|
ТВОРЕЦ,
ГРАЖДАНИН И СОЛДАТ
Б.Д.Фузеев. Нефтяник. 1974 г. Кованая медь. Лето 1940 года было для Бориса Фузеева счастливым. Ему удалось
осуществить свою юношескую мечту — поступить на скульптурное отделение
Московского института прикладного и декоративного искусства. Учился с
упоением — тайны ремесла открывали маститые педагоги, да и музеи Москвы были
блестящей школой.
Но через год грянула война. Как и многие его сверстники, он был мобилизован
на трудовой фронт — строил противотанковые сооружения под Вязьмой и
Смоленском. Затем — недолгое обучение в школе военных фельдшеров и фронт.
Воинская биография Бориса Дмитриевича начиналась в 3-й гвардейской
воздушно-десантной бригаде, затем была 63-я бригада 7-го механизированного
корпуса II Украинского фронта. Суровой была служба младшего лейтенанта
Фузеева. Десанты в тыл врага, кровопролитные бои на Днепре в районе Канева в
1943 году, на Ясско-Кишиневском направлении. Здесь получил контузию, но
вернулся в строй. День Победы встретил в Чехословакии на подступах к Праге.
Но до возвращения домой было еще далеко. В составе II Забайкальского фронта
прошел трудными дорогами Большого Хингана, участвовал в боях за освобождение
Мукдена, Харбина. После окончания войны с Японией служил в Порт-Артуре и
Дальнем.
В 1946 году возвратился в Москву. Его поколению довелось преодолевать
трудности послевоенных лет — разруху и голод. Желание учиться, освоить
профессию художника придавало силы. Рядом был замечательный учитель — Матвей
Генрихович Манизер. Крупнейший в стране монументалист и замечательный
скульптор-портретист, он передал ученикам свое уверенное реалистическое
мастерство. Об этом свидетельствует одна из самых ранних работ Фузеева
«Право на отдых», выполненная для центрального павильона ВДНХ в Москве. Ее
композиционная слаженность, четкость формы и пластического языка говорят об
основательной профессиональной подготовке автора.
После окончания института Борис Дмитриевич вернулся в Уфу, где жил с
родителями до войны. Башкирская пластика переживала в то время период
становления, только начинала выходить из мастерских на улицы городов
Башкирии и в выставочные залы. Молодой художник активно включился в этот
процесс. В 1955 году его монументальная скульптурная группа «Победа» стала
неотъемлемой частью художественного облика Уфы, украсив фасад одноименного
кинотеатра. Понятен искренний пафос Победы, воплощенный в образы воина,
рабочего и колхозницы, ибо этим чувством жила вся страна, а ему, фронтовику,
оно было особенно дорого.
Двадцатый век своими светлыми и драматичными сторонами вписался в непростую
биографию мастера, отразившего его нравственные, эстетические идеалы. Все
дальнейшее творчество Б. Д. Фузеева стало отражением биографии страны,
людей, вынесших на своих плечах войну, строящих на земле мирную жизнь,
стремящихся к красоте и духовности. В нем — и его собственная биография
солдата, гражданина, творца.
Одно из самых трагических событий ХХ века в истории нашей страны — Великая
Отечественная война. Она нашла отражение в произведениях мастера —
монументальных и станковых.
Памятники в городе Аше Челябинской области и Бирском районе Башкортостана
мастер решает в виде однофигурных композиций. На постаменте высится фигура
воина, являющаяся олицетворением несгибаемой воли советского солдата, его
мужества. Для памятника в поселке Раевский Альшеевского района он находит
иное решение, создавая монументальный ансамбль. В его центре фигура
Родины-матери, венчающей память павших лавровым венком. Ее формы и силуэт
четко воспринимаются на фоне стеллы, облицованной светлым мрамором. На
примыкающих к стелле горизонтальных плоскостях помещены чеканные рельефы с
изображением военных сцен с одной стороны, с другой — торжественного момента
поминовения героев у вечного огня. Раскрывая суть события, которому посвящен
мемориал, рельефы усиливают эмоционально-смысловое воздействие всего
ансамбля на зрителя. Для городов и районов страны Фузеевым создано около
двадцати памятников павшим в Великой Отечественной войне.
Примеры мужественности, патриотизма советского человека воплощены Фузеевым в
серии памятников Героям Советского Союза — Г. Кубакаеву, 1963 г. (Калтасинский
район), В. Паширову, 1964 г. (Кушнаренковский район), М. Сыртланову, 1971 г.
и С. Зорину, 1975 г. (оба — г. Благовещенск РБ). Выполненные в бронзе,
граните, чугуне, они представляют конкретный портретный, психологический
образ героя, одновременно претворяя типические черты воина — гражданина
своего Отечества.
Человек, прошедший через суровые испытания войны, стал героем многих
станковых произведений мастера — композиций «Воин-победитель» 1985 г.,
«После боя» 1988 г., «Однополчане» 1990 г. и целого ряда портретов. Удалью и
бесстрашием выделяется образ кавалера орденов Славы трех степеней, отважного
разведчика-фронтовика Г. М. Подденежного в портрете 1984 года. Автор тонко
прослеживает нюансы его душевного состояния, передавая в лице, взгляде
тревогу, беспокойство за день сегодняшний и одновременно твердую уверенность
в себе, своих силах.
Герой другого портрета — Н. И. Сапожников, однополчанин Фузеева, человек из
легенды, как говорил о нем сам автор. Когда портрет появился на
республиканской выставке, посвященной 40-летию Великой Победы, скульптор
рассказывал: «С Сапожниковым мы вместе десантировались в 1943 году в районе
Киева. Его отнесло в лес, он повредил ноги. Спас его деревенский мальчик,
который вместе с матерью выхаживал героя. Когда Сапожников окреп, он решил
уйти через линию фронта. У него было знамя нашей бригады. Чтобы оно не
попало к врагу, он закопал его в землю. Потом вместе с частями советских
войск Сапожников освобождал эту деревню и мальчика с матерью, спасших ему
жизнь. Это был незаурядный, смелый и умный человек. То, что я сам пережил на
войне, то восприятие российского воина, которое я вынес из этих испытаний, я
старался воплотить в образе моего друга». В портрете скульптор концентрирует
внимание на таких чертах, как собранность, решимость. Строгость композиции,
пластики подчинены этой идее.
Скульптурный триптих, созданный мастером в 1984 году, дополняет «Портрет
бывшего командира авиаполка П. М. Большакова». Кадровый летчик, он
участвовал в Сталинградском сражении, взятии Берлина. Скульптор показывает
его душевное обаяние, человечность и ум.
Для человека, в полной мере испытавшего ужасы войны, не было ничего дороже,
чем мирная жизнь, труд. А трудиться Борис Дмитриевич умел и любил. На
протяжении сорока пяти лет с раннего утра до позднего вечера длился его
рабочий день в мастерской.
Излюбленным жанром Фузеева-станковиста был портрет. Кроме вышеназванных
произведений, посвященных фронтовикам, им создана обширная галерея портретов
современников. Его герои — рабочий и врач, нефтяник и сельчанин, прожившая
непростую жизнь башкирка и юная студентка.
Большая удача автора — «Оператор» 1962 года (искусственный камень). Лаконизм
и четкость конструктивно-пластического решения портрета — в абсолютной
гармонии с его содержанием.
Сегодня мы со вниманием вглядываемся в лицо старого, но сильного человека —
«Худайбердина-бабая», чей портрет скульптор создал в 1964 году. Это
произведение обрело характер портрета-памятника человеческой мудрости.
Голова старика словно вырастает из цельного блока гранита, лишь слегка
обработанного мастером. Его лицо — с характерной башкирской бородкой,
нависшими бровями, скрывающими взгляд, направленный не столько на зрителя,
сколько внутрь самого себя. Сохраняя природную форму камня, автор
подчеркивает тем самым связь человека с природой, с землей. В этой работе
воплощена одна из граней творческого поиска Б. Д. Фузеева — его стремление
воплотить в скульптуре образ башкирского народа, его исторически сложившийся
характер. Созвучны этому произведению и такие работы скульптора, как
«Башкирка» 1967 г., «Нефтяник» 1974 г., «Молодой башкир» 1977 г. (все —
кованая медь). Они строятся на выразительности четких силуэтов, обобщенности
форм, строгой обработке поверхности материала.
Мастерство портретиста Фузеев сумел воплотить в суровой выразительности
мужских портретов и в нежном звучании женских образов. Он работал в
различных материалах — граните, бронзе, дереве, мраморе, чугуне. Чувствуя
выразительность каждого из них, добивался гармонии изобразительных средств
скульптуры: композиции, пластики, фактуры.
Активность, деятельность его героев ярко воплощены в портретах доктора
медицинских наук Д. Н. Лазаревой (1977 г., мрамор), Героев Социалистического
труда И. Г. Газиева (1978 г., чугун), С. И. Кувыкина (1977 г., бронза).
Поэтично решает он тему женской красоты в портрете «Лаборантки» (1974 г.,
мрамор). Обаяние современницы увлекло скульптора, создавшего этот нежный,
лирический портрет. Автор увидел в молодой девушке пробуждающуюся
женственность, внутреннее обаяние, сочетающееся с ее чистым взглядом на мир.
Мраморная масса платка, обнимающего голову девушки, придает лицу еще больше
теплоты, доброты, ласки. Перед зрителем — красота, излучающая внутренний
свет. Характер девушки подсказал мастеру выбор материала — белого мрамора. И
цвет, и мягкая обработка его поверхности замечательно «работают» на образ
«Лаборантки».
Кажется, что сама теплота фактуры и золотистый цвет песчаника подсказали
художнику характер поэтического образа «Башкирской невесты» 1987 г.
Внимательно прорабатывает он объемы нежного девичьего лица, плавностью форм
и линий подчеркивая лиризм образа.
Особняком в творчестве Фузеева-станковиста стоит его скульптурная композиция
«Юбиляры» (1969 г., дерево). Теплом и симпатией автора согреты ее герои —
пожилые муж и жена, прожившие вместе длинную жизнь. В их позах, жестах,
выражении лиц заключено чувство достоинства, ощущение покоя и счастья. Блок
дерева мастер не дробит изображением деталей. Цельностью формы и силуэта он
передает состояние внутреннего единства двух людей.
Возвышенные, поэтические устремления скульптора находят воплощение в
композициях «А. С. Пушкин и Натали» 1986 г., «С. Т. Аксаков» 1990 г. Эти
произведения замечательны своей искренностью, неподдельным уважением автора
к своим героям. Они выходят за рамки идеологизированного искусства советской
эпохи. В них воплощены глубокие размышления художника о предназначении
человека на земле, о красоте и силе его духа. Вот почему творения Бориса
Фузеева звучали как истинные произведения искусства в пространстве ХХ века.
Вот почему многие из них обрели свою жизнь в стенах музеев и на улицах наших
городов. В 1974 году ему было присвоено звание народного художника БАССР.
В историю российского, башкирского искусства Борис Дмитриевич вошел и как
мастер монументальной скульптуры. В 1973 году он завершил работу над
памятником первооткрывателям нефти в городе Лениногорске. Несколько лет
отдал он созданию этого произведения, яркое художественное решение которого
было им найдено совместно с архитектором А. Печеркиным. Центром композиции
является стилизованное изображение мощного фонтана нефти высотой 29 метров,
выполненного из нержавеющей стали. Фонтан опоясан кольцом скульптурного
рельефа диаметром 18 метров, высотой 2,5 метра. Это гигантское кольцо
покоится на мощных пилонах, облицованных гранитом. На них высечены имена
тех, кто открывал и создавал нефтяную индустрию Татарстана. Монумент
установлен на возвышении, к нему со всех сторон идут ступени. Органически
сочетая в себе высокую символику и исторический рассказ, это сооружение в
полной мере раскрывает значимость события.
Несколько монументов Фузеев выполнил в творческом содружестве с
замечательным скульптором Тамарой Павловной Нечаевой. Один из них — памятник
первооткрывателям башкирской нефти в городе Ишимбае (1969 г., гранит). В нем
передано ощущение большой духовной и физической силы человека, открывающего
недра земли, покоряющего их. Другой памятник — одному из первых партийных
деятелей республики Ш. Худайбердину установлен в Уфе в 1981 году. Несколько
вариантов было разработано и предложено авторами. Окончательное решение
пришло, когда выяснилось место его установки. Небольшое пространство сквера
около Дома печати обусловило сравнительно небольшие его размеры — 6 метров
высоты. Памятник высечен из серого гранита и представляет полуфигуру героя,
словно вырастающую из блока камня, который, в свою очередь, пластически слит
с постаментом. В образе героя авторы запечатлели его душевную стойкость,
собранность, внутреннее благородство. Выразительность смыслового содержания
памятника, культура его пластического решения обусловили его жизненность,
гармонию с архитектурно-художественным обликом города.
В собрании Башкирского художественного музея имени М. В. Нестерова хранится
одна из последних работ мастера — «Крылатая» 1994 г., женский торс,
выполненный в стиле античной традиции. Прекрасно вылепленное женское тело
исполнено красоты, первородной чистоты. Это образ Ники, символизирующей
торжество победы, жизни, светлого начала. Фактура имеющего слегка золотой
оттенок песчаника гармонируют с внутренней озаренностью этого произведения,
которое стало лебединой песней мастера.
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |