> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 01'06

Валентина Сорокина

НОВОСТИ ДОМЕНА
ГОСТЕВАЯ КНИГА
XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Театрально-декорационное искусство Галии Имашевой

Достижения башкирской сценографии в значительной мере связаны с творчеством народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии имени К. С. Станиславского Галии Шакировны Имашевой, которой принадлежит ведущая роль в деле становления и развития национальной школы театрально-декорационного искусства. На протяжении сорока шести лет ее творческая деятельность неразрывна с жизнью Башкирского ордена Трудового Красного Знамени академического театра драмы имени М. Гафури, куда Имашева пришла работать художником в 1936 году вскоре после окончания Уфимского техникума искусств. Она росла вместе с театром, его драматургией, режиссурой, обретая на этом долгом пути опыт и мастерство. Более двухсот спектаклей оформила Имашева за эти годы, и по праву разделяла славу и успехи родного театра. Произведения Галии Шакировны, выражая идейно-художественные поиски театра, представляют в то же время явление самостоятельное и глубоко индивидуальное. Какие качества его характеризуют! Убедительный ответ на это дают ее произведения последних десятилетий, когда творчество автора достигло зрелости и высокого мастерства.
Значительное место в творчестве художника занимает работа над спектаклями по произведениям башкирских драматургов. Это объясняется не только репертуаром театра, но также и личными устремлениями автора, любящего и знающего свой народ, его историю, быт. Знание материала, сочетающееся с эмоциональностью, поэтичностью, живописной культурой художника, позволяют ей создавать произведения, обладающие большой силой художественного воздействия.
Одна из ярких страниц в творчестве Имашевой — работа над трагедией М. Карима «В ночь лунного затмения», к которой она впервые обратилась в 1964 году. Появление этого спектакля стало событием в культурной жизни нашей страны. Истинно народная, философская драматургия М. Карима нашла в лице Имашевой достойного интерпретатора. Ею создан зримый художественный образ спектакля, в решении которого ею найдена поэтическая метафора-цвет, роль которого здесь определяющая. Во все покартинные декорации она вводит глубокий, напряженный цвет фона. Он замыкает сценическое пространство, становясь как бы символом тех незыблемых нравственных устоев, обычаев, жертвами которых становятся герои спектакля. От действия к действию этот цвет сгущается, охватывая все большее пространство и предвещая трагическую развязку. Глубокий, гармоничный колорит, в котором выдержаны декорации, позволяет художнику одновременно подчеркнуть выразительность немногословных деталей, народных костюмов. В сценическом решении Имашевой воссозданы образы башкирской природы, картины народной жизни. С подлинной страстью рисует художница и героев спектакля, наделяя их яркими характерами. В целостном художественном решении — деталях костюма, мимике, пластике, цвете определяется психология героев.
Актеры Башкирского академического театра драмы им. М. Гафури не раз говорили о том, что эскизы Имашевой помогали им найти пластический рисунок образов.
Эскизы Г. Ш. Имашевой к спектаклю «В ночь лунного затмения» — это произведения философско-трагедийного звучания. Мудрость художника, поэтичность его восприятия позволяют донести до зрителя высокое звучание драматургии М. Карима. Они несут ярко выраженный национальный колорит, заключенный в истинном знании и проникновении в народные судьбы, в цветовом строе. Живописная выразительность этого цикла произведений составляет их особую эстетическую ценность.
За оформление спектакля «В ночь лунного затмения» Галия Шакировна Имашева была удостоена звания лауреата Государственной премии имени К. С. Станиславского.
К этому произведению М. Карима Имашева обращалась неоднократно. Ею исполнено оформление этого спектакля для драматических театров Уфы, Горького, Бреста, Златоуста, Салавата, и каждый раз она стремилась найти новое решение.
Глубоко чувствуя и понимая драматургию М. Карима, открывающую художнику большую возможность для вдохновения и творческой фантазии, Имашева в 1982 году начала работать над живописным триптихом на тему трагедии «В ночь лунного затмения», сочетая в нем элементы станкового и театрального искусства.
Монументальны, драматичны, полны динамики эскизы, созданные Галией Шакировной к спектаклю «Салават Юлаев» по драме М. Карима (1972 г.).
В эскизе занавеса изображается бурный, неодолимый бег лошадей, стремительность которого выявлена пластикой, подчеркнута контрастами цвета. Открывая спектакль, занавес, выражающий дух народной вольницы, предопределял его основную идею.
В оформлении к «Салавату Юлаеву» автор отказывается от бытовой конкретности, создавая обобщенно-образную среду для развития действия. Избранный художником язык символики и аллегории способствовал усилению образной, исторической значимости спектакля.
Тема народного мужества, подвига была продолжена Имашевой в работе над балетом Н. Сабитова и X. Ахметова «Салават» (1979 г.), обращение к которому не было случайным. Это еще одна грань в ее восприятии, понимании образа легендарного героя башкирского народа. Героико-патриотическое звучание здесь на первом плане, оно находит гармоническое композиционное, живописное решение. Вся сила поэтической, взволнованной души автора воплощена в полных страсти, напряжения эскизах, каждый из которых, начиная от суперзанавеса и кончая финальной сценой, строится на языке суровой мужественности, обобщений.
Народный поэт Башкирии Мустай Карим в одном из интервью так определил творчество мастера: «Г. Ш. Имашеву я отношу к тем театральным художникам, которые умеют вникнуть в суть произведения. Мне близка ее манера работы своей подлинностью, искренностью. Имашева своим искусством не отвергает драматургию, а как бы соперничает с драматургом языком пластики во имя утверждения его позиций, мыслей».
По выразительности, мастерству к вышеперечисленным работам Имашевой примыкают ее эскизы к спектаклю «Нэркэс» по легенде И. Юмагулова. Их язык поэтичен и возвышен, созвучен авторскому повествованию об истории любви двух молодых людей.
Образы Нэркэс и ее возлюбленного, словно высеченные из камня, предстают как символ высокой и чистой любви в эскизе занавеса, мелодичном и величественном, словно напев курая. Декорации раскрывают главную мысль пьесы — борьбу добра и зла. Изящно и красочно, как ковровая роспись, решается картина, изображающая мир Нэркэс, мир добра и света. Здесь легки и стремительны линии, звонки краски. Становится тревожным и напряженным звучание цвета, шероховатой фактура в эскизе, раскрывающем мир противоположный, где царят алчность и жестокость.
В серии названных произведений воплощен подлинно народный характер творчества мастера, которому доступно постижение глубин жизни, тонкое чувство национального колорита. Имашева развивает в своих работах декоративные начала, присущие башкирской школе живописи, находя свой почерк. Идеалы художника, тепло ее души живут в них.
Современностью звучания, самобытностью видения отличается оформление, исполненное Имашевой к постановкам — «Материнское поле» Ч. Айтматова (1961 г.), «Мое сердце с тобой» Ю. Чепурина (1971 г.), «У соседей гости» Н. Наджми (1976 г.), «Бурая сирень Н. Асанбаева (1976 г.) и другие. Каков бы ни был жанр драматургического произведения — историко-революционная пьеса, бытовая драма — к каждому из них художник находит индивидуальное решение.
Пьеса А. Карная «Мы вернемся» рассказывает о борьбе за Советскую власть. Среди множества постановок на эту тему, осуществленных советскими мастерами, эскизы Галии Шакировны сохраняют неповторимую выразительность. Ею создана целостная композиция, емкая по смыслу. Смелым размашистым становится почерк автора, стремящегося передать всем комплексом изобразительных средств — цветом, светом, объемом, ритмикой — дух времени.
Оформляя комедию Н. Наджми «У соседей гости», она населяет сцену бытовыми подробностями, трактованными в забавной композиции, отвечающей характеру жанра.
Пьеса А. Мирзагитова «Матери ждут сыновей» вновь обращает мастера к языку поэтики и символов.
Говоря театральным языком, в репертуаре Г. Ш. Имашевой также немало эскизов к произведениям зарубежной драматургии — «Остров Афродиты» А. Парниса (1960 г.), «Чудеса в гостиной» Д. Лоусена (1963 г.), «Магомет» Вольтера (1965 г.), «Ромео и Джульетта» В. Шекспира (1970 г.), «Мария Тюдор» В. Гюго (1974 г.) и др. Их пластический язык выведен автором из содержания произведений. Он современен по образному решению. Их цветовая и ритмическая композиция выявляет конфликт среды и героя.
По-своему и по-русски оформляет Галия Шакировна и русскую классику. Успех спектакля «Грех да беда на кого не живут» А. Н. Островского, поставленного театром в 1973 году, во многом был обусловлен смелым, новаторским оформлением художника. В декорациях она отказалась от традиционной павильонной системы, применив образное обозначение предметов и деталей, воплощающих купеческий мир. Юмор, гротеск и правду содержало в себе ее оформление.
Работая над драмой А. П. Чехова «Иванов» (1978 г.), Имашева и здесь нашла принципиально новое для себя решение. Покартинная живописная разработка предыдущих постановок сменяется единой декорационной установкой. Тем большая сложность стояла перед художником — в одной декорации передать смысл всего спектакля. Она решила эту задачу. Чеховскому настроению созвучна декорация с изображением заброшенного осеннего сада с совиными гнездами на умирающих деревьях, особняк в полумраке его. Цветовая гамма выдержана в сочетаниях серебристо-серого, оливкового, коричневого тонов и помогает выявить характер действия.
За последние годы в театре Имашева оформила спектакли «Последняя схватка» Т. Бикмаева (1979 г.), «Голубая шаль» К. Тенчурина (1981 г.), «Операция» Г. Шафикова (1982 г.), которые получили широкое признание. «Голубая шаль» была показана в 1982 году в Ленинграде на IV Всероссийском смотре драматургии и театрального искусства народов СССР. В своем обозрении фестивальных спектаклей кандидат искусствоведения П. Романов писал об оформлении Галии Шакировны: «Буйные краски народного художника РСФСР Г. Имашевой не просто заполняют сцену. Они словно бы разделяют ее на три плоскости. Верхняя — голубая шаль с неброским, но удивительно гармоничным орнаментом, раскинувшаяся крыльями огромной птицы над всем пространством сцены. За ней, удаляясь к горизонту, вторая, третья шали — как бы предназначенные девушкам, которым еще предстоит испытать столь же ясную и чистую любовь, как Майсаре и Булату. Мир народного творчества, фантазии, величия рук человеческих. Вторая плоскость — полукружье реальной, земной жизни с воротами, колодцем, изгородью. Здесь разыгрываются в основном бытовые сцены. Третья плоскость — авансцена — свободное пространство. Тут в отсутствие всяких примет бытовизма бурлит театральный мир — пестрый, не скрывающий условностей народного театра». Трижды участвовала Имашева в фестивалях национальной драматургии народов СССР, за что дважды была награждена дипломами I степени.
Творческая жизнь Г. Ш. Имашевой была насыщена и активна. Она оформляла спектакли, концерты, для Башкирского ансамбля народного танца ряд костюмов, отмеченные дипломом I степени Всесоюзного смотра ансамблей народного танца. В 1979 году ею исполнены также костюмы для кинофильма «Всадник на золотом коне», поставленного на Мосфильме.
В 1972 году Башкирский академический театр драмы имени М. Гафури был на гастролях в Москве, которые проходили в театре имени Ермоловой. Здесь, в фойе, была развернута выставка работ Г. Ш. Имашевой, звучали башкирские мелодии, которые, сочетаясь с поэтическим настроем произведений художника, вводили зрителя в особый мир театра. Затем состоялось обсуждение выставки, на котором было отмечено, что она помогла открыть эстетическое лицо театра, способствовала его успеху у зрителя. Это интересное начинание было продолжено, и в последующие годы выставка побывала вместе с театром в Ленинграде, Казани, Ташкенте, Алма-Ате, Уфе, находя широкой резонанс прессы, зрителей.
За свой труд замечательный художник удостоена высоких званий и награждена двумя орденами «Знак Почета».
Искусство Галии Шакировны Имашевой — это целый мир, в котором воплощены и режиссерское видение, и актерское сопереживание, и колористический дар большого художника.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле