|
СВОЙ ДОМ — СВОЙ ЗАКОН
(книги Ирины Лобановской)
Книги, как люди, рождаются в свое собственное, четко обозначенное и
предначертанное время, живут по индивидуальным законам и принципам, идут
особым, часто довольно сложным путем. И не ошибусь, сказав, что именно
сейчас особенно актуальной оказалась новая серия издательства Центрполиграф
«Семейные тайны».
Ибо с чего начинается человек? Да конечно, со своего дома, все наши
истоки, привычки, проблемы — оттуда, от родных и любимых или нелюбимых стен.
Аксиома. Но мы нынче, в нашей суете и жестком ритме жизни, порой теряясь в
новых условиях бытия, чересчур далеко уходим от этих стен, забываем о них,
принимаем другие правила игры. Но правила всегда одни и те же. И порой их
приходится напоминать всем живущим.
Новая «семейная» серия открылась сразу несколькими книгами, и среди них —
два романа Ирины Лобановской. Вскоре появится и третий — «Ожидание», где
речь идет о судьбе человека, обманом увезенного из России.
Мне знакома проза Лобановской давно, практически с истоков творчества,
вначале достаточно робкого, тематически неотчетливого. Однако прозаик быстро
формировался, в постоянных поисках обретал собственный голос, находил ярких
героев и свои темы, от зарисовок переходил к осмыслению жизненно важных,
«больных» проблем. И сейчас перед нами вполне состоявшиеся произведения, с
точной и четкой печатью времени.
Наша сегодняшняя непростая, суетная, во многом изломанная жизнь,
предъявившая незнакомые прежде требования, становится для кого-то
навязчивым, трудным вопросительным знаком, для кого-то — бесконечным,
загадочным многоточием, для кого-то — странной, корявой запятой… А кто-то,
отчаявшись, пробует поставить и точку, разрешив, как ему кажется, тем самым
непреодолимые сложности и невыносимые проблемы. Но, в сущности, так ли они
уж новы и неизведанны, наши нынешние смятения, сомнения и беды? Так ли уж
непредсказуемы вечные во все времена, постоянно тяжкие отношения с любовью,
со смертью, с окружающими? Точно так же вечны вопросы счастья, славы,
наживы… Суть лишь в том, что совершенно иное, по сравнению с прошлым, бытие
сместило акценты, и мы сами, часто по собственному неразумию и
недальновидности, не можем определиться, сделать правильный выбор,
расставить все точки над «и». Забываем о доме, нас вырастившем, о родных
людях.
Своеобразный, одаренный, влюбленный в свое дело журналист Борис Акселевич,
герой романа «Неземная девочка» проходит на Земле порочный круг, но
продолжает идти по нему почти осознанно, не имея силы воли и желания сломать
его раз и навсегда. Он ощущает себя в нем достаточно комфортно. Грехи Бориса
становятся мучениями не только его одного — они ломают судьбы близких ему и
любящих его людей. Но в поисках своего спасения Борис не хочет признать
страшную истину: основа его страданий — в нем самом. Слабость и талант,
гордыня и подлинность чувств, отсутствие нравственного стержня, духовной
опоры и одержимость работой — характер главного героя романа «Неземная
девочка». Акселевича можно осуждать, презирать, но не поверить ему нельзя,
как невозможно отказаться и от сострадания душе, погибающей в многолетней
муке.
Бориса убивают. И это предсказуемо, поскольку он уже сам всей своей жизнью
подписал себе смертный приговор. Обстоятельства этой гибели пытается
разгадать любимая женщина Бориса, та самая «неземная девочка», которая не
стала для него единственной лишь по его вине.
Столь же раздробленными обстоятельствами и личной волей оказываются судьбы
героев роман Ирины Лобановской «Замужем за олигархом»».
Перед нами снова изуродованная жизнь, опять непростой характер человека,
пытающегося, с одной стороны, найти свою любовь, с другой — обеспечить себе
ох какое безбедное существование.
Как велик бывает ныне соблазн у молодых (и не только у них) искалечить
собственную судьбу! Да, они все тут, эти соблазны, чернящие наши души: от
блудного греха до обогащения, воровства, обмана и убийства. Горькая схема
существования и мышления. И за все придет расплата. Потом, позже, пройдя
долгие годы мытарств, душа, лежащая в сером мраке, живущая порой по страшным
законам игры и инерции, вдруг скорбит и пытается обратить взор к ясному
небу, к свету…
С какой пронзительностью зафиксирована прозаиком внутренняя опустошенность и
слабость каждого персонажа, скрытая за внешней бравадой, как точно передано
искажение человеческой сути, начинающееся с речей (вначале было Слово!),
перекрученных сленгом, а затем охватывающее душу целиком…
Можно по-разному отнестись к стилистике автора, можно вести бесконечные
споры о правомерности речи некоторых героев, но, думаю, все же не это
главное, ибо не живем мы в мире лишь черно-белых тонов. И стиль речи героев
Ирины Лобановской — истинная их характеристика и безусловная черта нашей
жизни, разрушившей былые рамки и каноны.
Реально ли возрождение заблудших душ? Его возможность, по мнению прозаика, —
в детях, опять в доме, который может и должен стать колыбелью добра, хотя
становится ею далеко не всегда.
Автор не пробует доказывать непреложность изменений — жизнь сложнее наших
представлений о ней. Лишь возможность, и ничего более… И герои, живые люди,
увы, могут вновь, в который раз, отказаться от истины, опять отвернуться от
нее, обойти стороной. Это их законное право. И это еще одно доказательство
умения прозаика показать жизнь во всех ее противоречиях, сложностях, со
всеми тупиками и плюсами-минусами. Автор не пишет жизнь такой, какой ее
захотел увидеть сам (хотя в принципе данный метод вполне имеет право на
существование), но такой, какая она есть. Жизнь в повестях Ирины Лобановской
не идеализирована, не приукрашена и не слишком драматизирована. Это просто
жизнь. Очень непростая. Часто недобрая. Прекрасная, несмотря ни на что.
Подлинная наша сегодняшняя действительность, в описании которой прозаик
нигде и ни в чем, ни разу не сфальшивил.
Написать
отзыв Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |