> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 09'06

Юрий Узиков

Webalta

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Юрий Узиков

Краеведческий калейдоскоп

НЕСПЕТАЯ ПЕСНЯ АЛЕКСЕЯ ПЕШКОВА

Вначале несколько цитат из Горького:
«У косяка двери в кухню стояла девушка, одетая в белое, ее светлые волосы были коротко острижены, на бледном пухлом лице сияли, улыбаясь, синие глаза. Она была похожа на ангела, как их изображают дешевые олеографии».
«В маленькой комнатенке за магазином жила сестра хозяина, я кипятил для нее самовары, но старался возможно реже видеть ее — неловко было мне с нею. Ее детские глаза смотрели на меня все тем же невыносимым взглядом, как при первых встречах, в глубине этих глаз я подозревал улыбку, и мне казалось, что это насмешливая улыбка».
Это ее, Машеньку Деренкову, воспел A.M. Горький в автобиографической повести «Мои университеты».
Университеты жизни проходил будущий писатель в Казани в 1886 году. Он работал подручным пекаря в булочной, арендованной народником Андреем Деренковым. При булочной была лавочка для продажи сдобы. В ней торговали сестра хозяина Мария Деренкова и ее подруга Надежда Щербакова. Работы у подручного пекаря было много. Кроме выпечки сдобы, нужно было и продать ее. И часто в корзине со сдобой, которую в разные части города доставлял Пешков, он разносил запрещенную литературу под носом у жандармов.
«Мне казалось, что я влюблен в Марию Деренкову, — сознавался сам себе Пешков. — Я вообще был влюблен. Возраст, характер и запутанность моей жизни требовали общения с женщиной, и это было скорее поздно, чем преждевременно. Мне необходима была женская ласка или хотя бы дружеское внимание женщины, нужно было говорить откровенно о себе, разобраться в путанице бессвязных мыслей, в хаосе впечатлений».
Но любовь осталась безответной. Мария Деренкова влюбилась в друга Пешкова революционера Михаила Ромася.
«Приезжала из города Мария Деренкова, — пишет М. Горький, — но я уже не нашел в ее взгляде того, что смущало меня, — глаза ее показались мне глазами девушки, которая счастлива сознанием своей миловидности и рада, что за нею ухаживает большой, бородатый человек. Он говорил с нею так же спокойно и немножко насмешливо, как со всеми, только бороду поглаживал чаще, да глаза сияли теплее».
Михаил Ромась сообщил как-то Пешкову, что женится на Маше Деренковой:
— Она сказала мне, что вы были влюблены в нее.
— Кажется — да.
— А теперь? Прошло?
— Да, я думаю...
Через пятнадцать лет вновь встретился Пешков с Ромасем, отбывшим десятилетнюю сибирскую ссылку по делу народоправцев. А с Марией больше встреч не было. Она окончила акушерскую школу в Казани. В 90-х годах позапрошлого столетия приехала в Стерлитамак. Уездная земская управа направила ее фельдшером-акушеркой в мордовское село Макарово, в самую глухомань.
Все дореволюционные годы Мария Степановна одна обслуживала огромный район. В пургу и слякоть, днем и ночью ехали к ней люди за помощью. Тысячи жизней спасла она за долгие годы своей работы.
Бывший агроном, пенсионер Николай Степанов вспоминал:
«Мы жили тогда в Меселях, в восьми километрах от Макарово. Не раз бывала Мария Степановна и у нас. Помню я ее с малых лет. После смерти родителей десятилетним парнишкой я оказался в Петровском детском доме (в шести километрах от Макарово). Голодный 1921 год. Трудное время переживала тогда страна. Очень скудно было и в детдоме. Понятно, и здоровьишко у нас, детдомовцев, было слабое. Частенько заглядывала к нам фельдшерица. А придешь, бывало, к ней в больницу, осмотрит, поговорит с тобой (голос у нее был добрый, ласковый). Пригласит к себе, напоит чаем, покормит. А потом заведет патефон. Пластинок у нее, наверное, с тысячу, не меньше. Да каких!
Заведет, бывало, Шаляпина, Вяльцеву. Там я познакомился с ариями из «Пиковой дамы», «Бориса Годунова» и многими, многими другими. Там, в ее доме, я полюбил музыку — на всю жизнь».
В январе 1931 года из Италии, из Сорренто, пришло письмо в Стерлитамак. «Если Вы найдете время сообщить мне о жизни и судьбе Марии Степановны Деренковой, — я буду сердечно благодарен Вам», — просил A.M. Горький врача стерлитамакского горздравотдела М.И. Мишенина.
Письмо запоздало. Мария Степановна умерла в ноябре 1930 года. Похоронили ее в Макарове.
Учительница К.П. Иващенко ответила на письмо Горького, сообщила ему печальную весть, рассказала о жизни Деренковой в Башкирии:
«Я помню Марию Степановну невысокого роста, с золотистой косой, тонкими черными бровями и очень синими глазами. На ней была одета беленькая шапочка и коротенькая жакеточка с котиковым воротником. Безупречная чистота была и в больнице. В отношении чистоты и порядка Мария Степановна была очень требовательна к окружающим.
Мария Степановна постоянно выписывала художественную и медицинскую литературу, журналы, газеты. Изучала иностранный язык по самоучителю...»
Далее Иващенко вспоминала, что после пожара, например, Деренкова получила пособие — 100 рублей. Но деньги ей на руки не дали, а купили одежду через учительницу. Боялись, что пособие раздаст жителям.
Во время голода 1921 года крестьяне кормили ее затирухой, пекли лепешки наполовину с лебедой и приносили ей.
6 марта 1929 года Президиум Башкирского ЦИК присвоил ей звание Героя Труда.
1 июля 1931 года A.M. Горький ответил К.П. Иващенко. Он писал, что сохранил о Марии Степановне хорошую память и очень рад был узнать, что она всю жизнь прожила такой же, какой он представлял ее себе в юности.

БЫЛ ТАКОЙ АХУН
Село Темясово ныне Баймакского района РБ в 1919 году стало первой столицей Башкирской Республики. С Темясово связаны биографии выдающихся сынов Башкортостана: Заки Валиди, Мусы Муртазина, Шагита Худайбердина, Шайхзады Бабича. О них многое известно. Но, к сожалению, о видном деятеле Башкортостана Шагишарифе Матинове, который в те грозные годы жил в Темясово и там же похоронен, мало кому известно.
Между тем Заки Валиди, рассказывая о юношеских годах, упоминает о нем. Цитируем: «Весной, когда я вернулся из Утяка, к нам приехал друг отца член Государственной Думы Шагишариф Матинов. В присутствии отца он посоветовал мне продолжить занятия русским языком, сказал, что от учительства в медресе толку не будет. Этот деятель, прекрасно владевший русским языком, в тот свой приезд к нам подарил мне сочинение профессора Грушевского, посвященное движению за самостоятельность Украины, и труды профессора Ковалевского о проблемах прав наций. Этим он хотел привлечь меня в свою сферу, в область политической деятельности».
Кто же такой Шагишариф Матинов?
Видный общественный деятель, депутат I и II Государственной Думы Шагишариф Матинов родился в июне 1854 года в деревне Назарово (Атангулово) Орской волости Оренбургской губернии в зажиточной семье. Отец его, Мидатгали, служил старшиной четвертой юрты в звании зауряд-хорунжего.
Шагишариф Матинов получил начальное образование в известном в округе Муллаевском медресе. После завершения Кышкаровского медресе в Казанской губернии преподавал в Темясовской русско-башкирской школе.
Одновременно он берет платные уроки у одного русского учителя в Темясово. Для изучения русского языка использует учебники великого татарского просветителя Каюма Насыри, выписывает газеты и журналы, с увлечением читает русскую литературу, совершенствует свою речь. В 1884 году для аттестации и сдачи экзаменов приезжает в Уфу, где, успешно выдержав экзамен перед муфтием и казиями, аттестируется на звание уездного ахуна, затем возвращается домой.
В 1890 году по рекомендации члена Духовного управления Ризаитдина Фахретдинова и переводчика Мухаметсалима Уметбаева Матинов назначается ахуном Макарьевской ярмарки (Н. Новгород). Через год в должности ахуна переводится в Ирбитскую ярмарку Пермской губернии. Отслужив положенный срок, он возвращается в родной уезд и продолжает прежнюю работу.
В 1901 году оренбургский губернатор приглашает его в Оренбург, предлагает ему совместить должности переводчика губернской канцелярии и ахуна Караван-Сарая. Однако Матинов отказывается.
В 1906 году он избирается депутатом Первой Госдумы от Оренбургской губернии, однако Дума вскоре была разогнана, и Матинов возвращается в родной уезд и снова занимает пост ахуна.
В 1913 году Матинов был избран членом земской управы Орского уезда и до Февральской революции 1917 года был управляющим делами просвещения уезда. Преодолевая неимоверные трудности, добивается открытия школ в башкирских деревнях, обеспечивает их учителями. Для учащихся башкирско-татарских гимназий и реальных училищ, испытывающих материальные трудности, добивается выделения стипендий.
Уже после Октябрьской революции, в 1918 году, Матинов был избран муфтием в правительстве Заки Валидова. Кандидатура Шагишарифа Мидатгалиевича предлагалась и на должность председателя Бурзян-Тангаурского кантона, но этим планам помешала разразившаяся гражданская война.
В начале февраля 1919 года заболевший тифом Ш. Матинов умирает, произошло это в селе Темясово. Члены Башкирскского правительства с высокими почестями, как муфтия Башкортостана, провожают его в последний путь. Процессию сопровождают конные всадники Мусы Муртазина. На могильном камне общественного деятеля значится: «Ахун Шагишариф Матинов. 1854—1919 гг.».
Шагишариф Матинов по праву является видным общественным деятелем башкирского демократического движения. После революции 1917 года он принимает сторону Заки Валиди и становится одним из духовных вдохновителей борьбы за государственный суверенитет Башкортостана.
Еще будучи депутатом I и II Госдумы, с высокой трибуны он говорил о том, что башкирский народ должен стать хозяином своих земель и природных богатств, вел огромную общественную работу. Шагишариф Матинов занимал демократические позиции и стоял на защите интересов своего народа. В свое время она строил за свой счет школы и библиотеки, а одаренных юношей направлял учиться в Оренбург и другие города.
Один из старожилов Баймакского района Г. Бураншин вспоминал о встрече с ним во время открытия новой школы в 1918 году. Обращаясь к учащимся, Шагишариф Мидатгалиевич подчеркнул: «Судьба и будущее нашего народа — в руках образованных людей. Поэтому вам надо стремиться к знаниям, учиться и повышать свой образовательный и профессиональный уровень».
По подсчетам М. Аслыбаева из села 1-е Туркменево Баймакского района, в настоящее время род Матиновых по мужской линии насчитывает свыше 50 человек. Значит, славная фамилия не затерялась в толще десятилетий и будет продолжена.

ПОЭТ С РОДИНЫ САЛАВАТА
Поэт Михаил Давидович Львов родился на родине Салавата 4 января 1917 года (умер 25 января 1988 г.), в благодатном краю, где текут изумительные по красоте реки Ай и Юрюзань.
О своей малой родине Михаил Львов писал:
Жил я в детстве когда-то
На земле Салавата —
Соловьиного края,
За Лаклами, у Ая,
Там, где реки сливались,
Где луга заливались,
Где вовсю заливались
Соловьи Салавата.
Удивительной оказалась и судьба поэта. Имя Михаила Львова — автора многих книг стихов и популярных песен — широко известно любителям поэзии. И, пожалуй, мало кто знает о том, что в детстве в родной деревне Насибаш его звали Рафкатом. Он по национальности татарин, но русский язык стал для него родным. Обращаясь к татарскому поэту Сибгату Хакиму, он говорил:
Сколько нас, нерусских, у России —
Истинных российских сыновей,
Любящих глаза небесной сини
У великой матери своей!

В журнале «Студенческий меридиан» в 1982 году было опубликовано письмо одного поэта (фамилия не названа) Михаилу Львову. Поэт писал о поездке на Урал, на родину Львова:
«Нынешним летом был в Насибашеве. Прочитал своим землякам ваше стихотворение «Соловьи Салавата». Нашлись люди, которые помнят вас и ваших родителей. От них узнал, что отец ваш, Давлетша Шагиевич, — один из первых учителей, который принес в глухие башкирские аулы русскую грамоту и культуру. Оказывается, у него легендарная судьба: после Октябрьской революции он был первым председателем Насибашевского Совета, а в гражданскую войну его арестовали колчаковцы и отправили в Александровский централ, что в Иркутске, и вот там он участвовал в восстании, потом продолжал борьбу с контрреволюцией. От односельчан узнал и о том, что ваш отец был награжден орденом Ленина и что в Тугузлине, где он учил ребятишек до конца дней своих, ему поставлен памятник. Рассказывали еще и о Минлежиган-апа (о вашей матери). Одна из женщин вспоминала о том, как Минлежиган-апа обучала ее русскому языку, но вскоре отец запретил ей «с мальчиками вместе учиться». Но Минлежиган-апа вечерами давала ей и другим девочкам уроки...»
От Львова пришел ответ, взволнованный, полный искренних слов благодарности за добрую память о близких:
Как нужна человеку родная семья,
Дом с теплом бескорыстным и светом.
Если б только была жива мама моя,
Я бы стал гениальным поэтом.
...И всю жизнь не хватало мне доброй семьи,
Боль сиротства за горло хватала...

В трудное время гражданской войны после ареста отца и внезапной смерти матери Рафкат и его брат Рашит живут в деревне у чужих людей. С шести лет будущий поэт начинает работать в поле. Научился пахать, косить, жать. В соседней деревне Лаклы Рафкат оканчивает начальную школу, а потом вместе с братом едет в Златоуст, вначале учится в семилетке, а затем в Миасском педагогическом техникуме.
После Миасса молодой поэт учился в Уфе, а затем до войны работал в Челябинске — на тракторном заводе, в школе, на радио. Здесь он и стал поэтом Михаилом Львовым. В Москве в Литературном институте он учился вместе с молодыми поэтами-фронтовиками.
«Настоящим поэтом Михаила Львова, как и многих из его поколения, сделала война, — отмечает башкирский поэт Гилемдар Рамазанов. Он прошел дороги сражений в составе Уральского добровольческого танкового корпуса. Именно на фронте зародились такие знаменитые стихотворения, как «Чтобы стать мужчиной, мало им родиться», «Василию Вохменцеву», «Есть мужество, доступное немногим...», «Высота». Военная лирика поэта проникнута чувством неоплатного долга перед боевыми друзьями, которые отдали жизнь за победу. «Когда погибают друзья, неудобно в живых оставаться», — писал поэт. Это чувство совестливости, доброй памяти проходит через все поэтические произведения нашего земляка».
— Литинститут! Этот прекрасный островок светлых идеалистов..., — вспоминал Львов. — Юность наша была действительно одержимой. Михаил Кульчицкий, Александр Кременский, Григорий Цуркин, Юрий Окунев и я сняли комнату на станции Перовская. Коек и постелей не было — спали на полу, на газетах. На завтрак — хлеб да кипяток. Но это нисколько не омрачало учебу в нашем «пролетарском лицее».
Жили мы скромно, зато с упоением учились! Нашими современниками и учителями были Александр Фадеев, Константин Федин, Владимир Луговской, Александр Твардовский, Николай Тихонов, Константин Симонов!.. Они уже при жизни были признанными классиками. Мы учились у них художественному вкусу, доброте, требовательности к себе.
Мы — это поколение двадцатилетних: Николай Майоров, Михаил Кульчицкий, Михаил Луконин, Сергей Наровчатов... Этот список я мог бы еще и еще продолжать. К сожалению, никого из них нет уже в живых. Одни погибли на фронте, так и оставшись навсегда молодыми, другие ушли из жизни уже в мирные дни.
В последние годы М.Д. Львов жил в Москве, работал заместителем редактора журнала «Новый мир».
— Я очень дорожу временем. Ведь сколько еще надо успеть! Сейчас работаю как никогда. Порой по пятнадцать-шестнадцать часов — суток не хватает, — признавался Михаил Львов. — Пишу о погибших, о ветеранах. Эта тема приходит сама, как боль.
25 января 1988 года поэт умер. На прощании были и уфимцы. Писатель Ибрагим Абдуллин сказал: «Михаил Львов родился в Башкирии, в живописнейших местах Южного Урала. На Южном Урале сосредоточены все элементы периодической системы Менделеева. А в Михаиле Львове были сосредоточены все лучшие черты человека. Он очень любил Башкирию, песенные реки Агидель, Юрюзань... Каждый приезд Львова в Уфу был праздником не только для друзей, любителей поэзии, но и для всех земляков. А сегодня празднует смерть — мы придаем его бренное тело в общий мавзолей — землю. Но у нас у каждого есть свой мавзолей — сердце, и мы будем хранить светлый образ Михаила Львова — Рафката, пока бьются наши сердца... Прощай дорогой Миша-Рафкат».
9 мая, в День Победы, в эфире всегда звучит песня Александры Пахмутовой:

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым...

Автор этих доходящих до сердца каждого строк — солдат Великой Отечественной Михаил Львов, наш земляк.
На малой родине поэта в селе Насибаш Салаватского района сохранился небольшой деревянный домик, на нем укреплена мемориальная доска с надписью: «В этом доме родился известный советский поэт Михаил Львов (Габитов Рафкат Давидович). 1917—1988».

ПЕСНИ ГАБЯШИ
В январскую стужу 1942 года жители деревни Челкак Бураевского района провожали в последний путь талантливого композитора, педагога и ученого Султана Хасановича Габяши.
Родился он 13 мая 1891 года в татарском селе Сулабаш Казанской губернии. Рано проявился у него интерес к музыке. Не случайно во время учебы в Уфимском реальном училище он брал уроки музыки у уфимских преподавателей. Выпускникам реального училища были открыты двери высших технических заведений, но Габяши пошел своим путем: он получил признание как композитор и исполнитель. (Кстати, своим путем пошел и другой воспитанник этого училища — будущий писатель Степан Злобин). С успехом играл Габяши на скрипке и фортепьяно. Но сам он не переоценивал своих способностей. Видимо, поэтому в 1916 году, после окончания училища, поступил на юридический факультет Казанского университета.
Трудовую деятельность он все же начал как музыкант-профессионал. Во время революции преподавал пение в школах, писал музыку к спектаклям труппы «Сайяр», записывал народные мелодии, выступал в концертах.
После революции Султан Габяши стал видным деятелем татарской профессиональной музыкальной культуры. Испытав несправедливое отношение к себе критиков, он в 1930 году возвращается в Уфу. Широко известный сейчас Институт истории, языка и литературы, в котором трудятся специалисты-музыковеды, тогда назывался Башкирским научно-исследовательским институтом национальной культуры. И стал Габяши научным сотрудником института, возглавив кабинет музыкального фольклора. Здесь им было записано около двухсот татарских и ста башкирских песен. Вырос его авторитет как музыкального ученого и фольклориста.
Трудно очертить круг интересов Габяши в уфимский период: преподавал в Башкирском техникуме искусств, занимался хоровыми обработками татарских и башкирских народных напевов и песен, писал учебные пособия и статьи в журнале «Яналиф», но больше всего его привлекала работа над сценической музыкой.
Султан Хасанович стал одним из создателей первых татарских опер «Сания» (имя главной героини) и «Эшче» (Рабочий»). О премьере «Сании» говорили и писали не только в нашей стране, но и за рубежом. Сообщив о премьере, «Берлинский музыкальный еженедельник» поместил фотографии Габяши и его соавторов Г. Альмухаметова и В. Виноградова.
Султан Габяши, кроме того, организовывал и проводил литературно-музыкальные вечера и лекции-концерты с участием хоровых коллективов.
В 1940 году Султан Габяши стал одним из руководителей Союза композиторов Башкирии. Но пошатнувшееся здоровье и, возможно, угроза репрессий заставили Султана Габяши уехать в деревню. В 1941—1942 годах он — преподаватель музыки в средней школе. 12 января 1942 года в жизни талантливого композитора и ученого была поставлена последняя точка.
Могила Султана Габяши находится на сельском кладбище, расположенном в 200 метрах на северо-восток от села Челкак. Памятник высотой один метр, конусообразный. В центре укреплена мраморная плита с надписью: «Композитор Султан Габяши. 1891—1942.» Над текстом — портрет композитора на керамике.
Давно уже нет Султана Габяши, но произведения его, песни его живут.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле