ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ
Венок сонетов
I
А что познанье – суета!
Глуп всякий, кто в упрямстве яром
на это тратит время даром –
ведь, как известно, жизнь проста.
Доходы – зримый плод труда –
вот что должно быть идеалом
во всяком деле (даже в малом):
всё остальное – ерунда.
Но если чуткая душа
глуха к размерам барыша?
Ей скучно при таком укладе.
Что ж, в этом тоже есть резон...
Гармония – цель всех времен!
(К примеру, в древности, в Элладе.)
II
К примеру, в древности, в Элладе –
Перикла вспомним времена –
там, при определённом взгляде,
суть поразительно стройна.
Ещё о славном демократе:
средь прочих есть одна вина –
на нём и на его плеяде
Пелопоннесская война.
У греков был культурный пик.
(Как хочется сравнить тот миг
с победой на олимпиаде!)
Да их прогрессу вышел срок.
И, зачиная эпилог,
никто не думал о расплате.
III
Никто не думал о расплате.
Судьбы не знаешь наперёд –
так стрелка задает черёд,
командуя на циферблате.
Секунда. И уже в разладе
с тобою белый свет живёт:
всё станет задом наперёд,
а ты останешься внакладе.
Из года в год, из века в век
с природой спорит человек –
дерзит. И это не беда –
всего лишь робкое предвестье:
эпохи варварства – возмездье
за окрылённые года!
IV
За окрылённые года
издревле воздают с лихвой.
Припомни только – мир всегда
неразделим с людской молвой –
никто, нигде и никогда
не удержал порядок свой:
полузабыты города,
руины поросли травой.
А, скажем, римлянин иль гот,
мечом верша переворот,
в учении не знал стыда.
И продолжался путь познанья...
Стоп! Тут пора напоминанья:
всё блажь – дорога в никуда.
V
Всё блажь – дорога в никуда:
действительность всегда реальна –
хоть истина и тривиальна,
да нету от неё вреда.
К чему ученья маета,
когда известно изначально –
жизнь развивается фатально.
(И надо думать – неспроста!)
Над смыслом стоит ли корпеть?
Над фолиантами сидеть
возможно только скуки ради.
Пора бы всем понять давно:
учён иль неуч, всё равно –
всё тленно при любом раскладе.
VI
Всё тленно при любом раскладе –
смерть, вызывая на порог,
не станет чваниться в обряде,
а просто подведёт итог.
И даже девственник в квадрате,
неумолимый, как пророк,
сродни погрязшему в разврате,
ей-ей, окажется – дай срок!
Так для чего себя терзать
и с видом знатока болтать
об эфемерном личном вкладе?
Во что?! Ты – червь... Ты – немота...
Но интересная черта
есть в незабвенном постулате.
VII
Есть в незабвенном постулате,
пробившемся через века,
та заповедная строка,
где сказано о нашем брате
(отчасти всё же азиате)...
Итак, живи наверняка
в пределах своего мирка,
подобно божеству в окладе.
Но знай – придет священный час:
земля, где ты скотину пас,
вдруг оскудеет – и тогда
война... И это не секрет.
А у войны один завет –
разительная прямота.
VIII
Разительная прямота
набегов кочевых племён
всегда немыслимо люта –
в резне степняк был изощрён...
Европа что – не им чета:
не лезли люди на рожон,
в лесные уходя места
и создавая там кордон.
Так повторялось много раз
и утвердилось как наказ
отцов – менялись только сроки.
И вот, привычкам всем назло,
не благоденствие пришло,
но лишь подобие мороки.
IX
Но лишь подобие мороки
смешенье нравов принесло –
особенно не повезло
славянам у восточной кромки.
К чему теперь искать обломки –
быльём былое поросло:
уж в прошлом сколько вех прошло
и исказилось в поволоке...
А выходец из диких орд
привык и зажил вперевёрт –
не будем же к нему столь строги –
осел он там, где мы живём:
смешались нации потом –
в предощущении дороги.
X
В предощущении дороги
в Европе сотни лет назад
сроднились, позабыв упрёки,
абориген и азиат.
И до сих пор, минуя склоки,
традиционно наугад
живут они без подоплёки
от Приуралья до Карпат.
Чужим загадочен их путь.
А нам самим ясна ли суть?
Блажим: то брань, то похвальба –
фантазиям не знаем меры...
Хотя видение химеры
пройдёт – и ты поймёшь себя.
XI
Пройдёт – и ты поймёшь себя...
И всё-таки кто даст ответ,
есть толк в познанье или нет?
Без меры длится ворожба,
а в результате стыдоба:
из разных мыслей винегрет –
уж это вовсе не секрет.
Одно название – судьба.
Но благотворный свет прольётся –
как испокон веков ведётся –
он примирит и обнадёжит,
и смысл подарит... (Не фетиш!)
Проникнувшись, ты всё простишь
и предков оправдаешь тоже.
XII
И предков оправдаешь тоже –
их скудный быт, их дикий нрав
зачтёшь как должное... И что же,
кто за познание – тот прав?
Конечно! И не уничтожит
несметность вторгшихся орав,
что человек веками множит
не для бессмысленных забав.
Да, только верится с трудом.
Взглянуть внимательней кругом –
сомненье тотчас огорошит:
везде разор и нищета...
Не то! Поймёшь, в чём правота,
ты, каждый день начав итожить.
XIII
Ты, каждый день начав итожить,
всем сердцем прикипишь к труду,
и позабудешь про нужду,
и перестанешь плоть тревожить.
Как много нужно уничтожить
пороков, чтобы пустоту
душевную на полноту
сменить – и жизнь не покорёжить!
Оно всё так, когда б не стыд:
ты должен быть и пьян, и сыт –
иначе, не поняв, тебя
сочтут за вечное дитя.
Кто спорит! Меру обретя,
познаешь радость бытия.
XIV
Познаешь радость бытия
лишь в гармоничном сочетанье:
душа и плоть даны не зря –
у них одно предначертанье.
Ему-то и благодаря
мы существуем в мирозданье
как самобытная семья –
другим, возможно, в назиданье.
Ну это ты, браток, хватил –
такое здесь нагородил.
(Нелепица, белиберда!)
Откуда эта дерзновенность?!
Жизнь – вот единственная ценность!
А что познанье – суета.
XV
А что познанье – суета!
К примеру, в древности, в Элладе
никто не думал о расплате
за окрылённые года.
Всё блажь – дорога в никуда:
всё тленно при любом раскладе.
(Есть в незабвенном постулате
разительная прямота!)
Но лишь подобие мороки
в предощущении дороги
пройдёт – и ты поймёшь себя.
И предков оправдаешь тоже.
Ты, каждый день начав итожить,
познаешь радость бытия.
Написать
отзыв Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |