Юрий Нечипоренко |
|
|
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
ДОМЕННОВОСТИ ДОМЕНАГОСТЕВАЯ КНИГА
"РУССКАЯ ЖИЗНЬ""МОЛОКО""ПОДЪЕМ""БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ"ЖУРНАЛ "СЛОВО""ВЕСТНИК МСПС""ПОЛДЕНЬ""ПОДВИГ""СИБИРСКИЕ ОГНИ"РОМАН-ГАЗЕТАГАЗДАНОВПЛАТОНОВФЛОРЕНСКИЙНАУКАПАМПАСЫ |
Юрий НечипоренкоПоэзия и религияВ сентябре этого года в Вене прошла представительная конференция "Самиздат и Тамиздат", которая была организована Ассоциацией исследователей Самиздата и посвящена истории общению интеллигенции Востока и Запада во времена холодной войны. Интерес к данной теме обусловлен со стороны западных ученых тем, что во времена, когда существовал запрет на обмен информацией со стороны советских властей, существовали же и эффективные механизмы, позволяющие все эти запреты обойти. Сейчас же, когда налицо более свободный обмен информацией, налицо охлаждение между интеллектуалами Востока и Запада. Я оказался единственным исследователем из Москвы на этой конференции и представил на конференции доклад, ряд положений которого изложены ниже. С приходом советской власти поэзия в российском обществе была призвана нести дополнительные нагрузки: и не только идеологические и пропагандистские. Чтобы понять механизм происшедших в ХХ веке в России процессов, следует рассмотреть широкий контекст преобразований. Техническая модернизация страны и победа над безграмотностью имели своим парадоксальным результатом "откат" назад, отказ от христианства приводил к возвращению языческих верований (к примеру, формировались представления о "вождях революции", по сути происходило обожествления таких "вождей"). Это обожествление принимало формы преклонения не только перед авторитетами, но и перед теориями… По версии властей, жизнь в обществе подчинялась теориям "научного коммунизма", "марксизма-ленинизма" и др. Сила и вездесущесть этих теорий были почти мистическими. В то же время власти бдительно следили за атеистическим воспитанием детей. Подросткам необходимо было пройти ряд посвящений, напоминающих инициационные практики древности (вступление в пионеры, комсомол). Однако для православных родителей такие ритуалы были сродни сатанинским - церковь давала христианам свою обрядовость и не терпела подмены ее другой. Воспоминания о спорах родителей с властями (по причине отказа от вступления их детей в пионеры) содержатся в любопытной книге Анатолия Наймана "Славный конец бесславных поколений": Почему дети не пионеры? Не даете нормально развиваться, держите во мраке
церковного обскурантизма? У нас свобода вероисповедания, но свободы калечить
детей у нас нет. Дети под защитой государства, и оно вправе лишить вас
родительских прав! Здесь инициалами К.С. обозначен Станислав Красовицкий, один из самых
значительных поэтов 50-х годов. Официальная отмена религии, отделение церкви
от государства, гонения на верующих и массовое атеистическое воспитание
приводили к тому, что вера принимала новые формы - и вера в Поэзию могла
заменить веру в Бога. Характерным здесь является высказывание Яна
Сатуновского, одного из поэтов круга "Лианозово" о творчестве лидера этой
группы, поэта Игоря Холина: Поэзия не может быть религией, даже «последних дней», если только это не "личная религия" поэта, который считает, что мир доживает последние дни. Начало нового мира после революции – с заменой религии на науку и поэзию – связывается у зрелого Сатуновского с концом мира вообще. Поэзия может быть религией для сектантов, отчаянных любителей (или даже фанатов) поэзии, которые готовы отринуть опыт христианства (и иных традиционных конфессий) и вернуться в архаику, в язычество особого, чувственно-рафинированного рода. И здесь не важно, является ли такой поэт противником советской власти, сторонником или "конформистом", важно то, что поворот, который произошел в обществе после революции, глубоко затронул его мировоззрение, вошел в само существо его - и те силы веры, которые связывались традиционно с религией, стали ассоциироваться с поэзией, искусством, наукой и прочими более "прогрессивными" вещами. Изначальный синкретизм первобытного мифа, в котором соединялась религиозная, художественная и научная составляющая, оживает в душе поэта - и происходит "перекоммутация": он поэзию принимает за религию, наполняет ее всеми силами своей веры. И речь идет не о каком-то "деревенском" поэте - напротив, о концептуальном, сложном для понимания неподготовленного читателя "авангардном" поэте (в случае Сатуновского любопытно то, что он человек хорошо образованный, инженер-химик). Если рассматривать историю Советской России на большом масштабе 1950-1980 годов, то мы видим на литературном и художественном рынке огромные затруднения, деформации определенных сегментов и искажения. Эти напряжения произвела "идеология" и "политика" - которую мы сейчас можем назвать результатом действия советской мифологии с ее культами "вождей" и "теорий". Но весь рынок уничтожить невозможно: когда есть те, кто хочет писать и рисовать и те, кто хочет это видеть, читать и покупать, то огромные силы - "сама жизнь" противятся существующим запретам. Возникают подпольные и полуподпольные круги, кружки, салоны, "маклаки" и разного рода агенты, осуществляющие услуги на этом рынке. Наличествует официальный рынок букинистических книг и антиквариата, возникает рынок икон, формируются "черные рынки" и прочие формы взаимоотношений продавцов и покупателей. На фоне этих всех затруднений появляются в Москве коллекционеры, отечественные состоятельные люди и заграничные - журналисты, дипломаты. Возвращаются в Россию репатрианты, представители советской элиты посещают Запад и убеждаются в престижности коллекционирования. Жизнь начинает входить в русло, которое нормальным назвать пока трудно - но возвращение Достоевского и Есенина в библиотеки, появление литературы по Патристике определяет тенденции нормализации. На фоне общественных процессов, возникших после смерти Сталина, интенсифицируется интеллектуальное общение молодежи и возникает в 50-х годах ряд поэтических кружков, которые определят дальнейшее развитие поэзии. Первым кружком исторически считают группу Черткова. Станислав Красовицкий из этой группы является по определению ряда критиков, самой яркой и одновременно самой загадочной фигурой 50-х годов ХХ века, если не всей второй половины века. Дело в том, что в начале шестидесятых годов он отказался от своих стихов, сжег их - и попросил сделать то же самое своих знакомых, у которых стихи хранились в списках. Однако многие из них наотрез оказались от совершения такого аутодофе. Станислав Красовицкий стал священником Русской православной церкви (Зарубежной) отцом Стефанием, сейчас он проживает в Подмосковье. Сравнительно недавно начался новый период творчества отца Стефания, он пишет стихи сейчас уже другого содержания, и с его стихами можно познакомиться на сайте "Православного действия" http://www.prav-de.ru/poems/index_poem.htm. Красовицкий писал не для публикации. В той системе публикации были
невозможны, они соответствовали сделке с системой на языке юношеского
максимализма. Красовицкий со своей стратегией последователен. Он отказывался
от публикации в официальных изданиях, затем вообще отказался от уже
написанных стихов. Но Красовицкий не смог их изъять из Самиздата, потому как
Самиздат жил своей жизнью, и Красовицкий ему не был "указом". Самиздат
отомстил Красовицкому, распространив под его фамилией не его стихи (только
что была издана в России обширное собрание самиздата – «Антология новейшей
русской поэзии у Голубой Лагуны» К. Кузьминского и Г. Ковалева, где почти 90
% стихов, приписываемых Красовицкому, на самом деле ему не принадлежит!) Заметим, что Ахматова говорила Бродскому: подписывайте каждое стихотворение. Она с недоверием и подозрением относилась к Самиздату, как профессиональный, давно печатавшийся поэт – к самодельщине. Однако в силу интереса к Самиздату со стороны влиятельных персон он оказывался прямой дорогой к столу той же Ахматовой, к столам редакторов радио "Свобода" - а значит, и к славе. Самиздат оказывается принципиально неистребим - и неточен, он распространяется и живет по своим законам. Здесь каждый следующий "издатель" (переписчик) может оказаться редактором, и это бытование стиха в передаче от человека к человеку, как сокращенная история переписывания античных текстов монахами Средневековья. Стратегия Красовицкого является традиционной в русской культуре. Сжигание стихов – мифоритуал, который устраивал Гоголь. Красовицкий стал носителем самого мощного мифа. Есть два Красовицких – реальный человек, который сжег свои стихи, бунтарь и борец – и «красовицкий» – порождение Самиздата, фальшивые стихи и яркий миф о непокорном поэте. Здесь мы можем высказать свою версию сжигания стихов: это событие представляется нам определенным поворотом в истории русской культуры ХХ века: Красовицкий почувствовал перевес поэзии, то, что она замещает религию, что она становится даже и товаром, и оружием, - а он хотел святости и чистоты, пользы ("вредные стихи" – потому и сжег). Красовицкий мог почувствовать, что делают из его поэзии, как она используется в Самиздате. Он был враг режима, но из тех врагов, которые не борются, а не замечают. Если додумать мысль об отказе от публикации до конца – то дело здесь не в режиме, не в социальщине, а в онтологическом статусе греховного современного бытия, выражением, квинтэссенцией которого является современная поэзия. Итак, перед нами отказ от соучастия в том, что чревато… Чреват Самиздат, чреват, то есть провокативен. Чревата и современная поэзия. Творчество Красовицкого – кульминация мифа, поворот, который он почувствовал намного раньше других. Это предчувствие, творчество жизни. Из поэзии он ушел в религиозную жизнь - и унес в нее свою поэзию. Статья была опубликована в сокращении на сайте http://www.stoletie.ru/
Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
© "РУССКАЯ ЖИЗНЬ" |
|
|
WEB-редактор Вячеслав Румянцев |