> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 10'05

Эльмира Давыдова

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Народная артистка

Одно из самых ярких явлений национальной культуры Башкортостана — искусство Флюры Кильдияровой. Бесценный песенный дар, самобытный и мощный. На сегодняшний день Кильдиярова — народная артистка Башкортостана и России, лауреат Всероссийского конкурса исполнителей народной песни, лауреат государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева. Ее талант покоряет в равной степени и сердца многоопытных музыкантов, специалистов, и неискушенных любителей музыки.
Родина певицы — изумительный по красоте Учалинский район. Там в селе Ильчегулово на берегу реки Миасс родилась будущая звезда башкирского искусства.
Музыка вошла в ее жизнь с раннего детства. Ее окружали музыкально-одаренные люди. Родители Флюры — Ахметша Лукманович и Сайда Яумбаевна, тетя Мастура и дядя Даминдар Яруллины задушевно исполняли народные песни, знали их множество. Флюра их запомнила на всю жизнь — «Старый Урал», «Азамат», «Туман»...
Дедушка Яумбай играл на скрипке, прадедушка Хуппи был известным в округе сэсэном — увлекательно рассказывал старинные легенды, знал немало кубаиров. Флюра заслушивалась и песнями, и сказаниями. Сама любила петь. Новые песни обычно выучивала, слушая радио. Хорошо знала голоса и репертуар Сулеймана Абдуллина, Магафура Хисматуллина, Асмы Шаймуратовой, Дианы Нурмухаметовой.
«Мелодии я запоминала быстро. По радио выучила и пела даже арию Салавата. Серьезная музыка мне нравилась всегда, любила слушать классические арии, романсы. Поэтому, когда пришла пора выбирать профессию, сомнений не было — буду певицей. В училище искусств на вокальное отделение не взяли, поступила на отделение хорового дирижирования. На экзаменах я пела «Таштугай» и «Былбылым».
Обучение на отделении хорового дирижирования дает более разностороннюю подготовку. Здесь Флюра овладела большим репертуаром хоровой музыки, у нее развился гармонический слух. На фортепиано девушка научилась играть так, что могла свободно разобрать и проанализировать любое музыкальное произведение. (Это ей очень пригодилось в будущей работе в оперном театре и филармонии.) Окончив училище искусств по специальности у Анатолия Львовича Легкоты, Флюра продолжила занятия по этому профилю в институте искусств. Здесь работал выдающийся мастер хорового дирижирования Тагир Сергеевич Сайфуллин, общение с которым много давало одаренным студентам. А Флюра была именно такой. Студенткой второго курса она участвует в республиканском конкурсе певцов имени Газиза Альмухаметова и занимает II место. На четвертом курсе решила ехать в Ленинград на Всероссийский конкурс исполнителей народной песни. Программа была сложная — в каждом из трех туров нужно было петь по четыре произведения и не повторяться. Упорный труд и настойчивость и здесь принесли хороший результат — Флюра Кильдиярова стала лауреатом конкурса, разделив третье место с ныне известной исполнительницей русских народных песен Татьяной Петровой. Победа была убедительной! Выступление прошло успешно также благодаря участию в конкурсе аккомпаниаторов — Р. Фасхутдинова и Ю. Гайнетдинова.
«Юлай Гайнетдинов вел в институте факультатив по народной песне. С ним я выучила много новых песен, значительно пополнивших мой репертуар. На его уроках мы слушали записи народных исполнителей, знакомились с разной манерой пения. Эти занятия привили огромную любовь к бесценным жемчужинам народного искусства, которые народ сохранил в памяти и пронес через столетия. Я благодарна Юлаю Ишбулдовичу — страстному пропагандисту народного творчества».
Тогда же Флюра начинает регулярно выступать по телевидению в передачах известного фольклориста Фанузы Айтбаевны Надыршиной «История песни — история народа». Для каждой передачи она разучивала новые народные песни, записанные Надыршиной в экспедициях по районам республики.
После успеха на конкурсе имени Газиза Альмухаметова начинающую певицу прослушал Загир Гарипович Исмагилов (она спела «Гильмиязу»), и он разрешил ей совмещать учебу на двух факультетах — хорового дирижирования и сольного пения.
«Учиться было нелегко — напоешься три часа в хоре, потом идешь в класс заниматься вокалом. Кстати, дирижерско-хоровое отделение я окончила с отличием. Последние два года занималась только на вокальном отделении. Любила посещать оперный класс и класс камерного пения З. Байрашевой, где мне очень много дала опытный концертмейстер — пианистка Галия Габдрахмановна Мухамедова. Она учила тонкости камерного пения, помогала вникать в специфику жанра. Вместе с ней мы работали над программами сольных концертов. Затем в зале института искусств выступили с сольным концертом вместе с солисткой оперы Галиной Халдеевой. Моей дипломной работой стала партия Амины в опере Исмагилова «Салават Юлаев» — роль, о которой я мечтала давно».
В первые годы работы в театре молодая певица застала таких мастеров оперной сцены, как Магафур Хисматуллин, Сажида Галимова, Нина Бызина, Михаил Артемьев, Нажия Аллаярова, Мидхат Галеев, Борис Торик. Это были яркие личности, и Флюра училась у них серьезному отношению к профессии. Встречи с выдающимися личностями, как правило, совершают в душе одаренного человека переворот, способствуют более полному раскрытию дарования. Как ярчайшее впечатление своей творческой жизни Флюра Кильдиярова вспоминает работу с выдающимся дирижером Ярославом Антоновичем Вощаком. Он был приглашен для постановки оперы Д. Верди «Дон Карлос» и оперы З. Исмагилова «Салават Юлаев».
«Запомнилась работа с этим замечательным дирижером над партией Амины в опере «Салават Юлаев». Спектакль ставился тогда на русском языке. Ярослав Антонович — гениальный дирижер, истинный интеллигент, человек огромной эрудиции. Встреча с ним явилась настоящей школой, особенно для нас — молодых артистов. Он работал с нами тщательно, над каждой фразой. Опытный, тонко чувствующий музыкант, он так умел объяснить задачу, что певец сам понимал и находил нужные краски, новые нюансы исполняемой роли. За пультом он буквально гипнотизировал исполнителей — от его всевидящих глаз невозможно было спрятаться. Какая-то необъяснимая магия исходила от него. Умел держать весь спектакль в своих руках. Мы старались впитать все, что он нам тактично и настойчиво внушал. Я счастлива, что мне пришлось общаться с музыкантом такого масштаба».
Значительным вкладом в театральное искусство республики стали партии, спетые Кильдияровой в операх русской и зарубежной классики. Особое место занимают оперы башкирских композиторов.
«В театре мне запомнилась работа над оперой Салавата Низаметдинова «Черные воды», созданной по одноименной поэме Мустая Карима. В ней всего два действующих лица — и вечные темы искусства: жизнь, любовь, верность и предательство. Ставил спектакль режиссер Рифкат Абдуллович Валиуллин. Помогли мне воспоминания о моей бабушке, которая до конца дней своих ждала мужа, без вести пропавшего на войне. Моя героиня тоже беззаветно верит и ждет своего возлюбленного Якупа. Невеста, женой не ставшая вдова, она говорит:

Уж сколько лет по всей земле
Не устаю его искать!
Не встретила среди живых,
Его могилы не нашла,
Могила есть и у врагов,
Хоть и полынью заросла.

Когда мой партнер Мужчина (его пел Раиль Кучуков) на репетиции рассказывал моей героине о ее женихе, струсившем в решительном бою жалком человеке, которого раздавил немецкий танк, я плакала, не могла сдержать слез. Я перевоплощалась в свою героиню, и именно в этой опере, по-моему, полнее раскрылись мои драматические способности. Как жаль, что эта опера, кстати, первая камерная опера в творчестве башкирских композиторов, выпала из репертуара театра. Это была большая и интересная работа».
В рецензиях на оперу «Черные воды» работа артистки получила высокую оценку.
Оперу «Послы Урала» З. Исмагилова ставил крупнейший оперный режиссер, профессор Ленинградской консерватории Роман Тихомиров. Он учил исполнителей тщательно вникать в партитуру, передавать все нюансы, таящиеся в ней, чтобы на сцене предстали не просто оперные персонажи, а живые люди с их волнениями, страданиями и радостями. Образ Харыласяс у Флюры Кильдияровой получился убедительным. Видимо, сыграло свою роль и то, что Загир Исмагилов писал Харыласяс в расчете на вокальные данные, артистическое обаяние Кильдияровой.
(Автор этих строк помнит, какой ошеломляющий успех выпал на долю Флюры Кильдияровой, когда она спела арию Харыласяс на сцене Кремлевского дворца съездов перед делегатами и гостями Съезда композиторов СССР.)
В оперном театре перед певицей открылся широкий путь к совершенствованию природного таланта.
Флюра Кильдиярова весьма успешно выступала в спектаклях, исполняя ведущие и эпизодические партии как в операх, так и в музыкальных комедиях.
Как исполнительницу народных песен Флюру Кильдиярову — тогда еще студентку института искусств — приметили в Союзе писателей Башкортостана. Она выступала на вечерах поэзии литературного объединения «Шонкар» в БГУ, куда приглашали и музыкантов, певцов. На одной из таких встреч поэт и ученый Гилемдар Рамазанов подарил ей свой поэтический сборник с надписью «Будущему нашему соловью». Приходилось часто выезжать с писателями на творческие встречи.
«Мне посчастливилось общаться с удивительными личностями. Один из них прекрасный поэт, драматург Рафаэль Сафин. С удовольствием вспоминаю великолепные вечера поэзии и музыки, которые мы проводили вместе с ним. Режиссером был замечательный мастер Рифкат Исрафилов. Это был моноспектакль двух творческих личностей. В стихах и песнях, звучавших в концерте, говорилось и пелось о любви. Любви женщины и мужчины. Любви к своей земле, и людям. Вспоминаю, как мы готовили эту программу: Рафаэл-агай читал свои стихи, я подбирала музыку — народные песни, романсы. Так появилась эта программа. Она мне очень дорога».
О Флюре, о ее искусстве Рафаэль Сафин высказался лаконично и содержательно: «Характеризуя искусство певцов, обычно останавливаются на двух сторонах — МОН и МАСТЕРСТВО. (Есть такое буквально непереводимое слово МОН, понятное башкирскому и татарскому народу.) Есть певцы, которые берут первым — МОН, данным им природой. Другие берут мастерством. Во Флюре Кильдияровой естественно, гармонично сочетаются природный МОН и МАСТЕРСТВО. Это артистка высокого художественного вкуса и интеллигентности».
«После Всероссийского конкурса в Ленинграде я стала регулярно выезжать на творческие встречи с композиторами. Помню, как в трескучий мороз мы выехали с Загиром Исмагиловым в Наримановский район. Зрители сидели в зале Дома культуры в пальто, тулупах и варежках. Пар шел изо рта! Загир Гарипович накинул мне на плечи пальто и сказал: «Иди, надо петь». Стоял холод, но музыка согревала души. Встреча прошла очень успешно. Помню очень ярко Дни башкирской культуры в Чувашии. На лоне природы Загир Гарипович пел «Сибай» и «Былбылым». Это неповторимо! Такие откровения остаются в душе на всю жизнь. И вообще, я считаю себя счастливым человеком — столько выпало мне встреч с талантливыми, интересными людьми. Хусаин Файзуллович Ахметов... Изумительный рассказчик, богатейшей эрудиции был человек, очень начитанный. Его музыку я очень люблю. Была первой исполнительницей его поздних романсов — «Созвездия», «Звон поэзии», «Таинственные звуки»... Кроме сочинений композиторов старшего поколения, пою песни и романсы Рима Хасанова, Айрата Кубагушева, Нура Даутова, Салавата Низаметдинова. Люблю творчество Розы Сахаутдиновой».
…Большой зал филармонии. Проходит юбилейный концерт композитора Розы Сахаутдиновой. С волнением ждет автор премьеру романса на стихи Марины Цветаевой... На сцене красивая женщина в строгом, элегантном черном платье. Тихо, как бы про себя Флюра Кильдиярова начинает петь — «Мне нравится, что Вы больны не мной...» Столько в ее голосе нежности, тепла и тоски, так непринужденно и легко льется мелодия. Аплодисментам не было конца...
Говорит Роза Сахаутдинова: «У каждого поколения есть свои любимые певцы, которые отражают чувства и думы своего времени. Такова для нас Флюра Кильдиярова — народная и классическая певица».
«Роза Хайдаровна не только яркий, талантливый композитор. Она — душевный человек, добрая, гостеприимная женщина. С ней всегда можно поделиться сокровенным, поговорить по душам. Мне всегда везло на встречи с богато одаренными людьми... Тагир Сергеевич Сайфуллин — человек, увлеченный своим делом, дирижер — от бога! Редкий талант. Блестяще знает восточную поэзию. Общение с такими людьми обогащает душу... Из художников, любимых мною, прежде всего хочу назвать Ахмата Лутфуллина. Его живопись мощная, впечатляющая. Он пишет простых людей, башкирских женщин с натруженными руками, без всяких прикрас. Я видела именно таких трудяг в деревнях. Они прекрасны своей сутью, душевной силой. Художник пишет жизнь такой, как она есть. У него свой стиль, всегда узнаваемый. Нравится мне творчество Сергея Краснова — современно мыслящий, смелый, ищущий, идущий своим путем».
Свой переход в Башгосфилармонию артистка объясняет тем, что в конце 80-х годов в оперном театре стало неинтересно работать. Хотелось осваивать новые программы, чаще выступать на сцене не только в республике, но и за рубежом. К тому же в театре артист зависит от многих, и у него меньше творческой свободы. Действительно, концертная деятельность в филармонии расширила творческие горизонты. Арии из опер русской и зарубежной классики, народная песня, старинный русский романс, вокальная музыка мастеров ХVIII—XIX веков... Анализируя весь спектр созданных ею музыкальных образов, хочется выделить условно две вершины ее творчества — «Аве Мария» и «Таштугай». «Таштугай» — песня, по содержанию и глубине достойная целой оперы... «Аве Мария» — на другом полюсе. Высокий образец классического искусства.
На вопрос, чем вызвано постоянное обращение к «Аве Мария», певица отвечает: «Идея петь в органном концерте родилась у меня сразу же, как появился в Уфе орган. Сначала подготовила и спела несколько номеров с Владиславом Муртазиным. Затем мы с Вахитом Хызыровым представили концертную программу под названием «Аве Мария», посвятив ее годовщине безвременного ухода Радика Гареева. Это были произведения Баха, Гуно, Каччини, Верди, Шуберта, Сен-Санса в сопровождении органа. В нашей программе были и другие произведения старинной музыки. Мы даже не ожидали такого грандиозного успеха. После такого успешного дебюта стало традицией в Рождество исполнять программу «Аве Мария», каждый раз обновляя ее шедеврами старинной музыки — Гендель, Бах, Гайдн, Вивальди».
И вот певица решилась на эксперимент: «А что если спеть с органом «Таштугай»?» Задуманное помогли выполнить единомышленники — органист Владислав Муртазин и композитор Ильдар Хисамутдинов. В следующем органном вечере — программа называлась «Дарю людям солнца свет» — артистка исполнила «Таштугай» (в переложении для органа В. Муртазина), «Хакмар», «Шесть джигитов» в обработке И. Хисамутдинова, его же романс «Сказка» («Экият») из вокального цикла на стихи Рами Гарипова. Творческое сотрудничество молодого композитора и знаменитой певицы было интересно обоим. Продолжением стало их совместное участие в 2000 году в традиционном Будапештском весеннем фестивале искусств, посвященном 1000-летию венгерской государственности. Флюра Кильдиярова пела в старинном концертном зале «ВИГАДО», где когда-то давал свои концерты великий пианист и композитор Ференц Лист и другие европейские и российские знаменитости. Рассказывает Ильдар Хисамутдинов:
«Меня пригласили участвовать в этом фестивале с моими скрипичными дуэтами «Памяти Бартока» и просили привезти самого лучшего исполнителя башкирских народных песен. «Флюра Кильдиярова», — сразу мелькнула мысль о нашей выдающейся певице. Хочу сказать, что у венгров особый интерес к башкирскому фольклору, который они тщательно изучают. Они считают себя выходцами с южного Урала. И вот мы в Венгрии... Фестивальный концерт был построен необычно — в виде диалога двух культур, венгерской и башкирской. Чередовались венгерские исполнители и наши выступления — мои скрипичные дуэты и пение Флюры. Она пела башкирские песни без сопровождения. Ее выступление произвело настоящий фурор! Певицу долго не отпускали со сцены. В другом концерте, который проходил в Российском культурном центре, программа Флюры помимо народных песен включала и классику. Ее пение покорило всех. Нам потом рассказывала Рахима, наш гид, что рядом с ней сидела женщина, давно уехавшая из Башкортостана, она так рыдала, услышав родные песни. Вот она сила настоящего искусства! Флюра действительно пела потрясающе! В результате наших выступлений всемирно известная студия звукозаписи «ХУНГАРАТОН» записала на компакт-диск цикл «Памяти Бартока» и семь башкирских народных песен в исполнении Флюры Кильдияровой».
В репертуаре певицы более 100 башкирских народных песен. Их она собирала как бесценные жемчужины во время гастрольных поездок по республике. Отбирала редкие образцы песен, тесно общаясь с ведущими учеными-фольклористами Башкирского филиала Академии наук.
Большим событием в культурной жизни республики стало издание в 1995 году уникальной книги «Песни моего народа», в которую вошли башкирские народные песни из репертуара Флюры Кильдияровой. Впервые в истории башкирской музыкальной культуры была издана книга по музыкальному фольклору на трех языках — русском, башкирском и английском*. В издание вошло музыкальное приложение в виде компакт-дисков с записью песен в исполнении Флюры Кильдияровой. Книга вышла под научным руководством известного фольклориста, доктора филологических наук, лауреата премии имени Салавата Юлаева Фанузы Айтбаевны Надыршиной.
Много дало певице и общение с ее земляком — уникальным певцом-самородком Абдуллой Султановым. Вместе с ним она выступала на сцене филармонии с 1989 года.
Вклад певицы в пропаганду народных песен был высоко оценен — в 1985 году Флюра Кильдиярова была удостоена Государственной премии Республики Башкортостан имени Салавата Юлаева.
«Благодаря народным песням, я объездила всю Европу — Германия, Бельгия, Голландия, Венгрия, Румыния, Польша, Италия, Франция, — рассказывает певица. — С фольклорной программой выступала в Китае, Турции, на «Российской промышленной выставке» в Копенгагене. В Германии побывала с танцевальным ансамблем сельскохозяйственного института — выступали в Дрездене, Лейпциге и Галле.

Помимо народных песен за рубежом приходилось петь и классику. В Кёльне пела сольный концерт — немецкую, итальянскую, французскую и башкирскую музыку, старинные русские романсы. Получила очень хорошие отзывы и приглашение приехать для записи этой программы на радио.
В 1997 году Флюра Кильдиярова вместе с солистом оперы Салаватом Аскаровым побывала на Кипре, где проходил традиционный фестиваль оперных певцов. Дорогу туда «проложил» Радик Гареев с Владимиром Беловым. И на этот раз башкирские певцы выступили очень успешно.
На Кипре Флюра Кильдиярова пела с симфоническим оркестром арию Амины из оперы «Салават Юлаев», речитатив и арию Адели из оперы «Лотерейный билет» Никколо Изуара и арию Маргариты из «Фауста» Гуно. А башкирскую народную песню «Буранбай» пришлось петь «на бис». Древний амфитеатр под открытым небом и дивный аромат цветов — их там море! Прекрасная была поездка!
Репертуар певицы широк и многообразен. Ею спето много сольных концертов: «Вальс, вальс...», «Дарю людям солнца свет», «Пою про любовь», «Аве Мария», «Звезды на небе, звезды и в сердце моем»... И всегда певица радует разнообразием выразительных оттенков, тонким, изысканным вкусом.
В разные годы Флюра Кильдиярова гастролировала в Казани, где у нее много почитателей и настоящих друзей. Она выезжала в Татарстан для участия в творческом отчете композиторов Башкортостана — пела новые романсы Х. Ахметова и З. Исмагилова. Исполняла сочинения башкирских композиторов на фестивале музыки композиторов Поволжья и Урала. В апреле 2002 года Флюра пела в Казани с оркестром народных инструментов Казанской консерватории под руководством Ф. Халитова. С восторгом восприняли слушатели башкирские народные песни и сочинения композиторов двух республик. Особенно горячо приняли они редко исполняемые романсы и песни Рустема Яхина. Известный музыковед, профессор Земфира Сайдашева писала, что Флюра Кильдиярова пленила казанцев, очаровав их красотой голоса, проникновенностью исполнения и бесконечным обаянием.
Вот что пишет о филармонических концертах певицы лектор-музыковед Виктория Симонова: «Восприимчивость слушателя к искусству, разница вкусов и музыкальных пристрастий — это то, что Кильдиярова всегда учитывает. И в этом, думаю, одна из сильных сторон этой певицы. Ей далеко не безразлично, как прозвучит каждая песня, отзовется улыбкой ли, слезинкой, или пронесется мимо красивым мотыльком, не тронув сердце. Именно поэтому она старается вместить в один концерт и старинные жемчужины — народные песни, причем на разных языках — башкирском, татарском, русском, и романсовую лирику, особенно любимую женской половиной аудитории. В репертуаре Флюры есть и песни шестидесятых, и музыка современных авторов, и классика национальной музыки (особенно часто звучат произведения Исмагилова и Яхина), и арии из опер. Поистине такой диапазон заслуживает уважения.

Заливает алмазным сияньем,
Где-то что-то на миг серебрит
И загадочным одеяньем
Небывалых шелков шелестит... (А. Ахматова)

Ну ведь правда, на сцене хочется видеть красивых, изысканных людей! И как бы слушатель ни восхищался глубиной тембра и блеском фиоритур, в достойной огранке голос подобен бриллианту в оправе. Насколько я знаю Флюру Кильдиярову, для нее внешний облик — постоянная забота, элемент уважения к зрителю. Даже на «проходном» концерте, где-нибудь в глубинке и школьном зале, она не позволяет себе расслабиться, обойтись одним костюмом или наспех сооруженной прической. В ее внимании к деталям чувствуется вкус и профессиональная гордость.
Я не раз убеждалась в том, что ее талант, трудолюбие и обаяние покоряют даже недоверчивого слушателя. Я видела внимательные и заинтересованные взгляды шумных старшеклассников и степенных пенсионеров. Я видела, как после концерта люди выходят на сцену не только подарить цветы, но пожать руку, сказать слова признательности, поделиться своими чувствами. В этих трогательных проявлениях зрительской благодарности часто можно слышать отголоски каких-то личных переживаний, что отошли на время концерта на второй план. Не тем ль силен настоящий талант, что очищает красотой и дает надежду?»
Совмещая филармоническую и театральную деятельность, гастрольные поездки в зарубежные страны, Флюра Кильдиярова начала работать в Институте искусств (ныне — Академия искусств) на кафедре башкирского искусства и кафедре сольного пения, то есть преподавать и народное, и академическое пение. Педагогическая работа дает многое. Ведь обучая студентов азам исполнительства, как бы заново постигаешь и глубже понимаешь секреты мастерства. Она заметила, что стала лучше петь, голос зазвучал ярче... Она считает, что в работе с учеником педагог не должен постоянно показывать голосом, как надо петь. Ученик сам должен дойти до мышечного ощущения, прочувствовать свой голос, овладеть им. Важно научить начинающего певца слуховому анализу, дать ему «фундамент», и, если есть хороший голос и голова, певец далее сам выстроит свою певческую судьбу и из него получится настоящий, мыслящий певец.
«Творчество Флюры Кильдияровой всегда приковывает к себе внимание, — говорит известный концертмейстер Гульшат Мунировна Каримова. — Она принадлежит к числу тех исполнителей, чей самобытнейший талант — образец башкирской музыки. То, что сделано певицей для развития национальной вокальной музыки, трудно переоценить.
Не может не восхищать целеустремленность певицы, с которой она осваивает различные стили вокальной музыки. В содружестве с Флюрой Кильдияровой мы подготовили немало разнообразных программ. Всегда активная и самокритичная, певица ловит каждое доброжелательное замечание, пожелание, что, безусловно, подогревает интерес к дальнейшей совместной работе.
Исполняя шедевры вокальной музыки, Флюра Кильдиярова вкладывает в этот процесс весь свой талант, эмоциональный опыт и душу. Все это вывело артистку на вершину исполнительского мастерства».
Вот уже более десяти лет Флюра Ахметшиевна является членом жюри различных конкурсов, проводимых в республике, — «Язгы мондар», «Дуслык моно», имени Газиза Альмухаметова, актерской песни... Возглавляла жюри конкурсов «Ирэндек моно», «Урал моно».
Конкурс «Урал моно» начинался как региональный. Через несколько лет география расширилась настолько, что он приобрел статус открытого международного конкурса тюркской молодежи, в котором участвуют такие страны, как Турция, Финляндия, Казахстан, Туркмения, Киргизия, а также различные регионы России — Кабардино-Балкария, Бурятия, Якутия... Отрадно, что правительство, Министерство культуры и национальной политики и президент РБ М. Г. Рахимов поддерживают такие хорошие начинания. В республике чувствуется подъем и профессионального, и самодеятельного искусства. Конкурсы же дают возможность выявить талантливую поросль, которая будет подпитывать профессиональное искусство.
Исключительная требовательность к себе, непрерывное совершенствование мастерства — вот творческое кредо Флюры Кильдияровой. «Мне много пришлось трудиться, пока я не достигла большого успеха. Бывало, дети уснут, а я сижу над клавиром, учу новую партию или новые песни. Утро начинается с того, что у меня в голове и в душе — музыка. Пою, повторяю слова, вхожу в образ. И так всю жизнь... Я часто думаю, правильно ли мы делаем, подражая европейцам. Ведь в Европе такого богатства как наш фольклор, нет. Мы не должны терять наши бесценные жемчужины народного искусства. Далеко не у каждого народа есть такие прекрасные песни, как наши озон-кюй. Ведь это не просто песня — это ария, поэма, баллада.
Когда я начинала петь народные песни, мне многие говорили — с такими песнями не станешь популярной у широких масс слушателей. Я и не рассчитывала на успех поп-певцов. Главное для меня — петь хорошую музыку. А свои слушатели у меня есть. Я благодарна им за понимание. После исполнения классики народного искусства — озон-кюй я не могу размениваться на мелочи и петь песни-однодневки, которые сегодня заполонили радио и теле-эфир.
Считаю, что свой потенциал я полностью не реализовала. Это чувство было у меня всегда — оно бросало меня то в серьезный жанр — оперу, старинную музыку, то на эстраду. Жажда до всего — это во мне есть и сегодня».

Примечания:

* Презентация книги «Песни моего народа» состоялась в 1997 году в Италии на Международном симпозиуме в Риме, где были представлены новинки изданий по фольклору народов мира.
Ф. Кильдиярова пела на этом крупном музыкальном форуме, поражая слушателей красотой башкирских песен и своим блестящим исполнительским мастерством. Книга и песни получили хорошие отзывы.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле