№ 7'07 |
Кадим Аралбай |
|
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСА
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГСИБИРСКИЕ ОГНИОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
Кадим АралбайСурабан-бий — у русского царяПлемя усерган по различным источникам состоит от пяти до девяти родов и более 150-ти родовых подразделений. В ХIХ веке исследователь башкирского края П. Назаров отметил, что наиболее крупными усерганскими родами являются аю, бишей, шишей, сураш, апанды, кунак, аснак, кыуакан и хары1. Р. Кузеев же в книге «Происхождение башкирского народа»2 приводит всего лишь пять усерганских родов. Это: сураш, медведь (аю), волк (буре), бишей (бишей) и шишей (шишей). А в подготовленном Р. Кузеевым для «Башкирско-русского словаря»3 «Списке башкирских племен, родов и родовых подразделений» усерганское племя состоит из шести родов: аю, бишей, буре, сураш, усерган, шишей. Таким образом, история родов усерганских башкир является достаточно изученной, и во многих архивных актах, рукописях и шежере мы находим уже множество дочерних родовых разветвлений и подразделений (ара, тубя, насел), обозначенных по имени того или иного знатного представителя данного рода. Так, в родословной (шежере) усерганских башкир, которая найдена мной, аспирантом ИИЯЛ БФАН СССР, в 1972 году у старожила села Сабырово Зилаирского района РБ, ветерана Великой Отечественной войны Гатауллы Абдулкаримовича Туляшева (1903—1977), можно проследить много нового о родовых подразделениях, селах и деревнях, которые обосновали знатные люди рода — родоначальники. К таким историческим личностям в этом шежере относятся следующие: Муйтен-бий (современник Чингиз-хана) → его сын Шакмалы-бий → его сын Бурака-бий → его сын Черка-бий → его сын Мангут-бий → его сын Урал-бий («родившийся на Урале») → его сыновья: старший Анса-бий — отец (глава) канаклинцев (канаклы атахы); второй сын Ятаби-бий — отец куаканцев (кыуакан атахы); третий сын Арбан-бий — отец рода апанды (апанды атахы); четвертый сын Сурабан-бий — отец кугарчинцев (кугэрсен атахы). Здесь под термином отец (атахы) составитель шежере подразумевает родоначальника, от которого берет свое начало новообразованное родовое подразделение ара (аймак, зат-ырыу, насел-насеб). Можно продолжить список имен некоторых из них — глав родов или родовых подразделений, которые далее встречаются в шежере усерган, найденном в селе Сабырово: Котлокадам — родоначальник рода аю (айыузар атахы); Бишей — глава рода бишей (деревни Аралбай, Верхний и Нижний Гали, Салях, Бикьян, Канзафар и др.); Кудаш (козаш) — родоначальник рода кунак (кунактар атахы); Ашмак-батыр — глава рода аксак (акхактар атахы); Давлеткул — родоначальник рода сары (харылар атахы); Теляу-батыр сын Таймаса — родоначальник кусербаевцев; второй сын Таймаса Бабай — глава родового подразделения шыкыр (шыкырзар атахы) или деревень Карьян, Тиргамеш, Акьяр и др.; от четвертого сына Таймаса Мамбетали родился Актуш, от которого начинается родовое подразделение сова (око). Итак, одно только шежере усерган селе Сабырово зафиксировало для истории названия семи родов, о которых писал еще П. Назаров (аю, бишей, шишей, апанды, кунак, кыуакан, сары) и свыше десяти родовых подразделений (ара) с их прямыми родоначальниками. Теперь обратим внимание на одного из этих родоначальников родового подразделения (ара) — Сурабан-бию, вокруг имени которого до сих пор много неясностей. Р. Кузеев в книге «Башкирские шежере»4 опубликовал фрагмент одной родословной, фотокопия которой, помещенная на стр. 260, не имеет нумерации и заголовка — к какому роду-племени относится данное шежере? Тем не менее, на стр. 78 и 80 книги Р.Г. Кузеев дает транскрипцию и перевод текста, помещенного на фрагменте той родословной. Текст в оригинале арабской графикой очень мал — всего шесть строк. Поэтому уместно будет здесь привести их полностью.
Сурабан-бий Этот Сурабан в то время, когда башкирский народ ходил к Ивану Васильевичу, чтобы стать его подданным (дословно преклонить голову), был отдан для доверия указанному хану (в качестве) аманата; после того как в городе Казани около хана прожил несколько лет, он умер. И когда Сурабан был жив, он взял себе жену из (среды) татарского населения из рода Голубь, поэтому потомство Сурабана известно под названием голубь. По содержанию текста легко можно догадаться, что Сурабан жил во времена присоединения башкирских племен к Русскому государству, и, стало быть, он находился в Казани в качестве аманата (заложника) башкирского народа у русского царя после 1557 года. В тексте нет сведений о том, кто и откуда родом Сурабан. Не указано также, что он из знатного рода (т.е. бий), а не холоп. Заголовок к тексту «Сурабан-бий», видимо, поставил автор-составитель книги «Башкирские шежере», т.к. в оригинале (фрагменте фотокопии на стр. 260) такого заголовка нет. В кратком комментарии книги, данном Р. Кузеевым5, говорится: «Сведения о том, что башкиры в момент присоединения (к Русскому государству — К.А.) оставляли в Казани аманатов (заложников), в других шежере не встречаются. Вероятно, не все башкирские племена оставляли заложников, а только те, которые не добровольно, а в силу сложившихся обстоятельств, под нажимом признали верховную власть русского царя. В частности, это относилось, видимо, к восточным табынским родам (кугарсен — голубь — одна из родовых групп восточных табынцев), которые долгое время находились под властью или под влиянием враждебных России сибирских царевичей Кучумовичей». В монографическом труде Р.Г. Кузеева «Происхождение башкирского народа» (Этнический состав, история расселения)6 ни в главе V. «Северо-восточные башкиры» (стр. 194—298), ни в разделе «История расселения табынских башкир на южном Урале» (с. 279—298) уже ни единым словом не упоминается прежнее его предположение относительно принадлежности Сурабан-бия к восточным табынским родам. И в этой монографии, где автором приведен указатель башкирских этнических и родо-племенных названий, род кугарсен (голубь) мы не находим (с. 553—560). Не найдем мы это название и в исследовании последних лет молодого ученого-историка Алима Зарипова6 из Учалинского района «Отчий край ты мой, Яик-юрт», в которой автор подробно исследует древнюю историю восточных табынцев и их взаимоотношения с Кусюм-ханом, Ногайским ханством и Русским государством. И это так называемое «отсутствие» в этих трудах родового подразделения кугарсен вполне правомерно по причине того, что это самое ара, у восточных табынцев, никогда и не было. Но почему тогда Р. Кузеев относит происхождение Сурабан-бия к восточным табынцам? Это пока остается загадкой. Тогда давайте обратимся к другим источникам. Исследователь периода присоединения Башкирии к Русскому государству историк А. Усманов в 1960 г. под редакцией Р.Г. Кузеева (!) выпустил книгу по данной теме, где он со ссылкой на тот фрагмент шежере на стр. 260 из книги «Башкирские шежере» пишет: «В шежере указывается имя первого аманата из башкир, находившегося в Казани. По материалам, опубликованным Бикбовым, первым аманатом от усерганцев был «потомок Мюйтен-бия (современника Чингис-хана) — Сурабан-бий. Институт аманатов, введенный при принятии башкирами русского подданства, в Башкирии существовал долго...»7. Вот он — наш герой, Сурабан-бий! К сожалению, о нем А. Усманов больше ничего не сообщает. Но его ссылка на некоего Бикбова должна служить нам лучом, который прольет свет на темные пятна этой истории. Аманат — по объяснению доктора исторических наук Н. Демидовой означает — «заложник». Заложники брались с нерусского населения Российской империи как гарантия подданства. Кроме того, они брались во время восстаний»8. «Для подкрепления своей клятвы в верноподданичестве башкиры обязались представлять от каждого рода заложников (аманатов), посменно, из представительных фамилий», — читаем мы исторические записи Ю.С. Бикбова9, — Первым заложником от Усерганского рода был Чурапан-бий (Сурабан-бий — Ред.), потомок Мюйтен-бия (современника Чингиз-хана), на 7-м от него колене. Предание о нем говорит, что Чурабан-бий, живя заложником в Казани довольно продолжительное время, женился там на татарке, именовавшейся Кугарчей и, прожив недолго с ней, умер, оставив после себя от Кугарчей малолетнего сына, которому, умирая, завещал найти впоследствии его родину...». Юлбарыс Сураголович Бикбов был хорошим знатоком истории и отлично понимал, что каждое известие о жизни башкир в будущем будет полезным для их потомков. «Вторым заложником был правнук князя Бикбова Шигай, признанный русским правительством в тарханском достоинстве, — пишет далее Ю. Бикбов в своей пространной статье «Башкурды». Последним заложником Усерганского рода был также потомок Мюйтен-бия, по прямой нисходящей от него линии Нарынбай Куватов, доживший до глубокой старости (более 100 лет), награжденный чином VIII кл. и умерший в конце 1830-х годов». «Потомок Мюйтен-бия (современника Чингиз-хана) на 7-м от него колене»... — пишет Ю. Бикбов о Сурабан-бие. Вот и пришла пора обратить взоры на генеалогическое древо усерганских башкир. В шежере, представленном нам Г.А. Туляшевым из села Сабырово Зилаирского района, как нельзя лучше сохранены поколения, начиная от Мюйтен-бия: «Хана Чингиза современник он рода (страны) Усерган Мюйтен-бий — его сын Шакмалы-бий — Бурака-бий — Сарка-бий — Мангут-бий — его сын, рожденный на Урале, Урал-бий, его четыре сына: старший Анса-бий — глава канаклинцев, Ятаби-бий — глава куаканцев, Арбан-бий — глава рода апанды, Сурабан-бий — глава кугарчинцев. Последние как раз и являются прямыми потомками Мюйтена на седьмом колене, как об этом сказано у историка Ю. Бикбова. Чуть ниже по генеалогической таблице правнук Арбан-бия — Сарыбаш-бий (мурза) — его сын Сарыш-бий — его сын Акмачук. В фотофрагменте шежере, который приводит Р.Г. Кузеев на стр. 260 книги «Башкирские шежере», мы видим то же самое: Сарыбаш-мурза прямой линией соединен с Сарыш-бием, а от него вниз тянется линия к Акмачуку. А Сурабан-бий находится справа от них отдельно, чуть выше Акмачука. Как они все могли оказаться рядом, вместе, на одном листе шежере, если бы они не были из одного рода!? Они все — прямые потомки Мюйтен-бия, родоначальника племени усерган. И как можно было не учитывать все эти явные аргументы в комментариях книги «Башкирские шежере» — откуда же родом этот Сурабан, первый аманат (заложник) башкирского народа у русского царя после исторического акта присоединения в 1557 году? Ведь они все четверо (Сарыбаш-мурза — Сарыш-бий — Акмачук и Сурабан-бий) находятся в фрагменте шежере вместе, а не где-нибудь! Расшифровать, так надо же полностью, все имена. В комментариях к шежере башкир племен бурзян, кипчак, усерган и тамъян Р. Кузеев вскользь и очень поверхностно упоминает о тех двух фрагментах шежере, помещенных им в сборник, без номеров и заглавий: «Здесь кроме шежере юго-восточных племен (подчеркнуто мной. — К.А.), публикуются тексты, связанные с именем Тура-хана и Сурабан-бия»10. Как видите, исследователь намеренно или с какой-то другой целью не стал включать текст, связанный с именем Сурабан-бия, в шежере юго-восточных племен, хотя к тому времени уже были известны башкирской исторической науке материалы Ю. Бикбова11 о Сурабан-бие, на которые в своей монографии неоднократно ссылается А. Усманов12. Еще одно доказательство, что Сурабан-бий, служивший с 1557 года заложником (аманатом) в ставке русского царя в Казани, был выходцем из племени усерган, мы находим в «Истории башкир» (Г.Б. Хусаинов. «Тауарихи башкорт». — «Ватандаш», 2006, № 9.С.79—97). Вот краткая история родового подразделения голубь (кугарсен) племени усерган и родоначальника этого рода (ара) Сурабан-бия — первого заложника (аманата) из башкир у русского царя, — который женился на девушке из татарской среды г. Казани из рода голубь. Как пишет Ю. Бикбов, его сын впоследствии вернулся на родину отца и оставил потомство, именуемое у усерган род голубь (кугарсен арахы).
Выводы. Ни родового подразделения, «ни родовых групп», как об этом пишет Р.Г. Кузеев, под названием голубь (кугарсен) у восточно-табынских башкир и вообще у табынцев нет. В доселе известных науке исторических и этимологических источниках названия кугарсен (голубь) значатся в двух местах: в селах Кугарчи и Салих Зианчуринского района РБ, которые относятся к племени усерган, и деревне Теляш Мечетлинского района, относящаяся к племени упей13. Утверждение Р. Кузеева о родовой принадлежности Сурабан-бия якобы к восточным табынцам ввело и продолжает вводить в заблуждение историков. Так, в учебниках и научных трудах14 в качестве примера об институте заложников (аманатов) приводится текст шежере о Сурабан-бие из книги «Башкирские шежере» (1960) в ошибочной интерпретации Р. Кузеева: якобы Сурабан-бий сам из рода кугарсен (голубь)... восточно-табынских башкир. Одна ошибка порождает следующую. Примером тому можно привести высказывания А. Асфандиярова, в которых он упоминает известный комментарий Р. Кузеева о несуществующем шежере восточно-табынских башкир15. Не все оригиналы или копии шежере башкирских племен и родов, использованные при подготовке и издании книги «Башкирские шежере» (1960) Р. Кузеевым, имеются на хранении в научном архиве УНЦ РАН. Возможно, некоторые исторические документы, рукописные материалы и шежере в свое время были приведены Р. Кузеевым из собственного архива или просто они впоследствии не были сданы в архив (рукописный фонд) ИИЯЛ БФАН СССР. В связи с этим предпринятые Башкирским научным центром РАН практические меры по инвентаризации, учету и обработке богатейшего научного архива академика Р. Кузеева во многом будут способствовать скорейшему введению имеющихся в нем материалов в научный оборот. Было бы также большим подспорьем в башкирской археографии ускорение подготовки и издания очередного (второго) тома книги «Башкирские родословные». Как известно, первый выпуск данного свода документов был издан в 2002 г. Распоряжением Президента РБ № 108 от 5 сентября 1995 г. «Об издании научных трудов по истории Башкортостана» и при поддержке Российского гуманитарного научного фонда.
Источники: 1. Назаров П.С. К этнографии башкир. — Этнографическое обозрение. — М., 1890, № 1. 2. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974. С.190. 3. Башкирско-русский словарь. — М., 1996. С. 851_865. 4. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. — Уфа, 1960. 5. Там же. С.200. 6. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа (Этнический состав, история расселения). —М., 1974. 7. Зарипов А.Б. Отчий край ты мой, Яик-юрт. — Уфа, 1998. 8. Усманов А.Н. Присоединение Башкирии к Русскому государству. — Уфа, 1960. С.146. 9. Материалы по истории Башкортостана. Т. VI. — Уфа, 2002. С.736. 10. Бикбов Ю.С. Башкурды. // Оренбургская газета, 1899, № 762, 765, 768, 771, 773, 777, 789. — перепечатка в ж. «Ядкар», 2002, № 3. 11. Башкирские шежере. Уфа, 1960. С. 259—260. 12. Бикбов Ю.С. Указанный труд. 13. Усманов А.Н. Указанный труд. 14. Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал. Уфа, 2001. С.202, 273. 15. История государства и права. — Уфа, 1996; Асфандияров А.З. Башкирские тарханы. — Уфа, 2006. 16. Асфандияров А.З. Указанный труд. С.54—57; Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России. — Уфа, 2006. С. 54—59.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
|
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007Главный редактор - Горюхин Ю. А. Редакционная коллегия: Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсеева С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулейманов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М. Редакция Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76 Заместители главного редактора: Чарковский В. В. (347) 223-64-01 Чураева С. Р. (347) 223-64-01 Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69 Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69 Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69 Отдел публицистики: Чечуха А. Л. (347) 223-64-01 Коваль Ю. Н. (347) 223-64-01 Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69 Корректоры: Казимова Т. А. Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76
Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |