|
Пространство
души
О творчестве художника-фронтовика Г. Е. Харина
… И я расплавы красок кистью загоняю
В весенние ручьи своей души…
С. А. Литвинов
В мае этого года в Уфимской галерее «Ижад» проходила персональная
выставка художника, ветерана Великой Отечественной войны Григория Ефимовича
Харина (1924—2005). Это была его вторая выставка (первая состоялась тридцать
лет назад). Спустя полтора месяца художника не стало: сердце…
Родился Г. Е. Харин в 1924 году на станции Лозовка Петровского района
Куйбышевской области в крестьянской семье. Еще в школе у него обнаружились
большие способности к рисованию и появилась мечта стать художником.
Незадолго до Великой Отечественной войны, когда в Поволжье был страшный
голод, его семья переехала к родственникам в Уфу.
В 1942 году Гриша был направлен на призывной пункт, после окончания срочных
курсов разведчиков его отправили рядовым в действующую армию на Белорусский
фронт. Он должен был определять маршруты передвижения и мест дислокации
войск противника; при зарисовке боевых позиций очень пригодилось его умение
рисовать. Его боевой путь — от Москвы до Кенигсберга. В боях за Оршу он
получил ранение в шею, но от госпиталя отказался, а после недолгого
пребывания в полковой медсанчасти снова встал в строй. В 1943 году будущий
художник участвовал в освобождении Орла и Смоленска, в 1944 — в освобождении
Витебска и в прорыве обороны немцев в Восточной Пруссии, в 1945 — во взятии
городов Инстербург, Пиллау и Кенигсберг. В 1945-м принял участие в «Параде
победителей» на Красной площади в Москве: сохранились кадры кинохроники,
запечатлевшие статного, бравого воина.
Григорий Ефимович был удостоен благодарности маршала И. Х. Баграмяна,
награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны и
несколькими медалями. Вернулся он на родину только в 1947 году в звании
старшего сержанта, прослужив до этого два года в Польше. Он до самой смерти
хранил фронтовую гимнастерку, в которой проходил несколько лет и после
войны.
С 1947 года началась его трудовая биография: преподавал в одном из уфимских
фабрично-заводских училищ, затем, до самой пенсии, работал
художником-оформителем на Уфимском моторостроительном заводе (сначала в
цехе, а потом в бюро эстетики).
В 1949 году, когда при УМЗ открылась студия изобразительного искусства в
клубе «Ударник» (ныне это корпус филиала Московского государственного
открытого педагогического университета им. Шолохова) под руководством
ветерана Великой Отечественной войны, замечательного художника, педагога и
подвижника Г. В. Огородова, Харин стал ее активным членом, и с того времени
началось его творческое становление. Эту изостудию он посещал до 1958 года,
а затем стал обучаться станковой живописи у прекрасного художника, педагога
и человека энциклопедических знаний П. М. Лебедева. Григорий Ефимович
постоянно занимался самообразованием, много читал. Из художников он особенно
уважал К. А. Коровина, И. Э. Грабаря, Б. Ф. Домашникова, А. А. Кузнецова. В
1970 году он закончил Всесоюзный Московский заочный народный университет
искусств имени Н. К. Крупской, а чуть позже — вечерние курсы этики и
эстетики.
Живопись стала смыслом его жизни: ей он посвящал свой досуг, годами,
десятилетиями пытаясь разгадать ее великую тайну и оттачивая свое мастерство
живописца. Обучаясь в различных студиях, он сумел добиться профессионализма.
Его работы участвовали в большинстве коллективных выставок студийцев,
включая республиканские, зональные и всесоюзные; в выставке произведений
башкирских художников в ГДР в городе Галле (1975 г.) и в Японии (1975, 1976
гг.). В 1974 году Г. Е. Харин был удостоен звания заслуженного работника
культуры республики; в том же году состоялась его первая персональная
выставка.
Народный художник России Борис Федорович Домашников так сказал о нем:
«Григорий Ефимович как художник по призванию тонкий лирик. Он работает,
сомневается, ищет, советуется с более опытными мастерами… Живопись его
приобретает определенную культуру, появляются любимые мотивы и темы, любимые
цвета и линии — он стремится к большей самостоятельности.
В тонких поэтических картинах («Урал», «Снегири», «Утро Уфы», «Верба
цветет», «Индустриальный пейзаж» и многих других) мы видим созревшего
мастера современного пейзажа. Во всех его произведениях чувствуешь наследие
русского и советского реалистического пейзажа, влюбленность в сегодняшний
день, в его ритм и его современную гармонию… Он еще не раз порадует зрителей
искренними художественными произведениями…»
Художник создал более 500 картин маслом; они хранятся в фондах Башкирского
художественного музея им. М.В. Нестерова («Снегири», «Верхотор. Овцы»,
«Весна в Юматово», «Вечер в горах», «Лед проходит»), в Японской национальной
галерее, в частных коллекциях Москвы и зарубежья. Картин на военную тему у
него нет. Он и рассказывать о войне не любил. Нам, наверное, трудно
представить, как сильно тосковал на фронте юный боец по тишине, по родной
земле, и тема мирной жизни нашла выражение в его спокойных, лирических
полотнах: большинство их посвящено природе Урала, красотой которого он не
переставал восхищаться всю жизнь, снова и снова наивно и чистосердечно
удивляясь пухлым ярким снегирям, первому снегу, весеннему ледоходу…
Сдержанный по характеру, он открывал свою душу живописи, долгие годы ведя с
ней искренний диалог. Художник много писал с натуры; объездил с этюдником
весь Урал, в выходные и отпуска выезжая с друзьями-художниками на природу. В
его картинах чувствуется неистребимая тяга к прекрасному и духовному,
желание донести все это до людей, потребность в творческом самовыражении.
Большинство его картин — лирические пейзажи. Очень трогательны уже сами
названия: «Скоро весна», «По тонкому льду», «Весна в окно стучится», «Первая
зелень», «Цветущая полянка»… Его пейзажи одухотворены; в них мало людей, но
они «очеловечены». Особенно много пейзажей с высокими тонкими деревцами,
которые живут своей особой жизнью: встречают первый снег («Первый снег»),
дружно, вытянувшись, как натянутые струны, противостоят осенней непогоде
(«Снег в октябре»), с надеждой ждут весны («Ожидание весны»). А весна
радостно заявляет о себе розоватым перламутром мартовского снега («Весна в
Ключерево»), долгожданными грачами на древесных кронах («Грачи прилетели»),
белым цветеньем деревьев («Апрель в Юматово»). Весеннее пробуждение природы
волновало художника всю жизнь.
Пронзительна его картина «Первая зелень». По своему живописному решению она
проста и не так тщательно выписана, как большинство других картин художника,
но возникает такое ощущение, что молодые весенние деревца, изображенные на
фоне домишек и окруженные светлой травкой, хотят нам многое поведать…
Художник словно иллюстрирует строки Николая Гумилева:
Я знаю, что деревьям, а не нам
Дано величье совершенной жизни.
На ласковой земле, сестре звездам,
Мы на чужбине, а они в отчизне…
Г. Е. Харина отличало тонкое восприятие цвета и света: для многих его
работ свойственен мягкий и нежный колорит. Его картина «Пруд в деревне
Раевка» завораживающе притягивает взгляд. В пейзаже «Уральские горы» горные
породы так тонко выписаны, что напоминают пастельную радугу. В своей
философской картине «Голубой июль» он распахивает перед нами высокое небо, и
мы удивленно замираем, вглядываясь в мягкую небесную лазурь.
В ряде его работ цвет становится более смелым и насыщенным («Синий вечер»,
«Изумрудный полдень», «Муллакаевская пристань», «Каменная россыпь», «Река
Инзер»). В картине «Синий вечер» художник показывает цвет во всей его
красоте: на фоне зимнего ярко-синего вечернего неба, отбрасывая синие тени,
возвышаются грациозные тонкие деревья с хрустальными шапками инея… А в
пейзажах «Муллакаевская пристань» и «Изумрудный полдень» передано все
богатство оттенков зеленого цвета: от светло-зеленого до изумрудного и
болотного. Зеленый цвет буквально царствует здесь, демонстрируя вступившее в
свои права звонкое лето.
Свои «плавные» пейзажи Г. Е. Харин нередко оживлял птицами («Грачи
прилетели», «Летний день», «Снегири», «Сороки на льду», «Ласточки», «Март» и
другие). В пейзаже «Летний день» он изобразил луг с золотистыми стогами
сена, а в ясном небе большая стая птиц рисует причудливый узор. Здесь и
спокойствие, и легкая грусть от предчувствия скорой осени. Его весенняя
работа «Сороки на льду» забавна и трогательна. А городской жизнерадостный
пейзаж «Снегири» удивляет яркостью окраски снегирей на фоне заснеженного
сквера и светлых высоких зданий. Пейзаж со снегирями приобрела Японская
национальная галерея.
Есть у художника и динамичные пейзажи (например, «Инзер. Пороги», «Инзер.
Рябина»), показывающие мощь разбушевавшейся водной стихии, по сравнению с
которой подвесной мостик кажется хрупким, а проходящий вдали у подножия гор
паровоз маленьким.
Еще одна из граней его таланта — «эпичность» гор в ряде пейзажей («Столбы»
Малого Явмантау», «Верхотор. Овцы», «Столбы, Инзера», «Урал. Утро», «Вечер в
горах»). Как в свое время заметил А. Алабужев: «В большом полотне «Столбы»
Малого Явмантау» Г. Е. Харин переходит от лирического пейзажа к эпическому».
Древностью, незыблемостью, мудростью веет от его гор.
Писал художник натюрморты, большинство из которых отличаются лиризмом
(«Весеннее окно», «Весенний натюрморт», «Сирень», «Цветы», «Красная рябина»,
«Осенний натюрморт»), сюжетные работы («На лыжах», «Сенокос», «Зимняя
рыбалка», «Сдача норм ГТО на УМЗ», «Воскресный день. УМПО»); они, возможно,
незамысловаты, но это гармоничные, жизнеутверждающие и искренние
произведения художника.
Работы Григория Ефимовича разнообразны: здесь и лиро-эпические пейзажи,
натюрморты, романтические сюжетные работы в стиле XIX—XX веков, и примеры «соцреализма»
ХХ века. Их объединяет доброта и чистосердечность — таков он был и сам. Он
всегда был фанатично предан живописи, буквально «одержим» ею. По признанию
его сына Александра Григорьевича, всю жизнь отец, исполнительный и
добросовестный работник, жил небогато и так и не смог завести себе приличный
костюм, тратя большую часть средств на краски и холсты…
Но время все расставляет на свои места. Поколение художников-фронтовиков
уходит. Одухотворенный реализм снова востребован. Мечта художника Григория
Харина достучаться до зрительских сердец и сказать свое слово в башкирской
живописи сбылась.
Написать
отзыв в гостевую книгу Не забудьте
указывать автора и название обсуждаемого материала! |