> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 08'06

Габриэль Пикунова-Уждавини

XPOHOC
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Габриэль Пикунова-Уждавини

Неизвестный рисунок К. С. Девлеткильдеева

В настоящее время, когда в Башкортостане идет изучение, осмысление основных этапов своей истории, периодов развития искусств, культуры в целом, важна каждая деталь, касающаяся личности тех, чьи произведения вошли в бесценное художественное наследие нашего народа.
У истоков башкирского изобразительного искусства рядом с малочисленными тогда в Уфе художниками стоял Касим Салиаскарович Девлеткильдеев (1987—1947), получивший художественное образование в Петербурге, первый башкирский художник-профессионал, признанный в России мастер акварели.
Он — участник больших, солидных выставок, проходивших в республике и стране вплоть до наших дней. Так на Всероссийской выставке портрета в Москве в 1987 году были представлены работы двух художников из Башкортостана: Ахмата Лутфуллина и Касима Девлеткильдеева.
Это был мастер драматической судьбы. Достаточно сказать, что лишь в 1967 году, через 20 лет после ухода, впервые состоялась его персональная выставка. Мы готовили ее в Художественном музее им. М. В. Нестерова, имея небольшое, меньше 30 листов, собрание графики художника и три работы в живописи: портреты Мажита Гафури, артиста Г. Мингажева и эскиз картины «Пушкин среди башкир».
Мы попробовали разыскать и другие его произведения, быть может, находящиеся в частных руках. И не ошиблись. Если поездка в Казань, где когда-то жили родственники Девлеткильдеева, не дала результата, так как, несмотря на протест всей семьи, Касим Салиаскарович не отказался от мечты стать художником и родные отреклись от него, то в Уфе его работы мы нашли. Музей тогда приобрел пять листов акварели: у Ш. Гайнуллина «Натюрморт с раковиной», «На горе», эскиз композиции; у Е. Смолиной «Ирисы» и «Натюрморт с белым кувшином».
И вот недавно случайно узнаю, что в Уфе, в семье врачей Лазаревых с давних времен хранится подписной рисунок К. С. Девлеткильдеева. На большом листе бумаги выполнен детский портрет Дины Наумовны Лазаревой, ныне профессора БМУ, доктора медицинских наук, заслуженного деятеля науки РБ и РФ, лауреата Государственной премии.
Оказывается, семья Наума Григорьевича Лазарева, до революции члена земства в Уфе, владельца фабрики в Сатке, в 20-е годы переехала в Уфу. Глава семьи, крупный инженер-экономист был тогда членом Президиума БЦСНХ (Башкирского центрального Совета Народного хозяйства). Человек с широким кругозором, любящий отец, он заботился о музыкальном образовании двух дочерей, доверив его преподавателю Уфимского техникума искусств Вильгельму Штегману, жившему тогда в Уфе. А когда заметил у дочери Дины интерес к рисованию, то стал водить ee на занятия к знакомому художнику Юлию Юльевичу Блюменталю, окончившему Петербургскую Академию Художеств, работавшему тогда директором Художественного музея.
Лазарев Н. Г. захотел, видимо, иметь дома портрет любимей дочери. И обратился с этой просьбой к сотрудничавшему в те годы с музеем К. С. Девлеткильдееву, который, по словам Дины Наумовны, бывал у них в доме.
К сожалению, во время многих переездов семьи, рисунок пострадал, сохранность листа несколько нарушена. Но с первого взгляда видно, что такого типа рисунка-портрета среди работ Девлеткильдеева, хранящихся в Башкирском художественном музее им. Нестерова, нет. Мастер акварели, он и рисунку придал живописность. Можно оценить тонкие избирательные средства, к которым прибег художник, выполняя заказ. Лист выполнен в сложной технике: карандаш, уголь, и, возможно, пастель. Из как бы мерцающего растушеванного фона мягко выступает деликатно моделированное светотенью округлое личико большеглазой девочки с белым бантом в пышных волосах. Изящная линия края сорочки у шеи ребенка подчеркивает его нежность. В серьезном выражении глубоко посаженных глаз, сквозь детскость, проглядывает будущая личность. Автором рисунка были использованы фотографии из семейного альбома. Но рисунок Девлеткильдеева не копия карточки. Легкое смещение пропорции, карандашные акценты способствуют созданию нежного образа детства.
То, что художник ценил эту работу, свидетельствует каллиграфическая подпись: «К. Девлеткильдеев». Правда, даты нет.
Этот портрет, вспоминает Дина Наумовна, в рамке, под стеклом, всегда висел в главной комнате семьи.
Найденный рисунок обогащает наше представление о творчестве мастера, чье имя занимает достойное место среди корифеев, стоявших у истоков развития изобразительного искусства Башкортостана.

 

  

Вы можете высказать свое суждение об этом материале в
ФОРУМЕ ХРОНОСа

 

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле