».
У нас ушло полтора часа на то, чтобы снять порванный ремень, и еще один час на то, чтобы надеть новый. Когда все было сделано, мы, возрадовавшись своей смекалке и изобретательности, попытались завести мотор, но тут оказалось, что сел автомобильный аккумулятор. Пришлось заводить машину «с толкача». Выглядело это так: Юлия сидела на месте водителя и заводила автомобиль, а мы его толкали вперед. С третьей попытки нам удалось его завести.
Удивительно, но после всех наших вмешательств в механизм автомобиля он еще работает и даже едет! Это просто чудо!
Наконец, в половине первого ночи мы добрались до дома и заснули усталыми, но счастливыми…

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!