Русское поле:
Бельские
просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ
ОГНИ
Общество друзей
Гайто Газданова
Энциклопедия
творчества А.Платонова
Мемориальная
страница Павла Флоренского
Страница Вадима
Кожинова
|
Фания Даминдарова
Гульнара Исмагилова
ОПЫТ РОССИЙСКОГО ЗНАЧЕНИЯ
…Нам с русскими одна судьба дана,
Четыре века в подвигах и славе
Сплелись корнями наши племена.
Мустай Карим, 1954 г.
Каждый народ имеет переломные и решающие этапы в своем историческом
развитии. Одним из таких этапов в истории башкирского народа явилось
добровольное присоединение к Русскому государству.
История вхождения Башкортостана в состав России основательно исследована
башкирским ученым Абубакиром Нуримановичем Усмановым, автором книг
«Присоединение Башкирии к Московскому государству» (Уфа, 1949) и
«Добровольное присоединение Башкирии к Русскому государству» (Уфа, 1982).
Согласно концепции А. Н. Усманова, вхождение башкирских родов в состав
России началось в 1554 и завершилось в 1557 году. Данная версия признана
широкой научной общественностью Башкортостана.
Башкиры, понимая историческую ситуацию, возникшую после падения Казани (в
1552 году), опасность быть покоренными ногайскими и сибирскими ханствами —
мудро решили: просить покровительства у могущественного русского царя. Как
показало время, башкирские вожди приняли тогда, в середине XVI века,
правильное историческое решение.
Вхождение Башкирии в состав Русского государства было крупным и
положительным историческим событием. Положительным было то, что в крае
прекратилась феодальная междоусобица, башкиры получили возможность спокойно
жить и заниматься хозяйством, стали переходить к земледелию и оседлости. Это
в свою очередь вело к росту их численности. В составе Русского государства
было покончено с былой политической и территориальной раздробленностью
башкир, что способствовало этнической консолидации и укреплению их как
народа. Башкиры и русские крестьяне совместно осваивали природные богатства
края. Основанные в Башкирии крепости превращались в города, центры
достижений русской культуры, просвещения и науки. Хозяйственные связи между
русскими переселенцами и башкирами, участие башкирских конников в войнах и
походах русской армии привели к установлению дружеских отношений между ними.
На наш взгляд, это важное решение способствовало сближению двух народов,
взаимообогащению культур, возникновению и развитию дружеских связей. Этому
способствовало и то, что башкирский народ оставался экономически независимым
от России: налог (ясак) носил чисто символический характер.
Братское содружество русского и башкирского народов, корни которого — в
середине XVI века, оказало огромное влияние на дальнейшее развитие истории и
культуры башкирского этноса.
Башкиры, как и любой другой этнос, в своем поступательном национальном
развитии прошли основные этапы этнической эволюции (племя — народность —
нация). Происхождение и формирование башкирского народа представляет очень
сложный и длительный исторический процесс, в котором сочетались не только
древнетюркские (за ними признается доминирующая роль), но и финно-угорские,
сармато-аланские, иранские и другие компоненты. На особенности дальнейшего
развития башкирского этноса сильно сказалась и необыкновенно богатая и
разнообразная природно-географическая среда Урало-Поволжского региона. Она
оказала существенное, или даже решающее, воздействие на складывание
национальной психики, характера башкир, особенности их этнокультуры.
Отражение природных условий Урала и Поволжья мы находим и в народных эпосах
башкир — в наиболее древних источниках коллективной памяти народа.
Среди ученых есть существенные расхождения о времени и месте формирования
(прародине) башкирского этноса. По нашему мнению, более убедительной
является позиция тех авторов, которые полагают, что башкиры являются
аборигенами Урало-Поволжского региона и их формирование и развитие как
этноса происходило здесь.
Некоторые единодушие во взглядах ученых наблюдается по отношению к
хронологическим рамкам формирования башкирской народности. По мнению Н. В.
Бикбулатова, в X веке башкиры уже обладали всеми атрибутами формирующейся
народности: единой территорией, общим самоназванием, самостоятельным языком,
своеобразным культурно-бытовым укладом и системой религиозных верований1.
Завершающим этапом процесса формирования башкирской народности большинство
авторов считают конец XV — первую половину XVI века2.
Более противоречивы и дискуссионны взгляды ученых на время и сам процесс
консолидации башкирской нации. Мы считаем более аргументированной точку
зрения Б. Х. Юлдашбаева, а именно: башкирский этнос консолидируется как
нация в конце XIX — начале XX вв. Башкирское население активно вовлекалось и
в индустриальное производство, но оставалось при этом нацией преимущественно
с аграрным экономическим укладом. На наш взгляд, этот процесс наложил свой
отпечаток на многие особенности национальной культуры, национальной психики,
характера, национального самосознания и другие черты башкирской нации.
Более чем тысячелетняя (известная по письменным источникам) история башкир
была историей вызревания и формирования их единой национальной общности.
«Хотя предки древних башкир пришли на Южный Урал из различных регионов, тем
не менее, формирование башкирской народности в качестве единого
этнополитического организма происходило на современной территории расселения
башкир, — пишет Д. Ж. Валеев, — именно этот факт позволяет современным
авторам называть башкир коренным населением Южного Урала»3.
Ссылаясь на современную науку, можно объективно обосновать основные этапы и
особенности этногенеза башкир, территорию их расселения, охарактеризовать
ведущие этнические компоненты, вошедшие в состав башкирского этноса.
Существующие в литературе разногласия по некоторым вопросам (например,
этническая принадлежность племен, представлявших башкир в IX — X веках,
время сложения башкирской народности и. т. д.) отражают различные подходы к
осмыслению сложного и противоречивого процесса формирования башкирского
народа.
Существующие подходы к этногенезу башкир исходят из того, что башкирский
этнос складывался как многосоставное и многоплеменное образование4.
Основу формирующегося этноса составили древнетюркские племена, связанные
своим происхождением с Саяно-Алтайским нагорьем, Центральной Азией, Южной
Сибирью и Средней Азией.
По мнению исследователей, наиболее динамичный этап процесса этногенеза
башкир на территории древней Башкирии происходил в IX—X веках. Как
подчеркивает Р. Г. Кузеев: «Интеграция под общим названием «башкорт» племен
бурзян, усерган, тангаур, тамьян, байлар и других на территории Древней
Башкирии явилась основной фазой социально-этнического становления
древнебашкирского этноса5.
Основным направлением этнического развития было взаимодействие и смешение
древних башкир с местными приуральскими финно-угорскими племенами, а также с
булгаро-мадьярской группой, населявшей восточные окраины Волжской Булгарии.
В ряде исследований отмечается участие в этногенезе башкир местных потомков
ираноязычных сарматов.
Активизация миграции кыпчаков в Приуралье и Зауралье, вступивших в
этнические связи с древними башкирами, обусловила передачу формирующемуся
этносу многих этнокультурных признаков, объединяющих башкир с тюркскими
народами Средней Азии и Казахстана. Культурное взаимодействие и этническое
смешение различных племен и народностей «разрушило племенную и региональную
замкнутость, вело к нивелировке этнокультурных признаков, формированию
единого башкирского этноса, сложению его хозяйства, материальной и духовной
культуры»6. Вопрос о времени сложения башкирского этноса является
дискуссионным. По мнению ряда исследователей (Р. Г. Кузеев и др.), башкиры
как этнос сформировались к моменту присоединения Башкирии к Русскому
государству. В частности, Р. Г. Кузеев пишет: «В конце XV — первой половине
XVI в. этнические, территориальные, социально-экономические и политические
предпосылки, необходимые для завершения формирования башкир в народность,
сомкнулись. Обострение башкирско-ногайской борьбы и добровольное вхождение
большинства башкирских племен во второй половине XVI века в состав России и
объединение башкирского этноса в составе единого государства знаменовало
собой завершение этнической консолидации башкирского народа»7.
На наш взгляд, более соответствующей исторической действительности и
характеру сложнейших этногенетических процессов, происходивших на Южном
Урале с VIII — IX веков, является концепция, представленная Н. А. Мажитовым,
Д. Ж. Валеевым, Р. З. Янгузиным и другими, согласно которой башкирский этнос
сформировался ещё до эпохи татаро-монгольского нашествия (первая половина
XIII века). Благодаря достигнутому в домонгольский период истории высокому
уровню этнической консолидации и культурной традиции башкирский народ сумел
сохранить во времена золотоордынского ига этнокультурную самобытность и
этническое самосознание, оказывая упорное сопротивление монгольскому
завоеванию*.
Следует отметить, что этническое развитие народа протекало в органической
связи с экономической историей. Те или иные особенности хозяйственного
уклада башкирского народа, несомненно, накладывали свой отпечаток на
характер этнической его консолидации, на быт, обычаи и нравы башкир как
определенной этнической общности. Одной из особенностей этнической истории
башкир явилось и то, что башкирский народ оформился в нацию, находясь в
составе многонациональной страны, в которой он не был равноправным и
подвергался национальной дискриминации. Отсюда один из идеалов башкирского
народа — стремление к созданию национальной автономии, которое наиболее
рельефно проявилось в 1917—1919 гг.
—————
* В башкирском историческом предании «Последний из Сартаева рода» в
поэтической форме раскрывается трагическая судьба башкирского народа в
период борьбы Тамерлана с золотоордынским ханом Тохтамышем на примере
Сартаева рода, погибшего в неравной битве с захватчиками. Оставшиеся в живых
батыры этого рода жестоко отомстили врагу за смерть своих сородичей. По
преданию, именами двух своих павших сыновей — Кармасана и Сермасана —
мститель-отец назвал два левых притока реки Белой.
1922—1927 гг. — годы становления молодой Башкирской республики,
административно-территориального определения ее границ, формирования
государственных структур управления, подготовки национальных кадров.
Развернувшееся в этот период движение за ликвидацию неграмотности среди
башкирского населения сопровождалось созданием широкой сети национальных
школ, ремесленных училищ, техникумов и первых рабочих факультетов. Особое
внимание уделялось изучению башкирского языка и реализации его на местах.
Начали впервые издаваться на башкирском языке газеты и журналы. В этот
период был заложен хороший фундамент для развития башкирской культуры,
литературы и искусства.
В 1929—1941 гг. продолжается развитие положительных тенденций в
национально-культурном строительстве: была решена проблема ликвидации
неграмотности, число техникумов и вузов достигло соответственно 58 и 7,
удельный вес башкир, обучающихся в них, превысил их удельный вес в составе
всего населения республики, примерно этому уровню соответствовало
представительство башкир и в органах Советской власти, был учрежден Институт
истории, языка и литературы, открылись новые театры, музеи и другие центры
культуры.
1941—1945 гг. для башкирского народа, как и для всех народов СССР, были
годами серьезных испытаний. В короткий срок промышленность и сельское
хозяйство были перестроены для работы на нужды фронта. Несмотря на это,
башкирская наука и культура в целом продолжали развиваться. В 1944 году на
цели народного образования было выделено средств в 1,5 раза больше, чем в
довоенном 1940 году. В результате постоянного внимания к вопросам обучения и
воспитания детей школы республики работали бесперебойно8.
В 1946—1955 годах башкирский народ активно участвует в восстановлении и
дальнейшем развитии народного хозяйства страны. Башкирия становится развитым
индустриально-аграрным регионом. Промышленное производство, городской образ
жизни оказывали все большее воздействие на социально-экономическое и
культурное развитие башкир. Послевоенные годы в истории республики
обозначены периодом восстановления интеллектуальных и творческих сил народа,
которые и проявились на следующих этапах национально-культурного развития,
временем профессионального становления нового поколения башкирских ученых и
деятелей культуры, значительной заботы о народном образовании, национальных
кадрах и расширении сети высших учебных заведений; именно на эти годы
приходится наибольшее число книг, изданных на башкирском языке9.
Начавшийся в середине 80-х годов процесс перестройки и обновления положил
начало изменению социально-экономических условий для развития башкирской
культуры. Башкирский народ переживает сегодня один из сложных и
ответственных периодов своей этнической истории. Башкирская культура
является неотъемлемой составной частью возрождения и развития башкирского
этноса, выступает как фактор гармонизации межнациональных отношений,
осуществления глубоких преобразований. Декларация о государственном
суверенитете Республики Башкортостан и ее практическая реализация открыла
новый этап в национально-культурном развитии башкирского народа. Идет
переоценка многих сложившихся неверных стереотипов о ее истории, духовной
культуре и других этнических особенностях.
Башкортостан является исторической родиной и единственным местом
консолидации башкирской нации, поэтому в законодательстве республики нашли
свое отражение нормы, учитывающие данную специфику. Государство оказывает
всемерное содействие полному и всестороннему социальному и
духовно-культурному развитию башкир.
В соответствии с Конституцией Республики Башкортостан башкирский язык наряду
с русским объявлен государственным. Гарантируется поддержка существующим за
пределами республики национально-культурным обществам, землячествам,
центрам, учебным и другим организациям и учреждениям, созданным в целях
удовлетворения духовных и культурных потребностей представителей башкирской
национальности.
Следует отметить, что проведение современной национальной политики в
республике напрямую связано с процессами демократизации в Российской
Федерации. История показывает, что именно национально-государственные
образования являются гарантами сохранения и развития культур и языков
российских народов. Именно в них создаются благоприятные условия для
развития национального образования, функционирования родных языков,
наращивания культурно-духовного потенциала народов России.
В ежегодных посланиях Президента Республики Башкортостан Государственному
Собранию вопросам гармонизации национальных отношений неизменно уделяется
большое внимание. Определяются приоритетные направления по сохранению
историко-культурного наследия и развитию современной национально-культурной
жизни народов республики, перед органами государственной власти ставятся
конкретные задачи по активизации работы в этой области. На их основе
Государственное Собрание — Курултай — Республики Башкортостан обновляет и
совершенствует законодательную базу по вопросам национальной политики, а
Правительство составляет и реализует программы мероприятий по развитию
этнических культур, языков и традиций.
Создание в 2001 году специального государственного уполномоченного органа —
Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан —
придало национальной политике еще большую комплексность и системность.
Органы государственной власти и местного самоуправления с учетом
региональных особенностей разрабатывают собственные программы
национально-культурного развития территорий.
Сейчас обучение в школах ведется на 6 языках народов Республики
Башкортостан. Эти же языки и, кроме того, еще 8 родных языков преподаются
как самостоятельные предметы. В результате около 68,5% детей нерусской
национальности приобщаются в школах к собственной культуре на родном языке
(в 1995 г. этот показатель составлял чуть более 50%). Органы государственной
власти Республики Башкортостан выражают особую заинтересованность в том,
чтобы качество обучения в национальных школах отвечало современным
требованиям. Вместе с изучением вековых национальных традиций и народной
мудрости предшествующих поколений учащиеся усваивают знания и достижения
нового тысячелетия, приобщаются к мировой культуре.
Газеты и журналы издаются в республике при государственной поддержке на 6
языках. Помимо информационных задач национальная печать выступает
своеобразным гарантом сохранения языка, расширения его коммуникативных
функций.
Созданная в республике правовая база постоянно подкрепляется планомерными
научными разработками. Одобрены постановлениями Правительства Республики
Башкортостан программы «Возрождение и развитие башкирского народа»,
«Сохранение, изучение и развитие языков народов Республики Башкортостан на
2000—2005 гг.», государственная программа «Народы Башкортостана» и
«Программа по изучению, возрождению и развитию фольклора народов Республики
Башкортостан».
За последние годы Башкортостан превратился в крупный евразийский культурный
центр. К нам обращают взоры и тюрко-язычные, и славянские, и финно-угорские,
и другие народы. Для решения национально-культурных проблем народов
Башкортостан активно использует потенциал национальных республик России и
зарубежных стран. Правительством республики заключено около 40 соглашений и
договоров о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном
сотрудничестве с субъектами Российской Федерации. Эти соглашения и договора
стали основой деятельности органов власти по решению проблем диаспор,
проживающих на территории субъектов Федерации, а также взаимовыгодного
сотрудничества во многих сферах социально-экономической и культурной жизни
регионов.
Республика Башкортостан поддерживает курс на всестороннее обновление
образования, намеченный Государственным Советом Российской Федерации и
нормативно закрепленный в Концепции модернизации российского образования на
период до 2010 года. Активно включился Башкортостан в реализацию
приоритетных национальных проектов в сфере образования, инициированных
Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.
В Республике Башкортостан каждый четвертый житель является учеником или
студентом (1,2 млн. чел), ежегодно открывают свои двери 35—40 новых школ.
Благодаря огромному вниманию руководства республики и ее Президента М. Г.
Рахимова в Башкортостане уверенно утверждается общественная значимость
культуры и искусства.
Благоприятная ситуация сказывается на всем. Сохранена и приумножается сеть
музеев, клубов, библиотек, театров, филармоний и выставочных залов.
Завершается строительство уникального по технической оснащенности и
архитектурной выразительности зданий Башкирского академического театра драмы
им. М. Гафури, Уфимского государственного татарского театра «Нур». Ведется
реконструкция Сибайского государственного башкирского театра им. А.
Мубарякова и здания Национального молодежного театра Республики
Башкортостан, построен Республиканский музей Боевой Славы.
Национальный симфонический оркестр, художественная галерея народного
творчества «Урал», галерея современного искусства «Мирас», киностудия
«Башкортостан» свидетельствуют о том, насколько значительна и разнообразна
культурная жизнь республики.
Созданы и действуют музеи, в которых можно познакомиться с жизнью и
творчеством выдающихся музыкантов, писателей, политических деятелей.
Опыт решения национально-культурных проблем в Республике Башкортостан имеет,
несомненно, общероссийское значение. Это признают и федеральные органы
власти. Так, при встрече с руководителями национально-культурных объединений
Башкортостана 10 июня 2001 года в г. Уфе Президент Российской Федерации В.
В. Путин, высоко оценив проводимую в этой области работу, подчеркнул: «В
Башкирии, как в капле воды, отражается вся наша Россия с ее многообразием
культур, религий, языков, дружбы народов… Мы будем брать с Башкирии пример и
будем дорожить тем, что достигнуто Россией за сотни лет».
Память народа сохранила до сегодняшнего дня мудрость наших предков,
принявших в XVI веке решение присягнуть России. Мудрость, которая сегодня
является залогом межнационального согласия.
Поддерживая и укрепляя духовное единение граждан, консолидацию общества,
последовательно воплощая национально-культурную политику в жизнь,
Башкортостан вошел в XXI век динамично развивающейся республикой в составе
Российской Федерации с высоким производственным, научно-техническим,
образовательным и культурным потенциалом.
Россия для нас — это содружество граждан всех народов, объединенных не
только общей исторической судьбой, общностью многонациональной культуры,
традиций, но и общим делом возрождения и развития родного Отечества.
И мы уверены, что Россия будет сильной державой, лишь опираясь на
достоинство и уважение национальных, культурных, религиозных традиций всех
живущих в ней народов.
Говоря словами народного поэта Республики Башкортостан Мустая Карима, нам
вместе жить и подниматься вместе к сиянию сверкающих вершин.
Примечания:
1 Бикбулатов Н. В. Об изучении проблемы происхождения и этнической
истории башкирского народа / Вопросы этнической истории Южного Урала. — Уфа,
1982. С. 132—142.
2 Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. — М., 1974. С. 509;
Юлдашбаев Б. Х. От племени к народности и нации // Научная сессия по
этногенезу башкир. — Уфа, 1969. С. 133—134.
3 Валеев Д. Ж. Очерки истории общественной мысли Башкортостана. — Уфа, 1995.
С. 16.
4. Бикбулатов Н. В. Башкиры. Краткий этноисторический справочник. — Уфа: УНЦ
РАН, 1995. С. 5.
5 Кузеев Р. Г. Указ. соч. С. 439.
6 История Башкортостана с древнейших времен до 60-х годов XIX века. С. 100.
7 Кузеев Р. Г. Указ. соч. С. 509.
8 Мустафина Ф. Х. Расцвет народного образования в Баш. АССР. — Уфа, 1968. С.
31—32.
9 Материалы о функциональном развитии башкирского языка (Раздел 1: «Издание
книг на башкирском языке» подготовлен З. Г. Ураксиным) / Развитие
общественных функций башкирского литературного языка. — Уфа, 1987. С. 86—87.
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |