> XPOHOC > РУССКОЕ ПОЛЕ   > БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ

№ 7'05

Раиса Баширова

XPOHOС

 

Русское поле:

Бельские просторы
МОЛОКО
РУССКАЯ ЖИЗНЬ
ПОДЪЕМ
СЛОВО
ВЕСТНИК МСПС
"ПОЛДЕНЬ"
ПОДВИГ
СИБИРСКИЕ ОГНИ
Общество друзей Гайто Газданова
Энциклопедия творчества А.Платонова
Мемориальная страница Павла Флоренского
Страница Вадима Кожинова

 

Валериана — дар бесценный

Попробуйте проведите игру, выясните, какие ассоциации вызывают у вас слова «религия», «поп» и т.д. Уверена, что обязательно найдется кто-нибудь, кто на слово «поп» отреагирует пушкинским «толоконный лоб», а слово «религия» будет ассоциировано с «опиум для народа» и «форма духовного гнета». Так уж нас воспитывали — пренебрежение к религии заложено в подкорку, из нас сделали атеистов догматиков, не понимавших, что в сущности религиозная культура представляет собой плод народной мудрости, канонизированной в архаичном виде. Доказательством их практической значимости является сам факт передачи религиозных знаний от поколения к поколению. Как указывал русский физиолог Алексей Алексеевич Ухтомский, лучшие доминанты, способствующие выживанию и прогрессу человеческого рода как такового, передаются посредством слова и быта. Не будь этого — каждому новому поколению пришлось бы начинать все сначала.
Бывает так, какая-то фраза или обрывок разговора всплывает из глубин памяти, и через много лет получаешь ответ на вопрос. Однажды услышала, как профпатологи обсуждали проблему: почему бедуины, в легкие которых попадает кварцевая пыль во время песчаных бурь, не страдают от силикоза — профессионального заболевания пескоструйщиков, шахтеров и т.д.? Почему с трудом откашливаемый с коричнево-зеленой мокротой песок, приводящий в отчаяние бравых морских пехотинцев США в районе Персидского залива, не вызывает у аборигенов столь разрушительных эффектов? Выдвигалось множество гипотез, пытались объяснить устойчивость легких к повреждающим факторам национальными особенностями питания и т.д.
Тема эта была вне круга моих интересов, детали не запомнила. Но, когда сама начала страдать от бронхита, доставляющего мучения, наверное, каждому второму пожилому горожанину, решила почитать учебник пульмонологии (раздел медицины, изучающий патологию органов дыхания). И к огромному удивлению обнаружила рекомендацию проводить позиционный утренний и вечерний дренаж легких, принимая для этого так называемую «позу магометанина»: склонившись как при чтении молитвы — очищать легкие от застойной мокроты. Так вот в чем физиологический смысл молитвы кочевника с Аравийского полуострова — в освобождении легких от песчаной пыли, накопившейся во время переходов. Намаз — это канонизированная производственная гимнастика обитателей пустынь, медицинские рекомендации, предписывающие пять раз в течение светового дня наводить порядок в своем организме.
Как устанавливается в шариате: «если человек в течение суток пять раз совершит омовение, тело его очистится от грязи, а пятикратная молитва очистит его от грехов». Омовение состоит из последовательного обмывания чистой водой кистей рук, прополаскивания рта и горла, очищения носа, мытья лица, промывания глаз, мытья рук до локтей, смачивания волос, промывания ушей, мытья шеи и ног до колена. Все в полном соответствии с гигиеническими рекомендациями.
Ракат — цикл молитвенных поз и движений, следующих друг за другом в строгой последовательности. В него входят стояние, произнесение слов «Аллах велик», коленопреклонение, падение ниц, чтение молитвы. Взяв левую руку в правую и прижав их к груди, верующий читает суру Корана. Вслед за этим он совершает поясной поклон, упираясь руками в колени, потом, выпрямившись и держа руки вдоль тела, произносит ряд обязательных фраз. Опускаясь на колени, молящийся совершает земной поклон, касаясь лбом земли, потом, выпрямившись, садится на пятки; повторяет земной поклон, поднимается на ноги и становится, опустив руки, держа их одну в другой.
Цель молитвенных движений — снижение нагрузки на позвоночник, восстановление кровообращения в затекших конечностях. Регулярное освобождение органов дыхания от частиц пыли во время совершения намаза снижало риск развития бронхолегочной патологии. Для этого не нужен храм — настало время молитвы, сойди со своего верблюда или коня, соверши ритуальное омовение, расстели коврик и соверши обряд. Сунна предписывает совершать земной поклон, опуская сначала колени, затем кисти рук, а потом лицо, располагая его между кистями рук и касаясь носом и лбом коврика. Попробуйте, встав на колени, опустив голову почти до земли, поднести руки к ушам. Нагрузка не малая. В результате регулярных движений тела во время молитвы повышается мышечная сила, эластичность сухожилий, связок, гибкость, тренируется вестибулярный аппарат.
Кто автор этих удивительно простых, но жизненно важных установок — Бог или гениальный врач с Аравийского полуострова? Сейчас это неважно, лишь бы их выполняли. С медицинской точки зрения намаз — это постуральный или позиционный дренаж, облегчающий отхождение мокроты не только у больных людей во время приступов бронхиальной астмы и при пневмонии, но и у здоровых людей, работающих в запыленной атмосфере. Проведение намаза улучшает газообмен. Известно, что дефицит кислорода, одышка сопровождаются чувством тревоги. Проведя процедуру, улучшающую кислородный обмен, человек успокаивается. Улучшение наступает через тридцать минут после проведения дренажа. Кстати, иногда больные перикардитом инстинктивно выбирают коленно-локтевое положение — «позу молящегося магометанина», — улучшающее диастолическое наполнение сердца. Знаменитый курганский гастроэнтеролог Я. Д. Витебский, хирург с большим опытом, рекомендовал лицам с патологией печени время от времени также принимать коленно-локтевое положение. Эффективность намаза в профилактике заболеваний легких, остеохондроза и радикулита очевидна.
Удивительно красивая и физиологичная христианская молитва завершала Троицын день в старину. Измотанным после весенних сельскохозяйственных работ христианам предписывалось читать молитву лежа ниц, с цветами в руках. При лежанье ниц травы клали под лицо молящихся, поэтому и называли эту процедуру «лежачей вечерней». Ароматы цветов успокаивали, расслаблялись уставшие мышцы, переставала болеть натруженная спина.
Основы популярной ныне ароматерапии были разработаны еще языческими жрецами. Так, древние греки в дар богине Афродите приносили тимьян обыкновенный, который сжигали на жертвенном огне. При сгорании тимьяна выделялся благоуханный дым «фимиам», возносившийся в небо.
Сейчас делаются попытки использовать эфирные масла для снятия агрессивности пассажиров в метро. Кто из великих предложил использовать в церкви ладан, обладающий антисептическими свойствами, снижающий содержание в воздухе болезнетворных микроорганизмов, оказывающий умиротворяющее действие? Народ выразил все полезные эффекты одной фразой: «черт (понимай, болезни) ладана боится».
Не всегда имена творцов стирались в памяти народа. Людей, исцелявших, людей, помогавших слабым и немощным, таких, как первый в истории фитотерапевт Пантелеймон, причислили к лику святых. На Руси было принято обращаться к чудотворцу святому Пантелеймону-целителю в моменты страданий. Великому целителю посвящал свои стихи и Сергей Аксаков:
Есть, однако, примиритель,
Вечно юный и живой,
Чудотворец и целитель, —
Ухожу к нему порой.
Ухожу я в мир природы,
В мир спокойствия, свободы,
В царство рыб и куликов,
На свои родные воды,
На простор степных лугов,
В тень прохладную лесов
И — в свои младые годы.

К чудотворцу обращался также поэт А. К. Толстой, на стихотворение которого «Пантелей-целитель» Сергей Рахманинов в 1900 году написал музыку. Обращение столь великих людей к образу святого Пантелея не случайно. В народном представлении — это добрый и мудрый собиратель трав, помощник всех страдающих телесными и душевными болезнями. Люди верили, что каждый год, 9 августа, он спускается на Землю и бродит по лесам и лугам до рассвета, наделяя каждое растение целебной силой. Считалось, что травы, собранные на Пантелея излечивают любое заболевание. Знахари, ведуны, монахи собирали лечебные травы на рассвете. «...Пантелей! Ты нас пожалей, свой чудесный елей в наши раны излей, в наши многие раны сердечные. Есть меж нами душою увечные, есть и разумом тяжко болящие, есть глухие, немые, незрящие, опоенные злыми отравами, — помоги нам своими ты травами!»
По преданию, Пантелей родился в семье знатного язычника. На формирование мировоззрения будущего целителя оказала влияние мать святого, бывшая тайной христианкой. Талантливого мальчика отдали на обучение к прославленному врачу Евфросину. Вскоре слава способного ученика дошла до Рима. Пантелей лечил всех, но прежде всего — неимущих и заточенных в тюрьмах. Принял крещение и обратил в веру своего отца, на его глазах излечив слепого. Получив после смерти отца в наследство богатое имение, он отпустил всех рабов на свободу, а имущество раздал нуждающимся, безвозмездно лечил больных.
Растущая популярность юного целителя, вызывала лютую ненависть врачей-язычников, и они донесли на него императору Максимилиану. Целителя обезглавили, а тело бросили в костер, но не сгорело оно в нем, а было тайно погребено христианами. Голова святого Пантелея как великая святыня хранится в Русском монастыре на горе Афон.
Как правило, казненного в молодости Пантелея изображали на иконах совсем юным, в левой руке его была коробочка с лекарствами, а в правой — миниатюрная ложечка, которой целитель раздавал страждущим лекарства. Об этом же говорит Марина Цветаева:
На каторжные клейма,
На всякую болесть —
Младенец Пантелеймон
У нас целитель есть.
Художник Михаил Нестеров посвятил целителю картину, он изобразил его молодым, красивым юношей, среди трав и цветов.
История Св. Пантелеймона оказала влияние на буддиста Жамсарана Бадмаева, принявшего христианство и вошедшего в историю как прославленный врач Петр Бадмаев.
К целителю обращался и великий мыслитель Николай Рерих, увлекавшийся изучением народной медицины. В начале 1915 года Николай Константинович заболел воспалением легких. Состояние его здоровья оказалось столь тяжелым, что он даже написал завещание. Из-за частых бронхитов и пневмоний лечащие врачи рекомендовали художнику сменить Петербург с нездоровым климатом на местность, как теперь говорят, с экологически благополучной обстановкой. Рерих был вынужден переехать в Карелию. Что может быть ужаснее несоответствия между духовными и физическими силами? Когда в голове столько идей, а больные легкие не дают сделать шаг непослушным, чугунным ногам, когда возникает ощущение, что какая-то неведомая сила затягивает тебя под воду !
Физические страдания предопределили интерес Рериха к народной медицине и к знахарям. Именно в этот период он пишет картину «Св. Пантелей Целитель», где показывает святого великомученика, собирающего целебные травы ранним весенним утром. В отличие от нестеровского канонического юного Пантелея, художник показывает пожилого, опирающегося на клюку человека, согбенного от тяжелых трудов. Испытав тяжелую болезнь, Рерих понимал, что ложечка, которой юный целитель на картинах его предшественников раздавал лекарства, не может избавить от болезней. Излечения может быть только в результате совместного, порой очень тяжелого труда целителя и исцеляемого. Взмахом руки, хоть и святой, не удается избавить больного от страданий, поэтому художник показал народное восприятие целителя, в сознании которого сбор трав — дело, требующее большого жизненного опыта, самоотверженного труда и терпения. Православный народ, как и Н.Рерих, вносил свои коррективы в религиозные догмы, представляя Пантелея не цветущим юношей, а умудренным жизнью старцем. Внимательно всматривается старец в окружающие его травы, словно беседует с ними, по листочку с благих трав собирает он и мешок ими свой наполняет.
Согласно преданиям, именно Пантелей открыл валериану, необычайно высоко почитаемую в современной медицине. Как-то в темную ночь целитель пошёл в лес собирать лекарственные травы. Вышел он на лесную опушку и вдруг среди кустов увидел множество мерцающих огоньков, выходивших тонкими струйками из земли. Пантелей стал раскапывать корни диковинного растения и, к своему удивлению, обнаружил, что чем больше он их копал, тем лучше себя чувствовал. Когда он набрал полную суму этих волшебных корешков, душа его наполнилась радостью и весельем. Проходя по селам, Пантелей давал больным людям эти корни и говорил: «Будь сильным, будь здоровым — valere!» И люди от тех корешков обретали покой и прилив жизненных сил.
Скифы считали валериану волшебным растением, оберегающим и восстанавливающим здоровье. В народной медицине валериана применялась при бессоннице, начиная со времен княжения А.Невского, который нередко сам прибегал к ней.
В России промышленный сбор валерианы начался еще при Петре I. По его приказу под Полтавой, в Лубнах была организована плантация лекарственных растений. В XVIII в. валериана включается во все европейские фармакопеи. Валериана остается самым популярным лекарственным средством. Она входит в состав валидола, без которого не выйдет из дома ни один здравомыслящий пожилой человек. Валидол переводится как «масло, придающее силу».
Кроме того, валериана является компонентом таких комбинированных препаратов, как кардиовален, валокордин, корвалол, валоседан и др. Из всех препаратов наиболее выраженный эффект дает свежеприготовленный настой из свежих корней валерианы.
Настой валерианы готовят следующим образом: столовую ложку измельченного корня заливают 200 мл холодной кипяченой воды, настаивают 6—8 часов, процеживают. Принимают по столовой ложке, детям — по чайной ложке 3 раза в день (при бессоннице).
Отвар валерианы: столовую ложку измельченного корня заливают 200 мл кипятка, кипятят 15 минут на слабом огне, настаивают 10 минут, процеживают. Принимают по столовой ложке, детям — по чайной ложке 3 раза в день (при бессоннице).
При гипертонической болезни для приготовления настоя валерианы 10 г корней и корневища заливают 200 мл кипящей воды, кипятят 30 минут, затем настаивают 2 часа, принимают по столовой ложке 3— 4 раза в день.
Отвар валерианы: 10 г корней и корневищ измельчают (длина частиц должна быть не более 3 мм), заливают 300 мл воды комнатной температуры, кипятят 15 минут и охлаждают. Принимают по полстакана 3 раза в день.
Порошок валерианы: толкут корни в ступке; принимают 1—2 г порошка 2—4 раза в день. Принимают при бессоннице, головной боли, заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Эффективность валерианы оказывается более высокой при систематическом и длительном применении.
Валериану широко применяют как в виде отдельных галеновых препаратов, так и в составе многокомпонентных настоев, настоек, капель и других комплексных средств, успокаивающих и улучшающих деятельность сердечно-сосудистой системы. Препараты валерианы назначают при заболеваниях, сопровождающихся нервным возбуждением, бессонницей, мигренеподобными головными болями.
Широко применяют валериану при легких формах неврастении и психастении, климактерических расстройствах, вегетоневрозах, неврозах сердечно-сосудистой системы, для профилактики и лечения ранних стадий стенокардии, гипертонической болезни, а также некоторых заболеваний печени и желчевыводящих путей, болезней, сопровождающихся спазмами желудка и кишечника с нарушением секреции железистого аппарата. Часто препараты валерианы назначают вместе с другими седативными, сердечными и спазмолитическими средствами.
Препараты валерианы уменьшают возбудимость центральной нервной системы, причем успокаивающее действие проявляется медленно, но достаточно стабильно. У больных исчезают чувство напряженности, повышенная раздражительность, улучшается сон.
Казалось бы, подарок Пантелея давно изучен. Но вот сенсация! В 2002 году японские ученые из Осакского университета обнаружили в корнях валерианы вещество, блокирующее деление вируса иммунодефицита. Под влиянием валтрата — так называется противовирусное вещество — содержание вируса в клетках снижается более чем на 80%. Ученые полагают, что использование валтрата в комбинации с уже существующими методами «поможет укротить болезнь».
Сохраняется в памяти народной и имя архангела Михаила, согласно легенде, спасшего людей больных чумой, даровав им дудник дягилевый Angelica archangelica. Славившиеся искусством исцеления бенедиктинские монахи использовали дудник как противоядие.
В России, да и в других странах, изучением и выращиванием лекарственных растений всегда занимались в монастырских садах. Так что базис современной фитотерапии был заложен религиозными учеными, активно использовавшими их во время проведения обрядов и для лечения паствы. Кстати, в последние годы монастыри возрождают эти традиции. Так, под руководством игумена Даниила на аптекарском огороде Свято-Никольского монастыря выращивают более 30 видов лекарственных растений. Производственники говорят, что самое качественное сырье для изготовления фитопрепаратов поставляют аптекарские сады при монастырях.
Славились знанием лекарственных растений обитатели староверческих скитов. Не случайно кержаки-староверы вошли в историю как люди, обладавшие отменным здоровьем. Да и как не быть силе, если у староверов во время чтения канона св. Андрея Критского, завершающего Великий пост, полагается совершить 952 земных поклона. Попробуйте повторить «Марьино стояние», а после этого скажите, правы ли утверждающие, что религия делает человека безвольным? А сколько усилий нужно приложить, чтобы, преодолев желание понежиться в теплой постели, встать на утреннюю молитву? Какая сосредоточенность должна быть у произносящего многочасовую молитву?
Нет ничего удивительного, что вдали от мирской суеты монахом Грегором Менделем были сформулированы законы, давшие начало современной генетике, с которой так рьяно боролась советская инквизиция. История борьбы наших партийных инквизиторов и с генетикой и с кибернетикой, показывает, что вероятность найти мракобеса в академическом кресле ничуть не меньше, чем в столько лет оплевывавшейся церкви.
Честь и хвала неведомому талантливому человеку, убедившему свой народ в необходимости ежедневной производственной гимнастики! Творцу, научившему свой народ подниматься на рассвете по сигналу муэдзина и совершать утреннее омовение и намаз. Ему удалось сделать то, что было не по силам нашим партийным вождям, распоряжавшимся такой громадной, но, очевидно, не очень эффективной пропагандистской машиной. Не сумели советские вожди приучить своих граждан вести здоровый образ жизни, отключавших радиоприемники, услышав слова «Передаем производственную гимнастику…». Наверное, потому, что эта передача шла вслед за гимном, за политическими новостями, т.е. была третьестепенной. А раз так, то и слушать, а тем более выполнять ее было не обязательно. Борясь с религиозными предрассудками, уничтожили громаднейшее достижение религиозной культуры — опыт организации оздоровительных мероприятий для всего населения.
Не пожинает ли сейчас наше государство плоды антирелигиозной борьбы, когда выделяет средства на оплату льготных лекарственных препаратов для гипертоников или других категорий больных, страдающих от заболеваний, связанных в большей степени с неправильным образом жизни? Не научило вовремя оно своих граждан ухаживать за своим организмом! Расплачиваться за это будут их внуки, на которых будет взвалено бремя ухода за больными родителями.
Поседев, изменила отношение к своей верующей бабушке. Всегда занятая по дому заботами, «шустрая как электровеник», она периодически прерывала работу, расстилала свой коврик и читала в полной тишине намаз. Мы покидали в этот момент дом, чтобы детским хихиканьем не помешать ее молитве, завершив которую, она вставала действительно обновленным человеком. Только сейчас поняла, что для трудоголика минуты молитвы — это отдых, для лентяя — это труд, для стрессированного человека — сеанс психотерапии. Не потому ли бабушка и ее подруги, дожившие почти до девяноста лет, не знали, что такое гипертония, радикулит и остеохондроз?
У нас не бывает песчаных бурь. Но есть кое-что похуже. Окислы серы, присутствующие в районах нефтеперерабатывающих предприятий, окислы азота, выбросы автомобильного транспорта в атмосферный воздух разрушают клетки мерцательного эпителия, защищающего легкие от попадания как бактерий, так и пылевых частиц, вызывающих бронхит и астму. Последствия вдыхания загрязненного воздуха не только в патологии органов дыхания — страдает весь организм. Так, превышение ПДК (предельно допустимого содержания) мелкодисперсных частиц в атмосферном воздухе на каждые 20 процентов относительно нормы приводит к увеличению частоты госпитализаций больных с острыми нарушениями мозгового кровообращения на 50 процентов. Как защитить органы дыхания жителям индустриальных городов? Наверное, атеистам регулярно проводить позиционный дренаж, а верующим намаз. Процедура полезна всем.
Эффективен позиционный дренаж после предварительного приема бронхорасширяющих и отхаркивающих средств (настоя термопсиса, душицы, мать-и-мачехи, багульника, подорожника), а также горячего липового чая. Через 20—30 минут после этого больной поочередно занимает положения, способствующие максимальному опорожнению от мокроты определенных сегментов легких под действием силы тяжести и «стеканию» мокроты к кашлевым рефлексогенным зонам. В каждом положении больной выполняет вначале 4—5 глубоких медленных дыхательных движений, вдыхая воздух через нос, а выдыхая через сжатые губы.
К сожалению, мы забываем о целесообразности, точнее, о физиологической необходимости таких движений. Поэтому, когда расшалившийся ребенок начинает ползать по полу или скакать на четвереньках, одергиваем его. Сядь, успокойся! Этой стандартной фразой мы подавляем его инстинктивную реакцию, направленную на активизацию газообмена в легких. Обратите внимание, любят подростки посидеть на газонах. Родителям, оберегающим одежду, это не нравится. Потом удивляемся, почему так помолодела гипертония.
Традиция совершать паломничество, хадж, существует во всех религиях. Крестовые походы и путешествия в Рим, в Мекку, паломничества малые — посещения местных святынь — кардинальным образом меняли образ жизни паломника. В литературе описано много случаев выздоровления после столь длительного похода, так, на Руси известны места чудесных исцелений людей, например, в Саровском монастыре. Чудо ли это? Или результат работы над собой? Независимо от того, в какого бога верует паломник, пройдя сотни километров не торопясь, ограничивая себя в еде и различного рода сомнительных удовольствиях, он излечивается от многих заболеваний, особенно вызванных адинамией. Религия рассматривает древнюю традицию паломничества по святым местам как труд во благо своей души и для исцеления тела. А разве это противоречит медицине?
Традиция иудаизма использовать кошерное, т.е. благословенное вино, полученное с лозы не моложе четырех лет, на виноградниках, в которых не допускается выращивание овощных и других культур в междурядьях, находит обоснование в современной науке. Гениальный агроном и винодел древней Иудеи понял, что если собирать плоды с несозревшей лозы, а тем более выращивать в междурядьях овощи, то в дальнейшем урожайность растения будет ниже! Пожадничав сейчас, обделишь себя в будущем. Интуиция подсказала виноделу древности, что вино, изготовленное из плодов молодой лозы, отличается по свойствам от вина, изготовленного из плодов зрелой лозы. Современный ученый сказал бы, что с возрастом растение синтезирует больше антоцианидинов, обладающих антиоксидантным и противоопухолевым действием и укрепляющих стенки кровеносных сосудов. Можно написать многотомный труд по технологии выращивания виноградной лозы и получения виноградного вина. Читать и понимать его будут узкие специалисты. Раввинам удалось закодировать весь объем информации двумя словами «кошерное вино».
Исключительно ценным является религиозный опыт борьбы с желудочно-кишечными заболеваниями, в частности процедура поста, которую можно рассматривать как массовую диетотерапию. Кто предложил проводить пост? Бог или великий диетолог древности, чье имя давно забыто? Современной наукой показано, что столь распространенный ныне панкреатит возникает тогда, когда существует диспропорция между количеством съеденной пищи и количеством выделенных поджелудочной железой ферментов, т.е. когда имеет место факт чревоугодия. Обратите внимание, что гастроэнтерологи деликатно объясняют стремительный рост желудочно-кишечных заболеваний погрешностями диеты, православная религия рассматривает болезнь как наказание за неспособность побороть смертный грех — чревоугодие.
Проблема избыточного веса существовала всегда. Решали ее разными способами. В Спарте молодых мужчин, страдавших ожирением, подвергали телесным наказаниям или изгоняли из города. Христианская религия предписывает умеренность в питании, рекомендуя поститься, особенно в осенне-зимний период. Какова должна быть сила воли человека, чтобы выдержать православный пост? Мало кто наделен железной волей Майи Плисецкой, рекомендующей: «Жрать надо меньше!». Кто из читающих эти строки не давал себе обещание со следующего дня, со следующего понедельника сесть на диету? По себе знаю, как трудно спокойно пройти мимо холодильника, не заглянув в него, и не поддаться искушению ухватить лакомый кусочек. Очевидно, что одному человеку трудно справиться с соблазнами, потому-то религия и предлагает коллективную диетотерапию. На миру легче отказаться от запретных продуктов, в компании вкуснее непривычно постная пища.
Здоровье от Природы, от Бога дается немногим. Одни, совершая пятикратную молитву, вымаливают его стоя на коленях, неважно, у какого бога. Другие добиваются его в жесточайшей ежедневной борьбе. Примерами успешности такой борьбы является опыт великого полководца Александра Суворова, циркового артиста Валентина Дикуля, кардиохирурга Николая Амосова — автора книги «Раздумья о здоровье». И те и другие заслуживают равного уважения.
Но совершенно очевидно, что государство должно кардинально изменить отношение к воспитанию здорового образа жизни. Если государство не возьмет на себя функции муэдзина, призывающего своих граждан начинать день с наведения порядка в своем организме, то оно не получит трудоспособного населения. Некому будет служить в армии. Так и будут стоять на площадях граждане, требующие льготных лекарств. Действительно, они не виноваты в том, что их не научили бороться ни со своими пороками, ни с их последствиями.
Не выдержит бюджет страны оплату лечения болезней, связанных с адинамией, обжорством, распиванием пива и совершением прочих, недопустимых с точки зрения религии утех. Почему наше государство, располагая самым высоким минаретом (телевидением), не созывает граждан на утреннюю гимнастику, не обучает их жизни в совершенно новой экологической среде?
Почему в 9 часов вечера не появляется на экранах телевизоров российский муэдзин, возвещающий: «Дорогие соотечественники, братья и сестры, страдающие гипертонией и прочими заболеваниями, перед вами выбор: или вы встаете и совершаете вечернюю прогулку, беседуя со своими близкими о Природе или Боге, и утром просыпаетесь с нормальным артериальным давлением. Или же вы можете выбрать второй вариант — остаться сидеть около экранов телевизоров, продолжая жить эмоциями телегероев, продолжая жить в иллюзорном мире, но при этом рискуя получить очень реальный гипертонический криз, инсульт, инфаркт и т.п. Дорогие соотечественники, телесериал, конечно, интересен, но жить самому гораздо интереснее. Лучше быть здоровым!»
Кстати, прекрасное доказательство влияния вечерних прогулок на здоровье — опыт кенигсбергского философа Иммануила Канта, излечившегося от кучи болячек, отрегулировав режим дня. Философ вошел в историю Кенигсберга как человек, по которому жители города сверяли свои часы. Ничто не могло заставить Канта изменить маршрут прогулки.
Почему по окончании трудовой недели не появляется на экранах телевизоров муэдзин, возвещающий: «Дорогие сограждане, вы устали, вам надо отдохнуть. Полноценный отдых в железобетонных клетках невозможен! Не начинайте утро выходного дня с лежания у телевизора, идите в парк, в соседнюю деревню! Проведя рабочую неделю за экраном монитора, восполнить потерю здоровья можно только с помощью активного отдыха на свежем воздухе».
Не Андрей Макаревич или Юлия Высоцкая, рекламирующие продукты, недоступные для большей части населения нашей страны, должны собирать к экранам телевизоров почитателей, а врачи-диетологи и фитотерапевты, возрождающие опыт использования наших национальных продуктов для воспитания здорового человека.
Религия победила потому, что все установки на здоровый образ жизни давались в лаконичной, доступной для неграмотного населения форме. Религия зиждется на догматах, которые необходимо безоговорочно выполнять, как в армии. Смысл военной операции понимает только несколько человек, остальные должны беспрекословно выполнять свой долг. Бывают ситуации, когда обсуждение неуместно. Побеждает та армия, в которой солдат выполняет приказ умного командира.
Наша профилактическая медицина пробуксовывает потому, что не научилась формулировать свои рекомендации в виде мягкого лаконичного императива, так, как это делает церковь.
Вместе с тем существуют знания, которые нужно давать основной массе населения исключительно в виде императива. Вспомните, еще совсем недавно телевизоры, да и всю бытовую аппаратуру, продавали с толстыми паспортами, в которые входили электронные схемы приборов, читать которые были способны единицы, залезать во внутренности сложных устройств рисковали только профи. Со временем стало ясно, что потребителю достаточно информации, касающейся только управляющих кнопок. Достаточно уметь включать или выключать прибор, более того, непрофессиональная попытка починить его опасна. Точно так же касаемо здоровья нужны простые формулы, понятные всем возрастным категориям, начиная от крохотного ребенка.
История великих религиозных книг — Веды, Авесты, Библии, Талмуда, Корана, Буддийского канона — насчитывает тысячи лет. С момента их создания наша жизнь изменилась кардинально. Не на все вопросы можно получить ответ даже и в этих великих творениях. Появились новые факторы, угрожающие благополучию общества. Огромное социальное значение приобретает ограничение вирусной инфекции, и не только ВИЧ-инфекции, которой каждые 14 секунд заражается один человек в возрасте от 16 до 24 лет. В докладе Фонда населения ООН под названием «О состоянии населения мира» указывается, что число ВИЧ-инфицированных увеличивается на 6 тысяч человек в день. Согласно данным ВОЗ, на планете около 2 млрд. человек, инфицированных или перенесших вирусные гепатиты. Заболеваемость гепатитом В за последние десять лет выросла в России в 2,5 раза. Более семи миллионов россиян заражены вирусными гепатитами В и С, ведущими к инвалидизации молодых людей. Как защитить себя и своих близких от вируса гепатита С, получившего красноречивое название «ласкового убийцы»? Физическими упражнениями и диетой от этих заболеваний не убережешься.
Ситуация требует мобилизации научных сил для разработки мер, ограничивающих распространение инфекции. Но что предлагает нам наше государство? Почему телевидение отсылает нас на сайт «Скажи гепатиту нет!» — недоступный наиболее уязвимым слоям населения, вместо того чтобы вести планомерную пропаганду защитных мер на общероссийском канале?
Может, школа обучает наших детей профилактике вирусных инфекций? Открываю учебник биологии, читаю: «инфекционный процесс начинается, когда проникшие в клетку вирусы начинают размножаться, т.е. происходит редупликация вирусного генома и самосборка капсида. Для осуществления редупликации нуклеиновая кислота должна освободиться от капсида. После синтеза новой молекулы нуклеиновой кислоты она одевается синтезированными в цитоплазме клетки-хозяина вирусными белками — образуется капсид». Попробуйте воспроизведите этот текст. Кстати, совсем недавно о перегруженности школьных учебников химии и биологии сложной терминологией говорили режиссер Карен Шахназаров и академик Велихов.
Кто-то из физиков сказал: «Образование есть то, что остается, когда все выученное уже забыто». Действительно, окончив школу, мы забываем все правила грамматики, рука пишет сама. Что касается биологического образования, то знания, полученные на уроках, должны остаться где-то в подкорке. Побуждают ли знания, полученные на уроке, отказаться хоть одного подростка от пирсинга или модной татуировки у сомнительных специалистов? Скорее всего, нет. Девяносто процентов инфицированных вирусными гепатитами — молодое трудоспособное население, обучавшееся по учебникам, не оставившим в душе ребенка и следа!
Проблемой «редупликации» вирусного генома и самосборки капсида, будет в дальнейшем заниматься один выпускник из десятков тысяч. Соответственно, это вопрос специальной подготовки. Для остальных основное условие сохранения здоровья — формирование инстинктивного страха перед использованием таких чужих предметов обихода, как бритвы, зубные щетки, мочалки, маникюрные ножницы и т.д., т.е. предметов, посредством которых можно заразиться. Не важно, помнит ли среднестатистический выпускник школы, как собирается капсид и строение вируса, самое главное — чтобы он научился защищаться от проникновения возбудителя в организм при микротравмах кожи и слизистых оболочек, чтобы он понимал, что нанесение татуировки, прокол мочек ушей в подпольных салонах и, само собой разумеется, использование чужих шприцев не менее опасно, чем огнестрельная рана. Если после урока не появляется понимание того, что попадание чужой крови в любую ранку может перечеркнуть все надежды и превратить здорового человека в инвалида, урок прошел впустую.
Возможно, если бы учебник был проиллюстрирован фотографией больного в терминальной стадии «шприцевого» гепатита, полученного при употреблении наркотиков, число желающих получать сомнительные удовольствия значительно уменьшилось бы. Резко сократилось бы число желающих делать пирсинг, если бы девушки увидели, что никакой фирменный шампунь не сделает густыми жиденькие волосенки больной сывороточным гепатитом.
И вряд ли мама, поссорившаяся с дочерью из-за пирсинга, стала бы извиняться по телевидению (СТС) перед дочерью, показывая, что она тоже вставила себе колечко на пупок! Образованная мама привела бы специалистов и доказала бы, что это достаточно опасная процедура.
Кто-то скажет, зачем превращать уроки в ужастики, зачем запугивать детей? Совместимо ли это с педагогикой? Но почему религия говорит о «муках ада», а гуманная педагогика, щадя психику ребенка, не обсуждает в школе муки земные? Не гуманно молчать об этом! Не гуманно терять людей из-за надуманных этических рекомендаций. Нужны яркие эмоциональные учебники, оставляющие след в душе ребенка, не менее яркий, чем религиозные книги.
Почему государство находит средства на оплату всякого рода политтехнологических манипуляций сознанием человека, но не находит средств на разработку жизненно важной для нашего государства технологии — организации борьбы общества за свое здоровье? Почему государство не пользуется опытом проведения массовых оздоровительных мероприятий, проверенного веками?
Слова «валериана», «валеология» (наука о здоровье) и «валюта» однокоренные. Наверное, это не случайно. Самая главная ценность — это здоровье. Не быть России богатой и процветающей до тех пор, пока она не научит своих граждан быть здоровыми.

 

  

Написать отзыв в гостевую книгу

Не забудьте указывать автора и название обсуждаемого материала!

 


Rambler's Top100 Rambler's Top100

 

© "БЕЛЬСКИЕ ПРОСТОРЫ", 2004

Главный редактор: Юрий Андрианов

Адрес для электронной почты bp2002@inbox.ru 

WEB-редактор Вячеслав Румянцев

Русское поле