> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 2'05

Лидия Байназова*

XPOHOC

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Музыкант-просветитель

Творчество Масгута Зайнетдиновича Баширова — неотъемлемая часть музыкальной культуры Республики Башкортостан.
В 2003 году исполнилось 95 лет со дня его рождения.
М. З. Баширов сыграл особую роль в культурной и музыкальной жизни города Бирска, он явился инициатором и организатором музыкальной школы, которая впоследствии стала носить его имя. До настоящего времени его деятельность не была объектом тщательного изучения.

Масгут Зайнетдинович Баширов родился 21 апреля 1908 года в городе Бирске в семье чернорабочего.
Отец его из крестьян. В молодости жил «в людях» у богатого купца И. Халикова, у которого при дворе был чернорабочим, а затем служил приказчиком на его складах и в магазинах.
Мать была домохозяйкой, хотя у них не было собственного дома.
В семье было шестеро детей, но выжил один Масгут. Он рос впечатлительным и чутким ребенком.
Ему очень нравилось слушать народные татарские мелодии, которые в незатейливом виде исполняла на гармошке мать. Отец тоже частенько брал в руки гармошку, пел народные песни.
В семилетнем возрасте мальчика отдали в русскую трехклассную приходскую школу. Заведующий школой Василий Николаевич Галанов частенько его хвалил и ставил в пример другим.
В кабинете директора стояла фисгармония, на которой он изредка играл. Маленький Масгут иногда приходил с его разрешения в кабинет и пытался подобрать мелодию, которую знал. Учитель это поощрял.
Первые опыты подогрели тягу к музыке. Он играл на гармошке дома, на фисгармонии в школе.
Семья Башировых терпела серьезные лишения, так как больной отец нигде не работал. Во время бегства местных богачей в дни гражданской войны он на свои скромные сбережения купил домик с садом. Образовалось небольшое домашнее хозяйство, оно и содержало семью.
После окончания начальной школы Масгут поступил в школу с педагогическим уклоном.
Он принимает участие в художественной самодеятельности, излюбленным его инструментом стало фортепиано, на котором Масгут по слуху научился играть популярные танцы и марши.

В 5 классе у него появился друг — Борис Князев. Он тоже играл на фортепиано. Борис и Масгут стали лидерами школьной художественной самодеятельности.
Самостоятельно освоив нотную грамоту, Масгут выучил несколько пьес. Ему помогал Борис, который к этому времени уже умел играть по нотам. Вместе они исполняли в четыре руки русские народные песни в собственной аранжировке.
Системы занятий у них, однако, никакой не было. Тем не менее юные музыканты самостоятельно добрались до лучших образцов классической музыки. Они пытались разучить вальсы, ноктюрны, полонезы Шопена; «Грезы», «У камина» Шумана и другие произведения. Большим успехом у слушателей пользовались салонные пьесы Дюраня, старинные русские вальсы, марш «Прощание славянки» и другие популярные произведения.
В феврале 1926 года Масгуту предложили стать пианистом-иллюстратором кино в профклубе города Бирска. В те годы кино было немое, музыкант по ходу событий импровизировал. Так началась профессиональная музыкальная деятельность М. Баширова. Совмещая ее с учебой в средней школе, он проработал в клубе два года.
В автобиографии М. З. Баширов пишет: «В 1928 году я сочинил для фортепиано две миниатюры, «Вальс» и «Мазурку», которые мною исполнялись на городских публичных концертах. За создание этих произведений прослыл композитором. Ребята-школьники писали на стене мелом мою фамилию, после знака равенства приписывая слово «композитор».
Получив звание «Учитель народной школы», Масгут Зайнетдинович выехал на работу в Байкинскую волость, где в течение двух лет работал в деревнях Абдуллино и Усть-Багизы.
В деревенских школах музыкальных инструментов не было, приходилось довольствоваться гармошкой и гитарой. Частенько молодой педагог пел в часы досуга русские, башкирские, татарские песни.
Вернувшись в Бирск и работая в школах учителем пения и башкирского языка, Баширов участвовал в музыкальном оформлении спектаклей Бирского самодеятельного драматического театра.
В 1933 году Масгут поступил в Уфимский техникум искусств на музыкальное отделение по классу фортепиано.
Свое обучение он совмещал с работой в разных школах города.
Его первым педагогом по классу фортепиано был С. Т. Герберт. Впоследствии М. Баширов перешел в класс В. Х. Штегмана. В этот период он сочинил несколько фортепианных пьес.
Когда Баширов заканчивал Уфимский техникум искусств, он был переименован в музыкальное училище. Масгуту поручили организовать работу башкирского хора. Пришлось заняться подбором репертуара. Поиски национальных произведений привели к тому, что он сам написал патриотическую маршевую песню для двухголосого хорового исполнения в сопровождении фортепиано (на слова башкирского поэта Ю. Гарея).
Эта песня позднее была приобретена радиокомитетом за 150 рублей и часто исполнялась самодеятельными хорами.
В 1938 году М. Баширов окончил Уфимское музыкальное училище и получил квалификацию преподавателя музыкально-теоретических дисциплин и руководителя хоровых ансамблей. Началась самостоятельная творческая работа. Однако планам Баширова не суждено было сбыться. Началась Великая Отечественная война.
В музее города Бирска нам удалось найти копию справки, выданной сержанту Баширову М. З., удостоверяющей в том, что он действительно находился на военной службе в пограничном полку НКВД. Участвуя в боях с фашистами, перенес ранения и контузию.
В своих воспоминаниях Масгут Зайнетдинович писал, что бывали на фронте минуты затишья, и тогда он устраивал концерты для солдат или сочинял музыку. Удивительно, что эти музыкальные произведения ни ритмом, ни мелодией, ни настроением не напоминают о военном времени. Музыка прозрачна и безмятежна, как радужные грезы детства.
Музыкант по призванию, представитель самой мирной профессии, наш земляк был мужественным человеком. Он воевал в составе интернациональных соединений.
В городском музее мы нашли письмо от друзей по оружию из Чехословакии. В этом письме его товарищ благодарит «Михаила Баширова» за подаренную песню «Заветный камень». Приведем строки из этого письма: «Сколько раз мы вспоминали о вас, о вашей музыке и вместе с братом пели песню «Заветный камень», подаренную вами 15 лет назад. Я все так же ясно вижу перед глазами солнечный день, когда вы вместе с капитаном Зведновым пришли на нашу квартиру». Завершается письмо такими словами: «Пусть любой читает эти строки, пусть узнают, что простые чехословаки вспоминают о советском бойце и что они его записали в свои сердца навсегда». Письмо подписали Богдан и вся его семья — Карел, Блажена и Благомир.
Демобилизовавшись, М. З. Баширов вернулся в Уфу.
В музыкальном училище он вел занятия по сольфеджио, теории музыки и музыкальной литературе, читал лекции по истории западной музыки. Продолжал работать с башкирским хором.
М. Баширов в эти годы обработал для хора башкирские народные песни «Абдрахман», «Нылыу кыззар». На тему песни «Таштугай» была написана пьеса для скрипки и фортепиано.
Именно в послевоенные годы Масгут Зайнетдинович окончательно сформировался как педагог, музыкант, композитор и общественный деятель.
М. З. Баширов — автор многих музыкальных произведений в различных жанрах.
Он был одним из первых музыковедов. Его перу принадлежат очерки «Башкирская народная песня», «Музыка Советской Башкирии», «Камиль Рахимов», многочисленные статьи и заметки в республиканских газетах.
М. Баширов был одним из организаторов Союза композиторов БАССР.
Состоявшийся 26 марта 1949 года Пленум Союза композиторов высоко оценил музыковедческое исследование М. З. Баширова «Башкирская народная песня». По завершении пленума певица Асма Шаймуратова исполнила его вокальные сочинения.
М. З. Баширов всегда считал своим долгом рассказывать ученикам о развитии мировой музыкальной культуры, знакомить их с творчеством зарубежных, отечественных и национальных композиторов. Он был неутомимым просветителем. Еще в 1939—1940 годах он написал ряд статей для республиканского радиовещания. В доступной форме они знакомили слушателей с творчеством Баха, Генделя, Гайдна, Бетховена, Моцарта. Эти работы были написаны на башкирском языке.
В ряде очерков он в популярной форме рассказывал о зарождении национальной музыки, сделал научный анализ башкирского хорового искусства.
М. З. Баширова всегда тянуло в родной город. В музыкальной школе Бирска мы обнаружили справку. Ее автор — музыковед Л. Атанова. Она пишет: «В 1949 году М. З. Баширов добровольно изъявил желание поехать в свой родной город Бирск для создания там детской музыкальной школы».
Его ожидали большие организационные трудности: поиски помещения, оснащение школы музыкальными инструментами и пособиями.
Большую помощь оказали друзья и соратники. Вместе с Масгутом Зайнетдиновичем у истоков создания школы стоял В. К. Лях. Василий Кондратьевич родился в Краснодарском крае. В Бирск переехал в 1933 году. Здесь создал ансамбль любителей народных инструментов. В послевоенные годы Лях работал в педагогическом училище и музыкальным руководителем в Доме культуры.
В музыкальной школе он стал преподавателем по классу народных инструментов.
Первое время школа располагалась в стареньком доме. Посещало ее 18—20 человек. В школе было два класса: фортепиано и народных инструментов.
Вот что пишет сам Масгут Зайнетдинович: «Основное время отдавал преподаванию музыки в две смены. Мне постоянно приходилось быть в школе. Первые десять лет у меня не было ни завуча, ни завхоза. Эти «кабальные» штаты и обязанности забирали у меня уйму времени».
В часы досуга он писал пьесы для фортепиано на материале башкирских и татарских мелодий, сонаты и марши, песни для детей, романсы, хоровые произведения.
По его инициативе был открыт детский музыкальный лекторий, в рамках которого разрабатывались темы по русской классической музыке. М. З. Баширов написал несколько лекций для старшеклассников. В эту работу он вовлек всех своих коллег.
Более двадцати лет М. З. Баширов занимался музыкальным образованием детей города Бирска.
За те годы, что М. З. Баширов возглавлял детскую музыкальную школу Бирска, из ее стен вышло более 100 юных пианистов и баянистов, многие из них продолжили свое музыкальное образование в музыкальном училище. За заслуги в развитии музыкальной культуры Башкирии М. З. Баширову было присвоено почетное звание заслуженного работника культуры БАССР (1967 год).
Сегодня в Бирской музыкальной школе работают свыше сорока преподавателей, большинство из которых — выпускники этой же школы. На семи отделениях (фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, духовые инструменты, хореография) учатся более 400 человек. Школа является учебно-методическим центром музыкальных школ северной зоны Башкортостана. Она помогает сельским детям Бирского района получить начальное музыкальное образование.
В декабре 1993 года Президиум Верховного Совета Башкирской АССР присвоил Бирской детской музыкальной школе имя ее основателя, композитора Масгута Зайнетдиновича Баширова. На здании школы появилась мемориальная доска.

Вспоминают ученики М. З. Баширова.
Роза Ямиловна Дидаш, педагог Бирской школы искусств: «В памяти остался высокий, стройный мужчина с европейской внешностью. Говорил негромко и сдержанно».
Сдавая зачет в его кабинете, Роза исполнила несколько пьес. Он подошел к девочке и сказал: «В музыке ты можешь стать своим человеком». Эти слова оказались пророческими: музыка стала делом ее жизни.
Фаина Александровна Тимофеева, преподаватель Бирской школы искусств: «Никогда не забуду по-отечески доброго отношения к нам, ученикам. Несмотря на огромную занятость, он всегда был добр, спокоен, уравновешен, временами сентиментален, не по-мужски нежен. Бывало, сижу на уроке за инструментом, показываю домашнюю работу. Если моя игра растрогает Масгута Зайнетдиновича, он подойдет, похлопает по плечу: «Молодец!».
Он уважал личность каждого молодого человека. Вместе с воспитанниками выбирал пьесу, советовался с ними, был мягок и снисходителен к их проступкам. Понимал, что учиться в двух школах нелегко. Всегда старался подбодрить, поддержать человека. Его дом всегда был открыт для тех, кто уже закончил школу.
Выпускники Масгута Зайнетдиновича вспоминают, что в качестве поощрения он часто говорил им: «Будешь хорошо учиться, дам тебе свою пьесу». Но то ли от скромности, то ли по каким-то другим причинам он не делал этого, а предлагал детям произведения Грига, Шумана, Шуберта.
Ринат Ульфатович Такиуллин, кандидат философских наук, доцент БГПИ, в статье «На всю жизнь» рассказывает о важной роли музыкальной школы в его жизни. Помимо основ теории музыки, приобретенных умений и навыков игры на музыкальном инструменте, пишет Ринат Ульфатович, здесь были существенно раздвинуты горизонты личностного развития.
Особенно важен в педагогическом отношении, пишет он, сам подход обучения по принципу – «преподаватель – ученик». «Даже изучая иностранные языки в институте, философию и социологию в аспирантуре и докторантуре, продолжает ученик М. З. Баширова, — я не получил той «дозы» индивидуальной кропотливой работы преподавателя со мной, которая имела место в нашей музыкальной школе».
Ринат Ульфатович с большой нежностью вспоминает одну из встреч с Масгутом Зайнетдиновичем. Он остановил его, пожал руку как взрослому и спросил об успехах в школе. Затем, выслушав ответ взволнованного мальчика, сказал: «Сынок, у тебя мягкие руки, ты сможешь хорошо играть, если постараешься. Неизвестно, как сложится твоя судьба, а умение играть – это твой хлеб, гарантия материальной обеспеченности в будущем».
Здесь будет уместно сказать несколько слов о его ученике — Р. Х. Гимаеве. Баширов коренным образом повлиял на его судьбу.
Р. Х. Гимаев вспоминает: «В 1956 году я был им прослушан и принят в первый класс. В то время приемной комиссии не существовало.
Хорошо помню, как он сказал моему папе: «Это наш человек». Во время учебы мы тихонечко проходили в дальний класс мимо его постоянно открытого кабинета. Мы, ученики, его побаивались. Своей строгой, импозантной внешностью он внушал нам какой-то страх и робость. По мере роста и учебы все это прошло, и ему частенько приходилось делать нам замечание, чтобы мы не бегали по школе».
Р. Х. Гимаев по совету М. З. Баширова продолжил образование в Уфимском училище искусств и музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных в Москве. Затем он вернулся в Бирск. Но работать вместе с М. З. Башировым, к сожалению, ему пришлось недолго.


* Эта работа Лидии Байназовой, школьницы из г. Бирска (в настоящее время первокурсницы УГНТУ), получила высокую оценку Республиканской краеведческой конференции учащихся «Дорогами Отечества».

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле