№ 04'06 |
Кристина Абрамичева |
|
|
|
Обзор вышедших книгЯныбай Хамматов. Карьера. — Уфа: Китап, 2006. Мемуары классика башкирской литературы носят не столько сугубо-личный характер, как первая книга автобиографической серии «Пасынок» («Китап», 2002), сколько исторический. В них отражена жизнь республики после войны и в период хрущевского правления. Автор — участник многих исторических событий — создает галерею портретов современников. Через раскрытие их образов он воссоздает затрагиваемый им период, одновременно исследуя не теряющую своей актуальности проблему личности и власти. Эту проблему пришлось решать и самому Хамматову, когда он встал перед выбором, что предпочесть — служебную карьеру или литературу. Эти переживания человека, писателя, начальника ярко отражены в романе. «Жизнь начальника на селе — как на ладони. И народ не мог не видеть, насколько честен, скромен и бескорыстен был мой несгибаемый, сильный и бесстрашный отец», — пишет в послесловии его дочь Гузель Хамматова, она же — переводчик романа на русский язык. «Карьера», или «Уроки жизни» (по варианту самого автора) была переведена еще при жизни писателя, но изданной он ее уже не увидел.
Частушки (устами русских). — Уфа: Китап, 2006. Этот объемный том представляет собой первое многотысячное собрание
частушек, записанных в живом исполнении с конца 1966 по 2005 год от русских,
живущих в Башкортостане. Книга явилась итогом работы 11-ти фольклорных
экспедиций профессора И.Е. Карпухина со студентами филфака Стерлитамакского
пединститута.
Сергей Круль. Богомаз: Рассказы. Уфа: Информреклама, 2006. Новая книга музыканта и писателя Сергея Круля — о непростых
взаимоотношениях творчества и жизни, об ответственности творца за выдуманный
им мир перед близкими людьми, о трагичности бытия и любви к реальной,
невыдуманной жизни. Композиционный центр сборника — рассказы об отношениях
художника и мира. Этим непростым отношениям посвящен рассказ с одноименным
названием. Сюжет охватывает всю жизнь художника Леонида Колесникова: от того
момента, как хромой мальчик, потрясенный иконами в церкви, становится
художником, до окончания его жизненного и творческого пути в грязном подвале
под кучей тряпья. Все это время он мучается неразрешимым вопросом: «Что
такое живопись? Только ли краски, масло, холст, цвет, композиция? Неужели
единственно ремесло определяет художника, а не его переживания и бесконечные
страдания его души?» Но так и не получает ответа… Тематически близок к
заглавному и рассказ «Оля». Разительный контраст между «маленькой,
большеглазой девочкой с кудряшками», с которой дружил в детстве лирический
герой и известной художницей Ольгой Брагиной с «чужими глазами, слипшимися,
непричесанными волосами, землистого цвета лицом» заставляет героя страдать.
…И птицы никуда не улетят. Воспоминания/ Г. Агишева. Дневники 1958-1971/ С. Агиш; пер. с баш. Л. Агишевой. — Уфа: Информреклама, 2005. Очень изящно изданные двойные воспоминания — известного писателя и его
внучки. Дневник деда Гузель Агишева случайно нашла через 32 года после его
смерти — шесть записных книжек среди архивов писателя. Он вел их с 1966 по
1971 год и еще один выбивающийся из хронологии год, 1958-й, посвященный
двухлетней внучке Гузель, заболевшей туберкулезом кости — она и не знала,
как дед за нее переживал.
Написать отзыв в гостевую книгу Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала! |
|
|
|
© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004Главный редактор: Юрий Андрианов Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru WEB-редактор Вячеслав Румянцев |