№ 8'07 |
Гульнара Ахметова |
|
|
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСА
Русское поле:Бельские просторыМОЛОКОРУССКАЯ ЖИЗНЬПОДЪЕМСЛОВОВЕСТНИК МСПС"ПОЛДЕНЬ"ПОДВИГСИБИРСКИЕ ОГНИОбщество друзей Гайто ГаздановаЭнциклопедия творчества А.ПлатоноваМемориальная страница Павла ФлоренскогоСтраница Вадима Кожинова
|
Гульнара АхметоваСОЛОВЕЙ ИЗ ДОЛИНЫ САКМАРАРодина одного из крупнейших башкирских композиторов, народного артиста Российской Федерации, лауреата премии им. Салавата Юлаева Хусаина Файзулловича Ахметова — сказочно живописное Зауралье. Невозможно охватить мысленным взором его просторы, громадные лесные массивы, бескрайние степи. У того, кто там родился и вырос, навсегда остается неистребимое чувство любви к родному краю, его природе, родной деревне, к своему народу, его искусству и языку. Истинным патриотом, сыном своего народа был Хусаин Ахметов, композитор, певец, гражданин. Он родился 6 января 1914 года в деревне Чингизово. Отец Файзулла был сыном сотника. Он умер (Хусаину было три года), оставив шестерых детей и жену Каниту. Это была красивая, кареглазая башкирка, темпераментная и строптивая. Муж ее никогда не вмешивался в хозяйственные дела, был очень уравновешенный. После его преждевременной кончины дети умирали от тифа и голода. Старший сын Галяу погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. До преклонного возраста дожили Хусаин и Гульзамина. Хусаин рано начал работать: в 6 лет — пастух, а в 9 лет — сплавщик леса. От работы в холодной воде у него до конца жизни не гнулись в коленях ноги. Плоты гнали по горным рекам до Оренбурга. Хусаин вспоминал, как однажды они остановились подкрепиться, варили хурпу (суп с лапшой). Тесто месили ногами, идеально чистыми от постоянного пребывания в воде. Когда хурпа сварилась, все уселись вокруг большого таза и ждали, когда еда немного остынет. Один из сплавщиков взял и плюнул в таз с хурпой, он хотел один съесть лакомые кусочки мяса. Его жестоко избили. Грубая жизнь — грубые нравы. В юности Хусаину суждено было скитаться. Однажды он набрел в лесу на избушку, видимо охотничью, — тогда много водилось в лесах волков, медведей, лисиц, куниц. Он зашел в избушку, осмотрел ее и увидел на полке заплесневелый хлеб. Изголодавшийся юноша съел этот хлеб и почувствовал себя счастливым. У него всегда, даже потом, когда он жил в достатке, сохранялось особое отношение к хлебу. Композитор написал песни «Рожь», «Хлеб», «Песня комбайнера», «Пахарь» и другие. Как-то летним вечером он возвращался домой. Семья уже жила в прекрасной пятикомнатной квартире по улице Тукаева. Проходя через двор, он увидел четырехлетнего мальчика, Рустема, сына слесаря из соседнего дома. Мальчик с удовольствием уписывал за обе щеки хлеб, — видно, очень проголодался за день. От умиления Хусаин сказал ему: «Вот ведь ты какой молодец, как уминаешь хлеб!» Ему понравилось, что мальчик уплетал не печенье, не бутерброд, а кусок черного хлеба. X. Ахметов рано научился петь протяжные народные песни, на него повлияли замечательные деревенские певцы, особенно Файзи Бурангулов. Хусаин хорошо пел «Урал», «Бейеш», «Гильмиязу», «Шауру», «Буранбай», «Сибай»; все любили его пение, особенно лесосплавщики. Прекрасная башкирская природа, родные песни, оптимизм помогли ему выстоять в суровую, полную лишений молодую пору. Долгие годы он отшлифовывал свой певческий стиль. Постепенно шло его формирование как исполнителя сложноорнаментированных башкирских узун-кюев. Когда он достиг зрелости, его называли корифеем народного музыкального искусства, маэстро. У Хусаина Ахметова был тенор, красивый по тембру, широкого диапазона. Пел он виртуозно. Он знал на память более 200 башкирских народных песен и наигрышей. Неоценимо значение сборника «Башкирские народные песни» (Уфа, 1954), созданного им в содружестве с выдающимися фольклористами Л. Н. Лебединским и А. И. Харисовым. В предисловии к книжке «Башкирские протяжные песни» Х. Ахметова (серия «Из коллекции фольклориста», Москва, 1978 г.) крупнейший московский музыковед Лев Николаевич Лебединский писал, что он, Хусаин Ахметов, был «... профессиональным композитором Башкирии и ее подлинно народным певцом в самом прямом и точном смысле этого слова». Далее ученый отмечает ведущую тенденцию в исполнении X. Ахметовым традиционных башкирских протяжных песен. Это — «драматизация лирики, стремление ввести в лирическую песню элементы драматической конфликтности. X. Ахметов делает это тактично и осторожно, не трансформируя традицию, а именно продолжая и обогащая ее». Однажды судьба улыбнулась ему: его пение услышал талантливый певец Газиз Альмухаметов. Он ездил по районам Башкирии и отбирал талантливую молодежь для обучения в Башкирской национальной студии при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Хусаина сразу же приняли на вокальное отделение студии. Позже композиторы и педагоги Е. О. Месснер и Ю. М. Яцевич взяли его в свой класс композиции. А мелодии, народные и собственные, появлялись у Хусаина как из рога изобилия: природа наделила его щедрым мелодическим даром. Ему было 19 лет, когда он впервые увидел фортепиано. Он был ошеломлен. До этого любимыми и понятными для него инструментами были только курай и скрипка. С трепетом коснулся он клавиш рояля, извлек звуки и полюбил навсегда этот европейский инструмент. Обучение прервалось из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Хусаин вступил добровольцем в истребительный батальон, но заболел туберкулезом легких и его демобилизовали. Жена Рауза находилась в это время в Ташкенте, где родила вторую дочь, Гульнару. Хусаин вызвал ее, и семья выехала в Уфу. Здесь им дали каморку в доме по улице Свердлова. Потом они получили две комнаты с соседями в доме специалистов по улице Ленина, 2. Союз композиторов поставил молодому композитору рояль фирмы «Беккер», на котором он сочинял и играл классиков русской и западной музыки. Среди них «Декабрь — Святки» «из «Времен года» и отрывки из 6-й симфонии Чайковского, Турецкий марш Моцарта, «Патетическая» и «Лунная» сонаты Бетховена, «Шествие гномов» Грига, ноктюрн до-диез минор Шопена. Все это он играл с большим чувством и наизусть. Дочери, присев на корточки, слушали его игру и плакали от ноктюрна. Увидев их слезы, отец спросил, почему они плачут, и, узнав, что из-за печальной музыки Шопена, он рассказал им о трудной жизни великого польского композитора. Пройдет много времени, прежде чем X. Ахметов купит наконец-то себе рояль фирмы «Мюльбах». Хусаин был поистине счастлив, что купил этот рояль, но уже не играл классическую музыку, а только сочинял. Тяжелые отрочество и юность Хусаина имели и положительную сторону. У него вырабатывались борцовские качества, воля, выдержка, смелость. Это был сильный духом человек. Да, он был рожден для музыки и для борьбы. И для любви тоже. В молодости он горячо полюбил Раузу Мухаметдиеву, студентку ленинградского медицинского института. Они познакомились в санатории Шафраново. Раузу наградили путевкой за отличную учебу, а Хусаину дали путевку в профкоме консерватории. Рауза была уроженкой г. Джаркента. Ее отец, Фатих Мухаметдиев, бежал из Татарии в Среднюю Азию от преследования за вольнодумство, хотя и был глубоко религиозным человеком. Он женился на дочери купца первой гильдии. Ее звали Магруй. Тесть взял зятя на работу к себе управляющим, наделив его землей в три гектара, построив дом с флигелем. У Фатиха и Магруй родилось десять детей. В Джаркенте было много ссыльных русских аристократов. Они разрешали Раузе брать у них книги. У нее была удивительная память, она хорошо пела, подбирая аккомпанемент на гитаре или мандолине. Во время коллективизации семья лишилась земли, дома, скота. Четырнадцатилетняя Рауза уехала к старшей сестре в Ташкент, а через три года — в Ленинград. Хусаин и Рауза полюбили друг друга. Одно обстоятельство ускорило их женитьбу. Срок пребывания в Шафраново у Раузы заканчивался раньше, чем у Хусаина. Она уже купила билет в Ташкент, где ее ждали сестра и братья. Лето было в разгаре. Хусаин уговаривал ее остаться еще на два-три дня. Она осталась, и каково было их изумление: радио сообщило, что поезд, на который был взят билет, потерпел страшное крушение. Хусаин решил не откладывать со свадьбой. В 1938 году состоялась свадьба, но они еще жили в разных городах. Их переписка волнует трогательностью первой любви. В 1939 году у них родилась дочь, назвали ее Зульфирой. Хусаин поехал в Ленинград, забрал жену и дочь. Молодой семье предоставили комнату в консерваторском общежитии. Рауза была трудолюбива и экономна. Тогда выдавали карточки на продукты. Она рано занимала очередь в магазине в Трифоновском переулке, отоваривала карточки и доставала почти все необходимое для скромного питания. Часто в их комнату заходили студенты композиторского отделения Раиф Габитов (погиб на фронте) и Рауф Муртазин. Ему нравились плов, пярмячи и особенно борщ Раузы. Хусаин тоже научился готовить плов. Небольшая миска долго сохранялась в семье, как память о студенческой жизни. Комендант общежития с уважением относился к Раузе как к будущему врачу и удивлялся, как она, такая культурная, начитанная, вышла замуж за шалопая Ахмета. Они пронесли свою любовь через долгую совместную жизнь — почти 55 лет. Когда Хусаин умер, на пюпитре рояля была обнаружена его записка, прощальная, где он называл жену «небом посланным солнечным зайчиком». Каждый день вечерами Рауза читала Хусаину вслух трагедии Шекспира, «Божественную комедию» Данте, «Декамерон» Бокаччио, «Жизнь» Мопассана, произведения Пушкина, Лермонтова, Фирдауси, Низами… Хусаин впитывал все как губка, — у него была отличная память. Он и сам был хорошим рассказчиком, знал много башкирских сказок, сочинял на ходу увлекательные истории. Рассказывал их обычно за ужином. Рауза, работавшая врачом в 4-ой инфекционной больнице, возвращалась домой поздно. Все собирались за столом и ждали продолжения вчерашней сказки. Семья увеличилась, когда из деревни приехала жить к сыну Канита с двумя внучками: Нурией и Зайтуной. Она осталась без крова и без денег. Продав свой дом, она со вторым мужем, Мухаметьяном, проела вырученные за дом деньги. Мухаметьян привел в дом вторую, молодую жену. Канита не ужилась с ней и приехала в Уфу, к сыну. Рауза достала мешковину, перекрасила ее в зеленый цвет и сшила им платья. Она брала дополнительные ночные дежурства в больнице, чтобы накопить денег и купить свекрови пальто. От недоедания у Хусаина возобновилась болезнь легких, тогда на семейном совете решили, что лучше девочек отдать в детдом. Канита прожила в семье сына около трех лет и умерла от рака в новогоднюю ночь — 31 декабря 1947 года. Несмотря на холод, окно в комнату было распахнуто: ей не хватало воздуха. Онa предчувствовала скорый конец и благодарила Раузу за внимание и уход. До последней минуты она просила сноху родить мальчика. Как истинная башкирка старой закалки она не признавала обеих внучек-девочек. Хусаин нашел лошадь с телегой и похоронил мать на мусульманском кладбище. Началась вьюга, он поставил на могиле небольшой камень. Потом он не нашел ее могилу. А долгожданный Мурад Ахметов родился в августе 1948 года. Первую композиторскую популярность принесли Хусаину Ахметову песни на стихи башкирских поэтов. Особенно популярными стали песни «Да здравствует мир!» (слова Г. Амири), «Герой полей» (слова К. Даяна), «Колыбельная» (слова Г. Тукая). Романсы «Весенняя заря» (1938 г.) и «Ночной Урал» (1944г.) — оба на стихи поэта-лирика Кадыра Даяна — стали первыми романсами в башкирской музыке. Их исполнили Салих Хуснияров и Диана Нурмухаметова. В 1947 году молодой композитор написал Сонату-фантазию для фортепиано. Она овеяна романтическим настроением, лирической созерцательностью. Первой и довольно долго единственной исполнительницей Сонаты-фантазии была солистка филармонии Анна Борисовна Либерман. Из-за технических сложностей — фугато в среднем разделе — другие пианисты не играли ее. Позже ее играл Радик Хабибуллин, а на пластинку записал Вадим Монастырский. Следующая творческая вершина — вдохновенная «Башкирская лирическая сюита» в трех частях, достойно представляющая башкирскую симфоническую музыку. Сюита словно наполнена свежестью воздуха широких летних просторов Зауралья. В первой части энергично разрабатывается мотив, близкий народной плясовой песне «Гюльназира». Все авторские мелодии национальны по духу. Лирическая сюита воспринимается как ярчайшая симфоническая фреска. Праздничность третьей части сюиты вызывает ассоциации со здоровым мироощущением детей Древней Эллады. Известный московский музыковед Наталья Шумская пишет: «Восторженное преклонение перед красотой окружающего мира разлито в этой прекрасной, цельной по настроению и красочной музыкальной картине, точно постепенно уводящей слушателя в беспредельные дали Башкирии». Сюита вобрала в себя оптимизм, молодость, деятельный характер и яркий музыкальный темперамент автора. Лирическую сюиту приветствовали Лев Лебединский, московские композиторы: Николай Пейко, Антонио Спадавеккиа, Александр Чугаев; композиторы Татарии. Известный композитор Александр Ключарев подружился с Хусаином, часто навещал его в Уфе. Он первый обратил внимание на музыкальные способности Зульфиры и посоветовал Хусаину непременно учить дочь игре на фортепиано. Она хорошо пела с детства «Санта — Лючию» и другие неаполитанские песни, песни московских композиторов. У нее были чудесные пианистичные руки, прекрасный музыкальный слух. Зульфия окончила 6 классов детской музыкальной школы в классе лучшего педагога — пианиста Михаила Акимовича Зайдентрегера, но… посвятила себя врачебной деятельности. М. А. Зайдентрегер сожалел, что она бросила занятия музыкой. Семья стала жить обеспеченно, когда X. Ахметов начал работать художественным руководителем Башкирской государственной филармонии. Эта работа отнимала у него много времени, он сочинял по ночам, до 5 часов утра. Композитор находил время посещать оперный театр и концерты филармонии. В 50-е годы он сотрудничал с редакциями республиканских газет, писал статьи и рецензии на оперные и балетные спектакли, на концерты гастролеров. Постановка оперы «Современники» Х. Ахметова (1970г.) связана с именем Наримана Сабитова. Он дирижировал оперой. Два этих имени объединило и совместное сотрудничество над балетом «Горный орел». Однажды летом 1954 года к Хусаину пришел молодой интересный мужчина, высокий и очень худой. Это был композитор Нариман Сабитов, недавно вернувшийся из Москвы, где он учился в Московской государственной консерватории. Либретто «Горного орла» принадлежало талантливому танцовщику и балетмейстеру Халяфу Сафиуллину. Вступление и все адажио, певучие и лирические, были написаны X. Ахметовым. Энергичные, действенные эпизоды принадлежат перу Н. Сабитова. Иногда Хусаин ходил охотиться на уток вместе с Рауфом Муртазиным или пропадал в Доме офицеров за биллиардом. Педантично пунктуальный Нариман нервничал из-за недисциплинированности соавтора и переносил совместные занятия к себе домой. Балет был окончен в 1954 году и приурочен к Декаде башкирской литературы и искусства в Москве, но в Москву повезли оперу «Салават Юлаев» Загира Исмагилова. Молодой Хусаин много работал в вокальном жанре. Он стал широко известен как композитор-песенник. По всей республике распевались его песни: «Люблю тебя» и «Нефтяница Гулькей» (слова К. Даяна), «Прощальная» (слова М. Карима) и «Белая чайка» (слова Ш. Насырова), «Очень соскучился, милая» (слова Ш. Биккула), «Жду тебя» (слова С. Кудаша). Порой эти песни обретали новую жизнь как народные. Семья жила материально все лучше и лучше. Рауза Фатыховна совмещала работу в больнице с преподаванием в медицинском институте. Хусаин Файзуллович часто выезжал в Москву на пленумы, съезды, совещания композиторов. Он угощал друзей в ресторанах Москвы, созывал гостей у себя в Уфе. Мечтал ли он, мыкаясь на лесосплаве, о такой жизни, когда будет ездить по России, привозить из Москвы подарки жене, детям? Теперь он шил костюмы и пальто в ателье Музфонда в Москве у первоклассных закройщиков. Скопившиеся костюмы, белые рубашки, шляпы, обувь Хусаин посылал в деревню. Его преследовали женщины, особенно артистки драматического театра, даже звонили домой жене. А он был поглощен творчеством. X. Ахметов создал первые башкирские вокальные баллады и поэмы, несколько вокальных циклов. Великолепно спела заслуженная артистка РФ Сажида Галимова вокальный цикл «Любовь молнии подобна», написанный композитором для ее замечательного голоса — драматического сопрано. Большим творческим достижением явился цикл из 17 вокальных баллад о событиях и героях Великой Отечественной войны. Глубоко драматична «Поэма любви» (слова «Весенней песни» Ш. Бабича). Ее замечательно пела Зульфира Фархутдинова, голос которой — лирико-колоратурное сопрано — своим изысканным тембром и задушевностью словно был создан для исполнения этой поэмы. Сам композитор часто пел романс-поэму «Без тебя жить невозможно» (слова Н. Наджми), посвященный жене. Рауза запомнила эту мелодию и пела или насвистывала ее дома. Не только башкирская, но и русская вокальная музыка обогатилась творчеством Х. Ахметова, создавшего циклы романсов на стихи А. Пушкина, М. Лермонтова, С. Михалкова, М. Светлова и других. Фундаментальна его музыкальная «Пушкиниана», состоящая из семи романсов и монологов. Первым исполнителем этого вокального цикла стал Василий Изосимович Бражников, приехавший в Уфу из Барнаула. Вершинные творения X. Ахметова в крупной форме — две оперы: «Современники» и «Наркэс». Либретто «Современников» было написано Баязитом Бикбаем. Он неожиданно умер, и это осложнило работу над оперой. Первоначальное либретто было переработано композитором совместно с женой. Сколько ночей они не спали, обдумывая каждое слово. Опера посвящена башкирским нефтяникам. Сначала ее хотели назвать «Фонтан», потом «Курамша», по имени одного из главных героев. В конце концов остановились на «Современниках». Премьера состоялась 11 декабря 1970 года на сцене Башкирского государственного театра оперы и балета. Дирижировал Н. Сабитов, режиссер М. Хисматуллин. Чарующая музыка — главное достоинство оперы «Современники». Возвышенной красотой проникнуты вступление, все арии, монологи, дуэт любви (из второго действия), другие ансамбли и хоровые сцены... В эпилоге звучит мелодия, по красоте и благородству редкостная в современной оперной литературе. Я спрашивала автора, как он создал такую дивную мелодию. Он ответил: «Я долго ее искал, и однажды летом в 4 утра меня словно осенило, и как наитие возникла эта мелодия. Я встал, сел за рояль и записал ее». Композитор назвал эту мелодию «Гимном заре». Позже он сделал ее переложение для ансамбля скрипачей под управлением М. Швайштейна. Вторая опера, «Наркэс», написана по одноименной трагедии И. Юмагулова. Автор либретто — сам композитор. Содержание оперы связано с жизнью башкир в древние времена. «Наркэс» воспевает идеалы чести, верности в любви. Выходная ария Наркэс — мелодический шедевр. Хусаин Ахметов мысленно уже создал всю оперу, не успев записать ее до страшной болезни. Инсульт, два подряд, внезапно разрушил тончайшую систему музыкального мышления X. Ахметова. В последнее десятилетие он был почти что замурован в стенах домашнего кабинета. Но он писал много светлых, праздничных по настроению мелодий. Это пришло не сразу. Восстановить мозг — вот какая задача стояла перед Хусаином Файзулловичем. Рауза как врач настаивала, чтобы он каждый день занимался умственной работой. Сначала он научился проводить прямую линию, потом писать буквы, ноты… Это был трудный и длительный процесс. В поздние годы своего творчества он написал две симфонии, отредактировал балет «Горный орел», раннюю студенческую симфонию «Летопись», сочинил около 50 песен и романсов. В его музыке, как всегда патриотической, лирической, зазвучали новые темы: ночного звездного неба, вечности. В поздних песнях и романсах много музыкально-колористических находок. Хусаин Файзуллович часто вспоминал родную деревню Чингизово. Земляки уже не приезжали к нему как раньше — семьями, по 8—12 человек. Он сетовал, что в деревне мало остается его сверстников, сожалел, что не построил себе там дом. Рано ушел из жизни самый дорогой для него родственник, долгое время бывший председателем кoлxoзa Хажи Ахметов. Не стало близкого друга, писателя и ученого-фольклориста Ахняфа Нуриевича Киреева. Вместе с женой или один гулял он по липовой аллее улицы Тукаева, общался с соседями. Здесь, в этой аллее, записала его последнее интервью музыковед Э.М. Давыдова. Он задумывал Третью симфонию. Башкирское телевидение незадолго до его кончины создало о нем телефильм «Солнечная мелодия». Авторы сценария Рашит Шакур и Вениамин Яковлев. Хусаину Файзулловичу присвоили звание «Народный артист Российской Федерации». Последняя его работа — окончательная редакция «Поэмы любви». Композитор фактурно изменил партию фортепиано, придав заключительному разделу скорбное настроение. Он словно прощался со всеми, усилив мотив трагического одиночества несчастного поэта. Своими произведениями X. Ф. Ахметов создал памятник башкирскому народу, излучающий любовь к людям, сердечное тепло и устремленность в светлое будущее. Поэт Сайфи Кудаш когда-то назвал его «соловей из долины Сакмара». Лучше, пожалуй, не скажешь.
Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
|
|
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2007Главный редактор - Горюхин Ю. А. Редакционная коллегия: Баимов Р. Н., Бикбаев Р. Т., Евсеева С. В., Карпухин И. Е., Паль Р. В., Сулейманов А. М., Фенин А. Л., Филиппов А. П., Фролов И. А., Хрулев В. И., Чарковский В. В., Чураева С. Р., Шафиков Г. Г., Якупова М. М. Редакция Приемная - Иванова н. н. (347) 277-79-76 Заместители главного редактора: Чарковский В. В. (347) 223-64-01 Чураева С. Р. (347) 223-64-01 Ответственный секретарь - Фролов И. А. (347) 223-91-69 Отдел поэзии - Грахов Н. Л. (347) 223-91-69 Отдел прозы - Фаттахутдинова М. С.(347) 223-91-69 Отдел публицистики: Чечуха А. Л. (347) 223-64-01 Коваль Ю. Н. (347) 223-64-01 Технический редактор - Иргалина Р. С. (347) 223-91-69 Корректоры: Казимова Т. А. Тимофеева Н. А. (347) 277-79-76
Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |