|
Ирина Севастьянова
СОЦВЕТИЕ КУРАЯ
Взгляни на глобус:
Вот он — шар земной,
На нем Башкирия
С березовый листок величиной.
Всего лишь навсего
Не больше
Обыкновенного листка,
Береза же — великая Россия —
Так зелена, так высока!
(Мустай Карим. Отрывки из цикла «О березовом листе»)
Художественная жизнь республики Башкортостан в процессе непрерывного
творческого поиска и развития. Свой вклад в это благородное дело вносят
художественные школы и отделения школ искусств, изобразительные студии
(сейчас в республике 19 художественных школ и 59 художественных отделений).
Мы возлагаем большие надежды на наше подрастающее поколение.
Творческие работы детей из Башкортостана успешно экспонируются не только в
России, но и во многих странах мира. И везде они вызывают живой интерес,
находят отклик у зрителя. Юные художники живут яркой, насыщенной событиями
жизнью. Во многом это связано с различными конкурсами детского
художественного творчества, которые проводятся в Уфе.
Самыми престижными в республике являются учрежденные Министерством культуры
и национальной политики Республики Башкортостан Открытый республиканский
конкурс детского художественного творчества им. А. Э. Тюлькина (инициатор —
Детская художественная школа № 2 города Уфы) и Открытый республиканский
конкурс детского художественного творчества им. А. А. Кузнецова (инициатор —
Детская художественная школа № 1 им. А. А. Кузнецова). Цель конкурсов —
продолжить традиции, творческие поиски этих выдающихся уфимских художников и
педагогов.
Большой популярностью у детей пользуется Открытый республиканский конкурс
детского юмористического рисунка «Черниковская котовасия», который
проводится в День юмора — 1-го апреля, и Республиканский конкурс детского
рисунка «Цветные подковки», шутливо называемый нашими детьми «лошадиным
конкурсом».
* * *
Дом журналистов в Санкт-Петербурге в феврале этого года превратился в яркую,
веселую страну красок. Здесь проходила выставка детских работ «Соцветие
курая», в которой приняли участие художественные школы, школы искусств и
изостудии Башкортостана. В экспозиции были представлены живописные и
графические композиции, произведения декоративно-прикладного искусства юных
дарований.
Выставку открыла Ольга Николаевна Ижбульдина — первый заместитель министра
культуры и национальной политики РБ. В своем выступлении она рассказала о
художественной жизни республики, акцентируя внимание на развитии детского
творчества. На открытии присутствовали художники, искусствоведы,
преподаватели, журналисты Санкт-Петербурга. Высокий уровень детских работ,
их неисчерпаемую фантазию отметил в своей речи ректор Санкт-Петербургского
института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина,
действительный член Российской Академии художеств — Альберт Серафимович
Чаркин. Много теплых слов о творчестве наших детей сказала Галина Алексеевна
Осинская — руководитель пресс-службы общественного совета Санкт-Петербурга и
сопредседатель попечительского совета музея «Детский Эрмитаж».
Профессионализм в сочетании с чистотой и искренностью в работах юных
художников Башкортостана отметила Наталья Васильевна Гуляева — директор
музея «Детский Эрмитаж». Все детские работы с Открытого республиканского
юмористического конкурса «Черниковская котовасия» были переданы одному из
крупнейших музеев нашей страны — Государственному Эрмитажу.
Выставка «Соцветие курая» формировалась на основе республиканских конкурсов
детского художественного творчества: «Урал-батыр», «Легенды седого Урала»,
им. А. Э. Тюлькина и им. А. А. Кузнецова. Петербургские зрители тепло и
радушно приняли экспозицию, проявив большой интерес к истории, культуре,
традициям, обычаям народов Башкортостана.
«Башкирия — мой край родной» — так называется коллективная работа,
выполненная Эльвирой Сайфутдиновой, Еленой Жигаловой и Аленой Шлыковой
(войлок, ДХШ № 1 г. Стерлитамак). Композиция гармонично сочетается с фоновой
средой, где органично читается бытовой мотив: белые юрты, летние кочевья,
люди, занимающиеся хозяйственными делами. Данный сюжет продолжается в батике
Елены Гафаровой «Наши корни» (ДШИ г. Ишимбай). В работе Ани Рыжовой «Танец
шамана» (войлок, ДХШ № 1 г. Стерлитамак) достигнута гармония фона и цвета.
Автор показала неистово движущегося колдуна с бубном в танце камлания.
Данная композиция создает у зрителя ощущение незримого присутствия
вызываемых им духов.
На выставке было много работ, где дети обратились к устно-поэтическому
творчеству башкир к эпическим сказаниям: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк
и Хыухылыу», «Камыр-батыр». К древнему образу национального героя обратились
Ансар Ягафаров «Храбрый Урал и злой дев» (тушь, перо, ДШИ с. Аскарово
Абзелиловского района), Денис Нагаев «Урал-батыр» (пастель, ДХШ № 2, г.
Стерлитамак) и многие другие. Урал — абсолютно бескорыстный батыр, все
подвиги он совершает во имя счастья людей. Рядом с ним его верный друг,
мифический белый конь Акбузат. Он верно служил своему хозяину и на земле, и
в воде. Покоряет своей искренностью, теплотой исполнения войлок Анжелы
Нажмутдиновой «Акбузат» (ДШИ, село Архангельское Архангельского района).
Близко по содержанию к «Акбузату» сказание «Заятуляк и Хыухылыу». Водяная
красавица Хыухылыу дана в плоскостном решении в работе Альбины Сафиуллиной «Хыухылыу
в царстве Асылыкуля» (гуашь, ДХШ г. Октябрьский), где причудливая гармония
цвета соединяет земной и подводный мир.
Национальный герой и поэт башкирского народа Салават Юлаев — один из любимых
персонажей в творчестве наших детей. На выставке особый интерес вызвали
работы Ани Бондаренко «Возвращение домой» (гуашь, ДХШ № 2, г. Уфа), Тагира
Мойвалиева «Первый подвиг Салавата» (гуашь, ДХШ № 1, г. Уфа), Алены
Шагалиевой «Юность Салавата» (восковые мелки, ДХШ г. Туймазы).
Поэтичные и красивы башкирские легенды о небесных светилах. Одна из них —
«Луна и Зухра». В легенде повествуется о злой мачехе и девушке — сироте,
которую в лунную ночь отправили за водой. Луна и звезда спустились,
подхватили девушку, подняли на небеса. Нежной и трогательной мы видим
героиню в работах Галины Елисеевой «Зухра» (войлок, ДШИ, село Архангельское
Архангельского района), Анжелики Файрушиной «Зухра» (черная паста, ДМШ
поселок Серафимовский Туймазинского района). Драматичен рассказ о
рыжеволосой девушке, которую по приказу муллы отец отвел жить на камень.
Сложную технику граттажа использовала Изольда Валиева при создании
композиции «Сарыбашташ» («Желтый камень» (ДШИ, село Чекмагуш Чекмагушевского
района). «Живет» камень в образе дивно прекрасной девушки, «движутся»
золотистые косы по его изумрудно-зеленой поверхности, создавая причудливую
форму рыжего мха. Глубокая выразительность образа гармонично сочетается с
цветом, рисунком, композиционным построением. Ряд башкирских легенд и
поверий повествуют о том, что реки, озера, горы и камни умеют чувствовать,
как и люди. В композиции Элины Каюмовой «Большой и Малый Инзер» (гуашь, ДХШ
№ 2, г. Уфа), спит Малый Инзер, он изображен на переднем плане, а на втором
мы видим улыбающегося Большого Инзера, который проснулся раньше и понес свои
воды направо. Проснется Младший Инзер и потечет в другую сторону. Так и
льются две реки через древние Уральские горы.
Трудно представить башкирскую культуру без древнего национального
инструмента — курая. Альфия Валишина в композиции «Мелодии курая» (батик,
ДХШ № 2, г.Стерлитамак) создала образ красивого, статного юноши, играющего
на курае в окружении благодарных слушателей. Кураист изображен на фоне
уральского пейзажа. Автор использует насыщенные, декоративные цвета.
В экспозиции было представлено много работ, где юные художники обратились к
быту, обычаям, верованиям, празднествам башкирского народа. С большой
теплотой и любовью изобразила интерьер башкирского дома Лейла Каримова в
композиции «Бабушки» (акварель, ДШИ, село Субхангулово Бурзянского района).
Розовые шторы, цветные подушки, коврики с национальным орнаментом. Все это
пронизано добротой, душевностью, искренностью. Продолжение бытовой темы
петербургский зритель увидел в красивой, изящной композиции Даши Потаповой
«Домашние хлопоты» (гуашь, Центр детского и юношеского творчества
Октябрьского района г. Уфы), в работе Гульсины Галеевой «В башкирском доме»
(гуашь, Республиканская художественная гимназия — интернат им. К. С.
Девлеткильдеева, г. Уфа).
Большое место в экспозиции выставки занимали портреты. Умные, выразительные
глаза, открытое чистое лицо видит зритель в работе Даши Рудик «Бабушка Алсу»
(тушь, перо, ДХШ № 2, г. Стерлитамак). Несмотря на внешнюю скромность,
теплое и радостное настроение вызывает композиция Стаса Ситникова «Апай»
(гуашь, Воскресная школа, г. Салават). Попытка передачи внутреннего
состояния через цвет чувствуется в работе Сони Дьяченко «Сумерки» (гуашь,
ДХШ № 2, г. Уфа). Декоративность, лиричность прослеживается в работе Ирины
Зуркарнеевой «Уязинская красавица» (гуашь, ДХШ, г. Октябрьский).
Дети очень любят писать пейзажи. Чистый морозный воздух, занесенные снегом
деревянные постройки, мечеть — простой незамысловатый сюжет в композиции
Алены Герасимовой «Зима» (гуашь, ДХШ № 2, г. Уфа). Ощущение поэзии тихого
зимнего дня в работе Карины Мустафиной «Зима» (гуашь, ДХШ № 1, г. Уфа).
Среди натюрмортов выделяются работы Гузель Булякановой «Натюрморт с
самоваром» (гуашь, ДХШ, г. Сибай), Юли Шефф «Башкирский мотив» (пастель, ДХШ
№ 2, г. Уфа), Сергея Артамонова «Натюрморт у окна» (гуашь, ДХШ № 1, г. Уфа),
Полины Лобачевой «Натюрморт с самоваром» (гуашь, ДХШ, г. Белорецк).
Высокой оценки заслужили представленные в экспозиции графические листы
Ярослава Позднякова «Легенды о коне» (цинкография, ДХШ № 1, г. Уфа), Ирины
Славкиной «Заброшенный дом» (гравюра на картоне, ДХШ, г. Нефтекамск), Дины
Николаевой «Зима в Уфе» (гравюра на картоне, ДХШ № 2, г. Уфа).
Выставка окончилась. Мы благодарим Общественный совет Санкт-Петербурга,
музей «Детский Эрмитаж», Осинскую Галину Николаевну, Международный
благотворительный фонд Владимира Спивакова в Республике Башкортостан (Г. Х.
Камаева) за содействие в организации выставки «Соцветие Курая» и искренне
надеемся, что детские работы запомнились петербургским любителям искусства.
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |