Русское поле:
Бельские
просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ
ОГНИ
Общество друзей
Гайто Газданова
Энциклопедия
творчества А.Платонова
Мемориальная
страница Павла Флоренского
Страница Вадима
Кожинова
|
С наукой по
жизни
Когда какие-то обстоятельства, далеко не всегда приятные, наводят меня на
мысль о душевном благородстве, доброте и порядочности людской, в моем
сознании неизменно возникает образ Ивана Егоровича Карпухина, одного из
лучших представителей нашего теперь уже далеко не молодого, но неповторимо
прекрасного поколения, раннее детство которого совпало с суровыми годами
военного лихолетья. И каждый раз при этом испытываю ни с чем не сравнимое
чувство гордости оттого, что среди наших современников и собратьев по
научным поискам он занимает особое место и достойно носит высокое звание
Ученого с большой буквы. А корни и истоки этого известного фольклориста,
овеянного подлинно народным духом и песенной поэзией живущих в нашей
республике национальностей, следует искать в простой обстановке и сердечной
атмосфере, которая всегда царила в крестьянской семье Карпухиных.
В задушевной беседе с друзьями и коллегами Иван Егорович любит вспоминать
родную деревню Васильевку, что в Альшеевском районе, в которой, как и в
соседних с ней селениях, жил тогда добрый, неунывающий народ, сумевший
выстоять в трудных испытаниях благодаря своему оптимизму, вере в добро и
справедливость, а также неиссякаемым, бытующим повсеместно нежным лирическим
песням и лихим задорным частушкам. Да и самые близкие ему люди, особенно
мать Анна Михайловна и сестра Тамара, были большие мастерицы в этом
искусстве и с любовью исполняли их. И всю эту песенность и певческий дар
впитал в себя маленький Ваня, можно сказать, с молоком матери, пронес через
всю жизнь, не обронив ни единой их крупицы. Не случайно уже тогда будущий
ученый всем сердцем «прикипел» к устной народной поэзии, чтобы потом стать
одним из крупных исследователей разножанрового фольклора обитающих в регионе
народов.
Уже в студенческие годы, помимо отличной учебы (это у него, пожалуй, в крови
— как и Адамовскую семилетнюю школу, он с отличием окончил Давлекановское
педучилище и историко-филологический факультет Стерлитамакского
пединститута), он успевал редактировать институтскую газету, писать
пронизанные тонким лиризмом и искренним чувством стихи, стать душой и
незаменимым участником тогдашнего театра эстрадных миниатюр, много сил
отдавать художественной самодеятельности, достичь завидных высот в таком
изящном виде спорта, как гимнастика, и т.д. Такая активная жизненная позиция
здорово пригодилась потом и обернулась большим подспорьем в его многогранной
деятельности в качестве школьного учителя-словесника и завуча
Стерлибашевской средней школы № 2, старшего преподавателя и заведующего
кафедрой литературы, декана филологического факультета, проректора по науке
родного института. Только на последнем своем чрезвычайно ответственном посту
он проработал более двадцати лет. И все эти годы не покладая рук трудился на
ниве просвещения и народного образования, подготовил огромное число
специалистов не только для средней и высшей школы, но и для учреждений
культуры и науки как нашей республики, так и других регионов. Среди его
учеников немало докторов и кандидатов наук, заслуженных учителей России и
Башкортостана, известных филологов и фольклористов, признанных писателей и
журналистов, крупных административных и хозяйственных работников.
Особого внимания и самой высокой оценки заслуживает роль Ивана Егоровича в
качестве вдохновителя защиты диссертаций порядка 30 докторов и 245
кандидатов наук, в присвоении им званий профессоров и доцентов разных
кафедр. Он выступил инициатором открытия аспирантуры при институте по восьми
специальностям, научно-исследовательского сектора, выполнение хоздоговорных
работ которым приносит вузу не менее трех миллионов рублей в год. По его
почину открыты также издательство и типография, на базе которых только в
бытность его проректором опубликовано свыше семи тысяч научных работ,
монографий, сборников статей, учебников и учебных пособий, программ и
методических разработок, которые внедрены в учебный процесс и приносят
значительные практические результаты. При его деятельном участии создано —
совместно со Стерлитамакским филиалом Академии наук Республики Башкортостан
— семь научных школ и направлений, девять лабораторий, которые успешно
функционируют и способствуют дальнейшему усилению исследовательского
потенциала института. Сам Иван Егорович не только осуществлял общее
руководство научной деятельностью всего профессорско-преподавательского и
студенческого коллектива вуза, но и продолжает непосредственно возглавлять
лабораторию русской филологии и хоздоговорную тему «Научно-методическое
обеспечение учебного процесса в Раевской гимназии Альшеевского РОО»,
добивается полноценного претворения в жизнь всех намеченных планов, новых
разработок и начинаний. В этом же ключе следует рассматривать проводимую им
на общественных началах регулярную консультационную работу по оказанию
помощи выпускникам вуза и учителям, занятым изучением фольклорных традиций
местного населения, причем не только сельского, но и городского, говорящего
на разных языках народов нашей страны. Он же является разработчиком и
автором созданной в помощь учителям экспериментальной программы по изучению
фольклора в инновационных учебных заведениях, гимназиях, лицеях и нового
типа школах. Достойно всяческой похвалы то, что в республике профессор
Карпухин является одним из главных зачинателей и корифеев в области
собирания и издания фольклорных материалов. Если вначале это было просто
проявлением здорового детского любопытства, то со временем интерес к
народному творчеству принимает у него все более осознанный характер, став
позднее делом всей жизни ученого.
А начинался фольклорист Карпухин почти полвека назад, на рубеже 50—60-х
годов минувшего века. Тогда-то он и развертывает впервые систематическую
работу по собиранию разножанрового фольклора живущих в республике русских и
башкир, украинцев и белорусов, мордвы и марийцев, чувашей и удмуртов, евреев
и латышей, выезжает со студентами дневного и заочного отделений в
экспедиции, охватив ими более 40 районов, организовывает фольклорный кружок,
создает архив, в котором представлены почти все жанры русского народного
творчества, и особенно богато — записи частушек и свадеб. Они широко
используются аспирантами в диссертационных исследованиях, на их основе
студентами выполняются курсовые и дипломные работы, пишутся доклады, с
которыми выступают на научных конференциях, участвуют в республиканских и
всероссийских конкурсах и олимпиадах, удостаиваются призовых мест. Самим
Карпухиным опубликовано более трехсот научных, научно-методических и других
творческих работ, в том числе в центральных изданиях. Есть среди них и
связанные с проблемами народоведения, краеведения, литературы и искусства,
однако ближе его натуре оказался вечный, удивительный и неповторимый
фольклор.
Для Карпухина-фольклориста свойственно необыкновенно широкое и емкое
понимание этого явления духовной культуры как народной мудрости, философии,
педагогики, учебника жизни, хранителя многовековых традиций, обрядов и
обычаев поколений, их трудовых и праздничных календарей, национального
менталитета, сочного и колоритного языка, неиссякаемого источника творчества
писателей, композиторов, художников, киноработников и театральных деятелей.
При таком основательном подходе к народной культуре, громадном накопленном
опыте работы над богатейшим фактическим материалом, собранным по
преимуществу лично Иваном Егоровичем и его учениками, ему сам бог велел
создавать фундаментальные научные сборники и обстоятельные монографии,
нетрафаретные учебники и учебные пособия, методические разработки и
указания. Потому-то столь убедительны и впечатляющи его исследования как по
общим направлениям фольклористики, так и по проблемам межэтнических связей в
конкретных жанрах устного творчества народов республики, прежде всего — в их
свадебной поэзии, в которой часто звучат обусловленные многоэтничным
составом населения окрестных районов мелодии и песни разных национальностей.
Отсюда ярко выраженный интернациональный пафос и чувство гражданской
ответственности, которыми проникнуты все научные труды профессора,
нетривиальность мыслей и неординарность суждений, новизна поставленных
вопросов, актуальность изучаемой проблематики и эффективность
исследовательских результатов. Все это в значительной степени объясняется
специфическим характером научных интересов автора, нацеленных на выявление
современного состояния русского фольклора, особенностей его бытования в
разноязычной среде, взаимодействия с устной словесностью других народов,
непреходящей роли поэтического творчества народа в развитии литературы.
Столь обширный диапазон проблем, привлекших внимание И. Е. Карпухина,
говорит о масштабности и обстоятельности его творческих замыслов, об его, не
побоюсь этого слова, фантастической жажде «объять необъятное» и стремлении
разобраться в наиболее существенных универсалиях и закономерностях такого
феномена, как психоидеология массы или душа народа. Конечно, это непосильная
задача для одного ученого, будь он даже архиталантлив, трижды психолог и
философ, но тем притягательнее неуемное желание этого беспокойного человека,
постоянно обуреваемого идеей познания нового. Так и живет он поистине
завидной жизнью, полной нескончаемых дум и тревог, бессонных ночей и бдений,
изнурительных трудов и редких мгновений радости от сознания того, что
наконец удалось, несмотря ни на что, осуществить самое главное из
задуманного. Другим его и представить невозможно. Ведь в каждой его книге
или сборнике предпринимается попытка нового подхода к общеизвестной
проблеме, поиск нетрадиционных путей решения давно назревших и вновь
возникающих задач, не только апробируются неизвестные аспекты изучения темы,
но и совершенствуется методический инструментарий науки, заметно пополняется
и обогащается ее материальный базис. Последнее рассматривается при этом не
как осколки старины, а как трансформированные модели древних реалий, в
которых аккумулируется многовековой жизненный опыт народа с древнейших
времен до наших дней.
Сказанное имеет прямое отношение ко всем мало-мальски известным трудам И. Е.
Карпухина (в полном объеме они ведомы далеко не всем, даже специалистам), не
говоря уже об его крупноформатных исследованиях, среди которых
итогово-обобщающее значение приобретает монография «Свадьба русских
Башкортостана как фольклорно-игровой комплекс». Она-то и стала доминирующей
основой и несущим звеном защищенной в Московском открытом университете им.
Шолохова докторской диссертации. В ней впервые на уникальнейшем материале
рассматривается не только собственно русская свадьба во всех ее проявлениях
и эволюционных характеристиках, модификациях и трансформациях, но и в
межэтнических связях и отношениях со свадьбой других народов, как
славянских, так и тюркских и угро-финских. Наибольшую весомость работе
придает то обстоятельство, что в ней серьезное внимание уделено такой
традиционно сложной и трудно поддающейся анализу проблеме, как поэтика
вообще и образно-стилистические средства свадебной обрядовой поэзии в
особенности. Тут не только истинного ценителя, но и любого вдумчивого
читателя ожидает множество открытий, свидетельствующих о феноменально
самобытном характере и в то же время поразительном сходстве и общности
свадеб русских и других живущих братской семьей народов Республики
Башкортостан. Надеюсь, мера и степень признательности современников и
потенциальных читателей Ивану Егоровичу за скрупулезное и бережное
воссоздание образов и характеров излюбленных народных героев и героинь в
самое счастливое и радостное мгновение их жизни будет вполне адекватной.
Недаром точные во всем немцы назвали свадьбу глубокомысленным и поэтичным
словом Hochzeit (Хохцайт), что переводится как Высокое время.
Такое же благодатное Время пережил не многим менее полустолетия назад и сам
Иван Егорович со своей избранницей Эмилией Алексеевной, с которой
познакомился еще в молодые студенческие годы. Они не только учились на одном
курсе и на одном факультете, но и великолепно занимались в одной и той же
секции художественной гимнастики. Занимались с такой самоотдачей, что стали
победителями городских (Стерлитамак), республиканских (Уфа) отборочных
соревнований и были делегированы на Всемирный фестиваль молодежи и студентов
в Москву (1957). С тех пор они неразлучны, стали мужем и женой в год
окончания института (1960), воспитали дочь и сына и теперь уже пестуют
внуков. В этом и во всем прочем им может позавидовать любая семейная пара.
Основную сферу жизнедеятельности И. Е. Карпухина составляет
преподавательская, научно-исследовательская и организационно-руководящая
работа. Он читает лекционные курсы и ведет практические занятия по русскому
народному творчеству, истории древнерусской литературы и литературе XVIII
века, руководит спецсеминаром «Миф. Фольклор. Литература», курсовыми и
дипломными работами, педагогической, фольклорной и музейной практикой
студентов, аспирантами и соискателями. И во всем этом он обнаруживает
высокий профессионализм, ориентацию на последние достижения науки, активно
применяет инновационные приемы и технологии. Само собой разумеется поэтому,
что все проводимые им занятия неизменно проходят на высоком
научно-практическом уровне, вызывают живой интерес и внимание аудитории,
превращаясь очень часто в главные жизненные и профессиональные ориентиры для
студента.
В связи со сказанным следует также отметить, что Иван Егорович наделен и
другими бесценными дарованиями, личностными качествами и свойствами.
Безусловно, это превосходный лектор, которого с любовью слушают как только
что переступившие порог вуза начинающие студенты, так и умудренные опытом
старшекурсники. Для его выступлений присуща яркая образная речь,
выразительная лексика и стилистика, эмоциональная манера изложения
материала. И все это одухотворено животворной мыслью и творческой фантазией.
Мне представляется, что нет такого дела, за которое он не брался бы и
которое бы у него не получалось. Об этом красноречиво говорят невероятный
«послужной список» и ответственнейшие должности, на которых истово и
самоотверженно трудился Иван Егорович и один перечень которых занял бы
несколько страниц. Я же назову лишь самые характерные для обрисовки личности
и деятельной натуры героя этого очерка (некоторые из них приведены выше).
Кроме напряженной работы в профессиональной сфере, он исключительно много и
плодотворно работал в качестве проректора по науке Стерлитамакского
пединститута, ныне академии. Кстати, в обретении учебным заведением этого
статуса также немалая заслуга И. Е. Карпухина, который проявил недюжинный
талант организатора научной деятельности вуза, принимал непосредственное
участие в обучении и подготовке специалистов высшей квалификации по всем
профильным направлениям преподаваемых на факультетах дисциплин. Так, помимо
«выбивания» мест в аспирантуру и докторантуру для преподавателей и
сотрудников, он сам редактирует их рефераты и аттестационные работы, правит
авторефераты и диссертации, пишет на них отзывы и рецензии, дает заключение
и экспертную оценку, выступает на заседаниях диссертационных советов в
качестве представителя ведущего научного учреждения или официального
консультанта и оппонента. А сколько сил и времени отнимала у него
редакторская работа по «шлифовке» и «доводке до ума» десятков научных
сборников, учебных пособий и монографий не только по гуманитарным, но и
естественным наукам! Среди них разработанные при его непосредственном
участии пособия и сборники «Голоса серебряного века», «Организация
инновационной деятельности в республиканском лицее-интернате г. Кумертау»,
«Актуальные вопросы коммуникативно ориентированной методики обучения»,
«Сотворчество учителя и ученика», «Проблемы оптимизации учебного
взаимодействия в педагогическом вузе и школе», «Этнопедагогика на рубеже
нового тысячелетия: проблемы и перспективы» и другие.
Не менее эффективна его деятельность и на поприще общественной работы. На
протяжении многих лет он был заместителем председателя Стерлитамакского
отделения фонда мира, председателем совета НТО и НИРС, заместителем
председателя правления вузовской организации Всесоюзного общества «Знание»,
членом и лектором обществ по распространению политических и научных знаний,
охраны природы и памятников культуры, членом комитета народного контроля,
редактором газеты «За педагогические кадры» и т.д. Работал в составе
комиссий Министерства образования РФ по проверке деятельности и аттестации
высших и средних учебных заведений республики и страны, является членом
оргкомитета конференции литературоведов Поволжья, редколлегии
общественно-политического и литературно-художественного журнала «Бельские
просторы», комиссий по присуждению литературных премий имени Аксакова и
Ибрагимова, жюри конкурса «Учитель года», ученых советов факультета, вуза и
филиала Академии наук РБ. Большую помощь оказывает в формировании репертуара
народного хора русской песни Дворца культуры химиков и народного ансамбля
«Марьяна», ставших известными не только в Стерлитамаке и республике, но и во
всем уральском регионе.
Заслуги педагога и ученого достойно оценены. Он отличник народного
просвещения России и Башкортостана, заслуженный учитель и заслуженный
деятель науки Республики Башкортостан, почетный работник высшего
профессионального образования Российской Федерации.
Ныне Иван Егорович принимает деятельное участие в разработке президентской
программы «Русские Башкортостана» (отв. ред. академик АН РБ З. Г. Ураксин;
соавторы В. А. Иванов и М. В. Мурзабулатов) и в реализации «Программы по
изучению, возрождению и развитию фольклора народов РБ», утвержденной
Кабинетом Министров РБ в 2002 году. В рамках этой программы им изданы
монографии, учебные пособия, сборники песен и частушек, в которых
предпринята попытка разобраться в сложных явлениях, происходящих в устной
поэзии полиэтничного по национальному составу Башкортостана. Ему удалось
достаточно убедительно показать, что взаимодействие и взаимообогащение
разноязычных фольклорных традиций представляют собой естественный и
закономерный процесс и что они отражают сущность национальной политики,
проводимой в республике.
Народная мудрость гласит: если человек талантлив, то он талантлив во всем
(или во многом). Это и о нем — большом труженике и ученом профессоре Иване
Егоровиче Карпухине.
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |